Борьба за зрителя разворачивается между тремя картинами: второй режиссерской работой фотографа и клипмейкера Антона Корбайна «Американец», эксплойтейшном Роберта Родригеса «Мачете», поставленным по мотивам поддельного трейлера для проекта «Грайндхаус, и романтической комедией «На расстоянии любви» с Дрю Бэрримор и Джастином Лонгом в главных ролях.
«Мачете»
Федеральный агент по прозвищу Мачете (Дэнни Трехо), ворвавшись в переполненный бандитами дом на машине (в которой остался убитый напарник), попадает в ловушку, устроенную главным наркобароном Мексики Торрезом (Стивен Сигал). Жена и дочь Мачете погибают, а он сам спустя годы трудится поденщиком в Техасе. Его нанимает за огромные деньги таинственный мужчина по имени Бут (Джефф Фэйи). Теперь задача Мачете — убийство сенатора Маклафлина (Роберт Де Ниро), славящегося своим ультранегативным отношением к мексиканским эмигрантам. Во время операции Мачете подставляют: сенатор подстрелен в ногу другим снайпером, а сам Мачете объявлен в розыск. Скрываясь от преследователей, герой вместе с агентом миграционной службы Сартаной (Джессика Альба) выясняет, в чем смысл подставы и кто за этим стоит.
Роберт Родригес — режиссер-экстравагант, вместе с Квентином Тарантино один из тех, кто бережливо возрождает в современном Голливуде эстетику культового эксплуатационного кинематографа прошлого — второсортных лент, снимавшихся ради коммерческой выгоды и на потеху не самой взыскательной публике, но часто обладавших мощнейшим очарованием. Главное, ради чего те картины можно смотреть, не боясь за свое эстетическое восприятие, — это преобладающее над глупыми сюжетами великолепное визуальное чутье многих корифеев эксплойтейшнов, таких как Расс Мейер или Энцо Кастеллари, работавших над выстраиванием композиции видеоряда и монтажом своих картин не хуже многих признанных мэтров.
Последние несколько лет Родригес и Тарантино признаются в своей любви к эксплуатационному кино открыто и воскрешают его с соответствующим серьезному замыслу помпой и размахом (как-никак это же целый культурный пласт мирового кино). Пиком совместного творчества стал «Грайндхаус» — масштабный проект, состоящий из двух фильмов, каждый из которых был максимально близко стилизован под культовые картины прошлого. В тарантиновском случае под автомобильные ленты 1970-х вроде «Грязной Мэри, сумасшедшего Ларри» («Доказательство смерти»), у Родригеса — под зомби-муви («Планета страха»). Для пущей достоверности, будто зритель действительно смотрит данную подборку в семидесятническом кинотеатре, в «Грайндхаусе» присутствовали и поддельные трейлеры, снятые для несуществующих фильмов (среди их постановщиков были Эдгар Райт и Элай Рот). Один из роликов снял сам Родригес — это была история бывшего мексиканского федерального агента Мачете в исполнении Дэнни Трэхо, мстившего за подставу. На самом деле ролик не был рожден спонтанной идеей. О подобных каверзах американских спецслужб по подставам мексиканских бойцов Трэхо рассказал кузену Родригесу еще во время их работы над «Отчаянным». Собственно, большая часть сценария родилась у режиссера примерно в тот же период.
Ради того чтобы сильнее сосредоточится на «Мачете» (где ему помогал соавтор фильма Этан Маникис, работавший над многими проектами постановщика в качестве монтажера), Родригес отказался от режиссуры «Хищников», ограничившись лишь продюсерским контролем над ними и доверив непосредственно съемки ленты венгру Нимроду Анталу. Фильм оказался вполне успешным, собрав 120 миллионов долларов при 40-миллионном бюджете. Предыдущим же режиссерским проектом создателя «От заката до рассвета» был «Камень желаний», в котором Родригес снова проявил себя как автор семейного кино — лента провалилась, не снискав особого успеха ни у критиков, ни у зрителей.
Учитывая специфичность материала, обозреватели отнеслись к «Мачете», можно сказать, на ура. И, действительно, как и при работе над «Грайндхаусом», Родригес очень точно перенес в актуальное кинопространство стилистические особенности любимого им субраздела мирового кино, точнее фильмов времен его расцвета — 1960—1970-х годов. В «Мачете» все, как и в стареньких лентах, попадающих под подобную категорию, ведь и формула, по которой картина строилась, в общем-то такая же, не меняющаяся десятилетиями: минимум осмысленности происходящего, максимум веселья. Абсурдный сюжет, качающий временами фанковый саундтрек, голые девицы в кадре (среди которых Линдси Лохан), будто бы состаренная пленка, крепкая операторская работа. По отношению к своим первоисточникам «Мачете» не менее аутентичен, чем прошлогодний «Черный динамит» Скотта Сандерса — лента-стилизация под различные образцы жанра блэксплотейшн. Фильм Родригеса предназначен для таких же любителей эксплуатационного кино, что и сам его автор, и критики это вполне отчетливо понимают, потому особого негодования по отношению к «Мачете» не высказывают, называя ленту в числе вышедших в последнее время одним из старательных и внятных проявлений любви к культовому кино прошлых лет.
«Надо сказать, „Мачете“ бы составил отличную компанию „Доказательству смерти“ и „Планете страха“ на тройном сеансе», — Скотт Уайнберг, FEARnet.
«Не поймите меня неправильно, здесь есть свои отличные моменты, но Родригес умудрился найти способ сделать экстремальное насилие скучным», — Джефф Бэйер, The Scorecard Review.
«Одно из наиболее зверски развлекательных guilty pleasures со времен „Убить Билла“, — Эйви Оффер, NYC Movie Guru.
