Премьеры США — 15 февраля

В США сталкиваются три проекта, обладающие определенной культурной подложкой. Первым среди них идет новый «Крепкий орешек», в котором Брюс Уиллис наводит шороху в российской столице. Далее следует очередная экранизация известного мастера литературных мелодрам Николаса Спаркса «Тихая гавань». Кроме того, пустующее место «Сумерек» пытается занять адаптация очередного молодежного бестселлера «Прекрасные создания».

«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК: ХОРОШИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ»

В России идут волнения, вызванные тем, что опальному миллиардеру Комарову, уже сидящему в тюрьме пятый год, власти собираются предъявить новые обвинения. И тут в страну прибывает Джон Макклейн (Брюс Уиллис), решивший вызволить с русской зоны своего сына Джека. Оказавшись в центре крупного митинга у Верховного суда, Джон неожиданно сталкивается с собственным отпрыском, во время стрельбы помогающим Комарову сбежать из-под стражи. Выясняется, что в тюрьме Джек оказался по заданию ЦРУ. Американские спецслужбы хотят вывести из страны Комарова в обмен на компромат, который тот накопал на своего коллегу Чигарина (Сергей Колесников), сейчас мечущегося в попытках узурпировать власть в России. Макклейн-старший неудачно вклинивается в операцию, фактически провалив ее. Теперь герои вместе со сбежавшим олигархом вынуждены прорываться с боем через многочисленные отряды наемников, преследующих беглецов по пятам.

В отличие от других влиятельных экшн-франшиз, «Крепкий орешек» — это чуть ли не единственная сегодняшняя серия с двадцатилетней историей, которая до сих пор оправдывает большие затраты и приносит серьезные дивиденды. Тот же «Терминатор» в четвертой своей ипостаси ознаменовался кассовым провалом, разорив продюсерскую компанию. «Рокки» зарабатывает достаточно скромные суммы, выигрывающие при сопоставлении с относительно небольшими бюджетами. Третья и четвертая части «Рэмбо» кассовыми феноменами не стали. «Индиана Джонс» играет на несколько другой стилистической территории.

«Орешек» же пользовался успехом всегда и в последние годы неплохо поддержал коммерческую репутацию Брюса Уиллиса (не говоря о том, что когда-то проект и принес ему мировую славу). В отличие от персонажей Шварценеггера и Сталлоне, исполненный им полицейский Джон Макклейн обладал близкими к стандартным физическими данными, при этом мог похвастаться совершенно феноменальной живучестью, отображенной в оригинальном названии франшизы. Правда, определенные болезненные ощущения герою испытывать приходилось. Некоторая потрепанность Макклейна присутствовала и в четвертой части, возродившей серию после длительного перерыва и отличившейся серьезно возросшим масштабом действия. Теперь Джон спасал от злобных хакеров всю страну.

В пятом фильме, вышедшем шесть лет спустя от предыдущей картины, Макклейн проходит какую-то невероятную стадию совершенствования, что даже авария с многочисленными переворотами (а за ней, как ни странно, следует еще одна) не в силах оставить хотя бы пятно на майке легендарного копа. Снимал фильм «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» жанровый режиссер Джон Мур, до того отметившийся ремейком «Омена» и экранизацией «Макс Пэйна» (обе ленты окупились в прокате, но отклики критиков на них были негативными). Режиссер в прошлых своих картинах тяготел к несколько блеклой цветовой палитре, которая перенеслась и на «Крепкого орешка».

Критики впервые в истории франшизы разбили ленту в пух и прах. Они не отрицают эффектности некоторых зрелищных сцен (которые в новом «Орешке» представлены обильно), но упрекают создателей в беспомощности многих сценарных поворотов — либо поразительных в своей нелепости, либо просчитываемых на много ходов вперед. Сам Брюс Уиллис явно не унывает и за несколько дней до старта картины обмолвился о том, что готов еще раз вернуться к образу Джона Макклейна, тем более что кассовый успех новой истории о приключениях нью-йоркского копа обеспечен заранее.

«Лишь несколько фанатов серии не согласятся с тем, что эта склеротическая пятая картина, кажется, должна стать последней», — Дана Стивенс, Slate.

«Он даже запущеннее, чем просто слегка глупый. Но присутствие Уиллиса хотя бы обеспечивает происходящему легкую иронию», — Крис Вогнар, Dallas Morning News.

«Это совсем не тот „Крепкий орешек“, что вы искали», — Джефф Беркшир, Zap2it.com.

«Утомительный, однообразный и вообще ненужный», — Курт Лодер, Reason Online.

«ТИХАЯ ГАВАНЬ»

Кэти (Джулианна Хаф) сбежала от своего жестокого мужа-полицейского (Дэвид Лайонс). Новый приют она нашла в маленьком городке Саутпорте. Там героиня встречает вдовца Алекса (Джош Дюамель), который вызывает у несчастной девушки искренние симпатии.

