Премьеры США — 19 апреля

В США все внимание сосредоточено на масштабном научно-фантастическом эпике «Обливион» Джозефа Косински с Томом Крузом и Ольгой Куриленко в главных ролях. Куда скромнее на этом фоне выглядит старт новой работы Роба Зомби «Повелители Салема», спродюсированной создателями «Паранормального явления». До ограниченного сектора добралась картина Франсуа Озона «В доме».

«ОБЛИВИОН»

К 2077 году человечество фактически вымерло из-за последствий инопланетного вторжения. Люди победили иноземцев, истребив ядерным оружием всю окружающую среду. Выжившие вынуждены ютиться на огромной космической станции, черпая нужные ресурсы при помощи платформ, охраняемых от посягательств оставшихся пришельцев специальными дронами. Починкой устройств занимается техник Джек (Том Круз), чей пятилетний контракт подходит к концу, и скоро он вместе со своей напарницей Викторией (Андреа Райзборо) отправится в космос. Планам Джека не суждено сбыться: недалеко от него падает космический корабль, на борту которого обнаруживаются криогенные капсулы. Дрон, призванный охранять людей, внезапно уничтожает астронавтов. Джеку удается спасти лишь одного пассажира — черноволосую Юлию (Ольга Куриленко), являющуюся точной копией той женщины, что регулярно видится герою во снах.

Джозеф Косински пришел в режиссуру в середине 2000-х. Как и любой другой новичок, он сначала оттачивал свои навыки на коротком метре. За плечами Косински архитектурный факультет и обширные познания в компьютерном дизайне. Но долгое время он хотел попробовать себя в настоящем кинематографе. После двух десятков удачных и эффектных роликов (среди них весьма впечатляющие трейлеры для Gears of War и Halo 3) Джозеф решил выступить с полноценной игровой картиной.

Изначально он планировал, что его дебютом станет «Обливион» — им же придуманная история о мире будущего, которую Косински оформил в сюжетную заявку, однако так и не смог переработать в сценарий. Зато определенный интерес материал вызвал у начальников издательства Radical Comics, предложивших клипмейкеру переработать имеющийся у него сюжет в полноценную графическую новеллу, которую можно будет представлять различным инвесторам.

За время, потраченное на разработку комикса, Косински был утвержден студией Disney в качестве постановщика сиквела культового фильма «Трон». Ожидалось, что продолжение знаковой картины начала 1980-х, построенной на компьютерной эстетике, поборется за высокие кассовые сборы с «Аватаром» Джеймса Кэмерона, так как главным преимуществом ленты было весьма изобретательное использование трехмерного формата. Успех у нового «Трона» получился не столь значительный, но Косински смог заинтересовать «Обливионом» руководство студии Disney. Еще одной персоной, увлекшейся сюжетом, оказался Том Круз, в чьи руки попала комик-коновская брошюра графического романа, созданного Джозефом в соавторстве с Radical Comics.

На разных этапах разработки сценария к производству картины были подключены оскароносцы Уильям Монахэн и Майкл Арндт (последний занимался окончательной версией текста), а также друг режиссера Карл Гайдусек, специализирующий в основном на телевизионных проектах. В операторы «Обливиона» Косински утвердил своего давнего коллегу Клаудио Миранду. Правда, через год после старта переговоров о фильме студия Disney решила отказаться от финансирования картины в силу того, что не кровавый, но достаточно взрослый сюжет окончательно выбился из семейной стратегии, продвигаемой этим коммерческим гигантом. Осиротевшую картину подхватила Universal. Критики отнеслись к итоговому результату без восторга, высоко оценив дизайнерскую составляющую картины, операторскую работу и эстетику старомодных научно-фантастических лент, в то же время пожурив создателей за сумбурный и не слишком оригинальный сценарий.

«Приятно видеть научно-фантастическое кино, не относящееся снисходительно к своим же зрителям», — Дэвид Медскер, Bullz-Eye.com.

«Лоснящаяся, банальная, амбициозная картина, фатально не использующая весь свой потенциал на полную мощность», — Том Черити, CNN.com.

«Этот научно-фантастический фильм — эквивалент чертовски хорошей группы, перепевающей чужие хиты», — Ричард Рупер, Richard Roeper.com.

«Фильм опирается на плечи гигантов, но вид отсюда все еще невероятно хорош», — Роб Вокс, Mania.com.

«ПОВЕЛИТЕЛИ САЛЕМА»

Хейди работает диджеем и однажды получает посылку с винилом от, как ей казалось, некой группы. На самом деле эта запись от всамделишных повелителей города Салема, известного своей колдовской силой. И скоро они явят себя во всем своем мистическом могуществе.