«„Мачете“ — это чистейшее эксплуатационное золото», — Дрю МакУинни, HitFix.
«Этот фильм не извиняется за свою глупость или абсурдность, делая его просмотр невероятно увлекательным зрелищем», — Кевин С. Джонсон, St. Louis Post-Dispatch.
«„Мачете“ настолько же кровав, насколько вы этого хотите, и настолько же жесток, насколько вы этого от него и ожидаете», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Какофония экшна, насилия, возмутительности и приятного возбуждения», — Джим Джуди, Screen It!
«Неофициальный сиквел родригесовского сегмента „Грайндхауса“ походит на своего прародителя. Такой же жестокий, забавный, но в чем-то разочаровывающий», — Итэн Алтер, Film Journal International.
«Американец»
Американский киллер Джек (Джордж Клуни) проваливает последнее дело и осознает необходимость дальнейшего ухода из профессии наемного убийцы. Остается лишь очередной заказ, который станет завершающим в его карьере. Для выполнения задания Джек отправляется в маленькую деревушку в Италии, где вопреки заветам своего ремесла заводит дружбу с местным священником (Паоло Боначелли) и вступает в пылкие отношения с местной же проституткой (ее играет дочь Микеле Плачидо Виоланте), что приводит не к самым лучшим последствиям.
Второй фильм, безусловно, легендарного фотографа и клипмейкера Антона Корбайна получился ориентированным на куда более широкую публику, чем его дебют «Контроль» — невыразимо красивый, но по большей части стандартный байопик об одной из самых влиятельных британских групп последних 30 лет Joy Division. Но во многом Корбайн остался верен себе: «Американец» визуально великолепен от первого до последнего кадра и не столь жанрово прямолинеен, как может показаться из синопсиса. Западные критики сравнивают его одновременно с «Самураем» Жан-Пьера Мельвилля, «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха и «Пределами контроля» Джима Джармуша, правда, сетуют: хоть операторская работа в ленте достойна высших похвал, сценарий мог бы быть более цельным и менее рассредоточенным.
«Меня больше покорила визуальная часть фильма, чем история. „Американец“ чрезвычайно медлителен в первых двух актах, но хорош в финале», — Кевин МакКарти, BDK Reviews.
«Мне понравилось, и я рекомендую „Американца“ как пример победы формы над содержанием», — Джефри Андерсон, Combustible Celluloid.
«Кино, которое содержит в себе больше вопросов, чем ответов, и требует от зрителя усидчивости и концентрации, а не только того, чтобы тот откинулся на спинку кресла и наслаждался крутыми пушками и крутейшими красотками», — Дэниэл М. Киммел, New England Movies Weekly.
«Фильм распадается на части задолго до его финала», — Кэрин Джеймс, Newsweek.
«Ну, по крайней мере он лучше ужасного «Опасного Бангкока» с Николасом Кейджем», — Роберт Ротен, Laramie Movie Scope.
«Это Серьезный Клуни, играющий в созерцательном фильме, который мог бы возникнуть где-нибудь во Франции или Италии середины 1960-х», — Круг Вогнар, Dallas Morning News.
«На расстоянии любви»
Гаррет (Джастин Лонг) встречает Эрин (Дрю Бэрримор). Вместе они отлично проводят шесть недель, но назревает пора расставания — Эрин должна возвращаться в родной Сан-Франциско, а Гаррет должен остаться в Нью-Йорке. Однако такой расклад дел не символизирует собой распад пары, наоборот, они решают держаться вместе и выстроить отношения на расстоянии.
Американка Нанетт Бурстейн удачно занималась документальным кино, дебютировав в нем лентой «На канатах», рассказывавшей о судьбах тренера по боксу и трех его подопечных, получившей приз на фестивале Sundance и номинированной на «Оскар». После были столь же удачные картины: «Kid Stays in the Picture», повествовавшая о судьбе продюсера Роберта Эванса (ответственного за «Крестного отца» и «Китайский квартал»), бывшего на вершине славы, а после обвиненного в убийстве, выкинутого на обочину киноиндустрии и сумевшего вернуться в нее обратно, а также «Американские тинейджеры», следившие за жизненными перипетиями пятерых подростков, олицетворявших собой разные социальные типы. Игровой дебют Бурстейн «На расстоянии любви» (одним из продюсеров которого стал режиссер Адам Шэнкман) выполнен на достаточно затертую ромкомовскую тему, что было достаточно удивительно, учитывая, что критики отмечали у постановщицы «нюх на сенсационность». Одной из отличительных черт ленты является тот факт, что Дрю Бэрримор и Джастин Лонг связывали близкие отношения и в жизни (при этом они уже расходились, но год назад снова сошлись). Критики в целом к фильму отнеслись достаточно спокойно, учитывая и без того сильную загруженность проката проходными романтическими комедиями.
«Неожиданно забавный фильм. Не классный, отнюдь. Но он заставил меня смеяться больше обычного, чем я ожидал», — Маршалл Файн, Hollywood & Fine.
«Крепкое, но абсолютно забывающееся после просмотра развлечение», — Эндрю О’Хэйхир, Salon.com.
«Каждый раз, когда „На расстоянии любви“ выдает очередную большую похабную шутку, фильм теряет весь ритм. Когда он старается быть трогательным, то работает куда лучше», — Дэвид Мескер, Bullz-Eye.com.
«Слишком очевидно вдохновленный успехом фильмов Джудда Апатоу, смешивающего романтику и похабщину, „На расстоянии любви“ путает мерзость с крутизной, а готовых к импровизации персонажей с реальными людьми», — Джефф Беркшир, Metromix.com.
Также в американском прокате стартуют ленты «Моя собака Тюльпан», «Макс Манус: Человек войны», The Big Uneasy, «Враг Государства № 1» и многие другие картины.