Многие звезды американской беллетристики (Стивен Кинг, Том Клэнси, Джон Гришем) давно уже обрели свою стойкую армию поклонников и в принципе не особо пытаются завоевывать новую аудиторию, продолжая создавать увлекательные истории в прославивших их жанрах — психологических хоррор-триллерах, военных экшнах и юридических драмах соответственно. Николас Спаркс в плане популярности не уступает названным именам, а его основной стезей стала мелодраматическая тема.

Возможно, по той причине, что первый всплеск популярности Спаркса пришелся несколько позже, чем у коллег, в конце 1990-х, внимание общественности к его персоне остается столь же высоким, не намечая пока никаких спадов. В последние несколько лет адаптации его книг льются мощным дождем. Только выходит одна, а через год поспевает следующая. В 2012-м мировой прокат пытался покорить «Счастливчик» с Заком Эфроном, теперь же стартует «Тихая гавань» Лассе Халльстрёма.

Шведский режиссер знаком со спарксовским материалом. Четыре года назад он успешно адаптировал для большого экрана его книгу «Дорогой Джон». Нет ничего удивительного в очередном сотрудничестве Халльстрёма и Спаркса, ведь эстетически более подходящих друг другу авторов, похоже, найти тяжело. Лассе начинал карьеру на шведском телевидении, после занимался музыкальными клипами, но известность ему принесли лирические киноновеллы о любви сложных натур и щемящие семейные истории.

Со времени «Дорогого Джона» Халльстрём не сидел без дела. Он впервые для себя отошел от мелодраматических оттенков в триллере «Гипнотизер» и снял позитивистскую комедию «Рыба моей мечты», неожиданно вошедшую в число номинантов последнего «Золотого глобуса». Критики к стартовавшей «Тихой гавани», как то часто бывает с экранизациями Спаркса, отнеслись отрицательно. Зато с точки зрения маркетинга новая лента Халльстрёма однозначно заслуживает большей оценки: релиз романтической истории подгадали ко Дню всех влюбленных, благодаря чему по сборам в дебютный уик-энд она может обойти не столь соответствующую празднику пятую часть «Крепкого орешка».

«Этот фильм я мог бы назвать гибридом. В какой-то степени этот проект можно назвать коммерческим, потому что он рассчитан на массового зрителя и хорошую кассу. Но я получил огромное удовольствие, работая над этой историей. Не так часто у меня бывает возможность внести что-то от себя в историю, подключая к этому актеров и вообще всю нашу группу. Нам дали полную свободу в создании ситуации, которая бы отражала естественный процесс возникновения любви. Я даже могу сказать, что подходил к этому с позиции документальности. Мне хотелось, чтобы и актеры подходили к своим ролям с той же позиции, чтобы все в их поведении было естественно, ненавязчиво. Так, как это часто происходит в реальной жизни. Для этого мы просто импровизировали, добавляли то, что не было предусмотрено сценарием, а подсказывала обстановка, в которую попадали наши герои», — поведал в интервью КиноПоиску режиссер Лассе Халльстрём.

«ПРЕКРАСНЫЕ СОЗДАНИЯ»

Новенькая ученица в классе маленького южного городка нелюбима одноклассниками из-за ее странных родственников. Положительно к девушке относится только парень Итан. На самом деле у школьницы действительно есть секрет: она ведьма, а ее истинная сущность раскроется на 16-летие.

Совместная книга двух дебютанток (но при этом имеющих ученую степень по литературе) Ками Гарсиа и Маргарет Стол «Прекрасные создания» была опубликована в 2009-м и мгновенно стала бестселлером. В том же году права на экранизацию купила студия Alcon Entertainment. Режиссером будущей ленты был назначен большой голливудский профессионал, сценарист Ричард ЛаГравенес, работавший над такими лентами, как «Король-рыбак» (за этот фильм он получил номинацию на «Оскар»), «Мосты округа Мэдисон», «Воды слонам!» и т. д. Очевидно, что в создании романтических историй кинематографист поднаторел изрядно. Задолго до выхода экранизации голливудские аналитики предрекали «Созданиям» амбиции по заполнению того свободного пространства, что осталось после завершения сверхпопулярной молодежной саги «Сумерки». Творение Гарсиа и Стол также играет на сверхъестественной теме, только тут действие помещено в антураж южной готики. Критики отнеслись к режиссерскому дебюту ЛаГравенеса с равнодушием.

«Прекрасные создания» целиком опираются на плечи центральных актеров. И в этом смысле здесь все отлично», — Лэреми Лэджел, Film.com.

«Скучная и нелепая мешанина», — Кристофер Туки, Daily Mail.

«Пышная адаптация книги, смешивающая в себе романтику, фантазию и некоторую жестокость», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.

Также в американском прокате стартуют ленты «Как влюбленный», «Нет», «Побег с планеты Земля» и другие картины.