Когда-то известный по своей группе White Zombie и сольным пластинкам (его альбом Hellbilly Deluxe получил в США мультиплатиновый статус), востребованный хеви-металлист Роб Зомби в первой половине 2000-х, как он давно и мечтал, переквалифицировался в режиссеры (хотя музыку до сих пор не забросил). Его любовь к непривычному жанровому кино тянется уже не первое десятилетие. Когда-то он даже составлял подборку подобных фильмов для полуночных показов канала Turner Classic Movies.

В своем кинематографическом творчестве Роб решил двигаться в направлении хоррора. Его дебютная лента «Дом тысячи трупов» вышла в 2003 году и стала нишевым хитом, впрочем, приведя в раздражение критиков. Сам режиссер годы спустя без восторга отзывался о своем целлулоидном первенце, говоря, что сейчас бы в принципе не смог снять что-то подобное, так как в то время он был парнем, «не знающим правил игры».

Прием потеплее ожидал ленту «Изгнанные дьяволом» — первый однозначный кассовый хит Зомби, вышедший в 2005-м. Через пару лет стартует, наверное, самое амбициозное творение хоррормейкера (уж точно самое рискованное) — интерпретация эталонного триллера Джона Карпентера «Хэллоуин». Довольно брутальная версия старой истории, снятая Зомби, вызвала отторжение у американской прессы, но коммерческий успех фильма был неоспорим, что позволило запустить в производство сиквел, вышедший на экраны в 2009-м и явно ставший заключительным в только наметившейся франшизе.

До «Повелителей Салема» Зомби пытался поставить ремейк хоррор-классики «Капля» (уже однажды переделанной в конце 1980-х). В итоге он скооперировался, пожалуй, с самыми актуальными американскими продюсерами, работающими в жанре фильмов ужасов, — с Джейсоном Блумом, Ореном Пели и Стивеном Шнайдером. На их счету такие хиты, как «Паранормальное явление» и «Астрал» (а Блум еще приложил руку к грандиозно выступившим в прокате малобюджетным картинам «Синистер» и «Мрачные небеса»). Учитывая, что траты на проекты данных кинематографистов обычно ограничиваются довольно скромными числами, то на «Повелителей Салема» была выделена сумма в полтора миллиона долларов. Причем Роб Зомби решил полностью отказаться от всевозможных визуальных эффектов, ограничившись механическими трюками и гримом. Впрочем, критики столь старомодный подход не оценили.

«Рискованный, смелый, амбициозный, но не очень хороший», — Остин Кеннеди, Film Geek Central.

«В конечном итоге впадает в глупость, но это жутко атмосферное кино предлагает некоторые пугающие моменты во время просмотра», — Фрэнк Шек, Hollywood Reporter.

«От этой картины вам поплохеет, но здесь так и задумано», — Марк Олсен, Los Angeles Times.

«В ДОМЕ»

Жармен (Фабрис Лукини) преподает французскую литературу восьмиклассникам. Простая просьба о сочинении, описывающем прошедшие выходные, оборачивается для учителя ворохом текстов, состоящих из двух-трех предложений, в основном рассказывающих о том, что школьники ели пиццу и смотрели телевизор. Среди этого парада беспомощности на глаза Жармену попадается довольно изысканное сочинение, чей автор рассказывает о своей дружбе с одноклассником и в довольно нетипичных, чуть ли не вуайеристских формулировках представляет, как познакомится с его семьей. Учитель решает поговорить с неординарным восьмиклассником, но, вместо того чтобы пожурить его за неуместную откровенность, с нетерпением ждет от него новых текстов.

Под конец прошлого десятилетия развив стремительную творческую активность, режиссер Франсуа Озон лишь слегка сбавил обороты с выходом одной из своих самых коммерческих успешных картин — несколько рафинированной для этого постановщика социальной комедии «Отчаянная домохозяйка» с Катрин Денёв, Жераром Депардье и Жереми Ренье, любимцем братьев Дарденн. Из данной картины в стартующую в американском ограниченном прокате ленту «В доме» перекочевал центральный актер Фабрис Лукини, снова воплощающий несколько растерянного персонажа, сталкивающегося с проблемой управления (в предыдущем фильме Озона ему мешали работники фабрики по производству зонтов, в нынешнем — ученики-лодыри). Тем не менее по своей тональности «В доме» куда мрачнее «Домохозяйки», не говоря об основной интриге, поначалу довольно загадочной и триллерообразной. Среди фестивальных достижений фильма победа на смотре в Сан-Себастьяне и внушительное число номинаций на премию «Сезар». Американские обозреватели от новой работы Озона остались в полном восторге.

«Торжество повествовательной мощи», — Джо Моргенштерн, Wall Street Journal.

«Почти совершенный фильм», — Крис Барсанти, Film Racket.

«Черноюморный и невероятно цельный, это, возможно, лучший фильм о взаимоотношениях учителя и ученика со времен „Выскочки“ 1999 года», — Алонсо Дюралд, The Wrap.

На следующей неделе в США также стартуют ленты «Кровью и потом: Анаболики», «Большая свадьба», «Мад», «Кон-Тики» и другие.