Почему «Людей в черном 3» начали снимать без сценария?
Журнал The Hollywood Reporter задался вопросом: Как вышло так, что продолжение одной из самых известных фантастических дилогий в мире снимается с такими трудностями? Оказалось, что продюсеров подвело желание сэкономить.
То, что происходит с фильмом Барри Зонненфельда, является нетипичной историей для Голливуда: Ветераны киноиндустрии не припоминают ничего подобного. Картину начали снимать, имея всего лишь один акт готового сценария. Работа над «Людьми в черном 3» была прервана в декабре прошлого года и должна была возобновиться в этом феврале, однако продюсеры перенесли дату возобновления съемок на 28 марта. Все эти телодвижения связаны с попыткой доработки сценария – манипуляции над манускриптом теперь будет проводить Дэвид Кепп, который полировал сценарий первых «Людей в черном», но его имя осталось в тени.
Перенос съемочного графика будет стоить студии Sony миллионы долларов, но продюсеры настаивают, что существенно сэкономили, начав съемки в конце 2010 года, пока в Нью-Йорке действовала программа по снижению налогов для киноделов. Коллеги по цеху скептически смотрят на это оправдание. Один из крупных чинов конкурирующих студий, пожелавший сохранить анонимность, сказал: «Никакие налоговые поблажки не убедят меня поступить так, как Sony – начать снимать фильм без сценария!» Но у Sony есть еще одно оправдание: необходимо продолжить съемки на натуре, когда в Нью-Йорке уже наступит весна.
Скороспелый запуск триквела в производство обусловлен необходимостью собрать воедино три ключевых компонента франшизы: режиссера Барри Зонненфельда и актеров Уилла Смита и Томми Ли Джонса. Если бы Sony отложили работу над проектом на более долгий срок, то участие Барри, Уилла и Томми Ли оказалось бы под угрозой.
Смит и прочие участники проекта поначалу согласились работать, благодаря сценарию автора «Солдат неудачи» Итана Коэна. Версия полностью устраивала студию, однако Зонненфельд, продюсер Уолтер Паркс и сам Смит хотели внести изменения. Инсайдер со съемочной площадки рассказал THR, что Уиллу в последнее время очень нравится процесс сочинения сценариев. Актер получил право на поправки, однако процесс несколько затянулся.
Съемки планировалось начать в октябре 2010-го, но камеры заработали лишь в ноябре. Причина все та же – несогласованность сценария. Как только начались съемки, Sony пригласила автора ленты «Поймай меня, если сможешь» Джеффа Натансона, чтобы тот переделал триквел. Отсняв первый акт, продюсеры остановили съемочный процесс, но ни Зонненфельд, ни Паркс ни Смит не получили новую версию сценария.
«Если проект находился в разработке несколько лет, и они никак не могли получить нужный сценарий, то с чего они взяли, что исправят проблему за Рождество?» - удивляются анонимные студийные боссы. Камнем преткновения является сам сюжет фильма. Агент Джей (Уилл Смит) отправляется в 1969 год, где встречает молодую версию своего напарника, агента Кея (Джош Бролин). Из-за путешествий во времени возникает ряд сценарных дырок, которые нужно максимально предусмотреть. На это, безусловно, уходит определенное время. Наличие уже отснятого материала усугубляет ситуацию. «Мы привязаны к уже существующему началу, что создает совершенно дикие проблемы», - жалуется один из анонимных инсайдеров проекта.
Говорят, что Кепп уже выдал свой вариант сценария, но трудности, возникшие во время работы над фильмом, вскрыли давний конфликт между Барри Зонненфельдом и Уолтером Парксом. Отношения режиссера и продюсера были неважными еще со времен первых «Людей в черном». Существование третьей части зависело также и от того, смогут ли Барри и Уолтер прийти к согласию. Увы, но хрупкое перемирие было нарушено в конце прошлого года. И режиссера в этом винить трудно. «Обычно в конфликте винят Барри, потому что он невротик, - рассказывает все тот же аноним. – Но на самом деле все зло от Уолтера, поскольку он пытается навязать всем свою точку зрения. А поскольку он может уболтать кого угодно, то его слушают. Но хоть его идеи и кажутся классными, в сценарий они никак не укладываются».
В Голливуде Парксу приписывают «синдром Сальери» - мол, продюсер завидует талантам и готов на всё, лишь бы подрезать режиссеру крылья, заставляя осуществлять собственные задумки. Конфликт Зонненфельда с продюсером отразился и на сценаристе: в контракте у Дэвида Кеппа особым пунктом стоит полное невмешательство Паркса в его работу.
Согласно источникам THR, благодаря нью-йоркской программе по снижению налогов, Sony собирались сэкономить больше 35 миллионов долларов. Из-за этого второпях и запустили съемки – чтобы успеть до окончания программы в конце 2010-го. Но по иронии судьбы, администрация Нью-Йорка продлила ее еще на пять лет.