Основная премьера в США — очередная и будто бы заключительная часть эпопеи о «Пиле», только уже в трехмерном формате. Зато очень активен ограниченный прокат. Среди самых заметных лент нашумевшие «Монстры» Гарета Эдвардса и последняя работа покойного Клода Шаброля «Беллами», на которой французский классик поработал с Жераром Депардье.
«Пила 3D»
Выжившие жертвы Конструктора собираются вместе, чтобы пройти терапию у еще одного пострадавшего Бобби Дагена (имеющего свои секреты), но вскоре серия истязаний начнется вновь и дойдет до самых немыслимых пределов, когда очередная мышеловка маньяка захлопнется прямо на улице перед огромной толпой зевак.
В 1980-е на зрителей ежегодно сваливались новые «Хэллоуины», «Кошмары на улице Вязов» и «Пятницы, 13-е». В них удачно найденная формула (причем фактически одна на всех) нещадно эксплуатировалась из раза в раз, но наплыв фанатов был настолько силен (как и их сплоченность), что кассовый успех обеспечивался практически каждому сегменту из данных франшиз. Веселье кончилось в 1990-е, когда мода на слэшеры прошла, и постепенно свернулись в трубочку каждый из этих известных хоррор-брэндов (хотя в новом веке все были возрождены вновь). Творение выпускников мельбурнской киношколы Джеймса Вана и Ли Уонелла «Пила» во многом наследует традиции упомянутых лент. Как минимум своей устойчивостью. В кинотеатрах уже семь лет подряд каждый год выходит очередной сегмент «Пилы», но зрители, судя по сборам, начали уставать только к шестой серии, получше принятой критикой, чем предыдущая, зато по сборам прошедшей даже хуже родоначальника серии. Спасло от провала «Пилу 6» лишь то, что на картину был выделен достаточно малый бюджет. А ведь сборы франшизы уже пять раз пересекали стомиллионную черту в мировом прокате, и в итоге хоррор-серия удостоилась звания самой кассовой среди себе подобных за всю историю, так что такой не очень удачный поворот от внимания большинства не ускользнул.
Седьмая «Пила» освоила, наконец-таки, трехмерный формат, от создателей ожидали, что они смогут освежить и так уже порядком запутавшуюся в собственных сюжетных тенетах серию. Да и новые технологии уж точно могут служить подспорьем в коммерческом плане, так как ленты, оснащенные приставкой 3D, благодаря повышенной цене билетов, всегда способны получить неплохую прибавку к кассовым сборам. Результат оказался, конечно, явно не столь воодушевляющий, как мог бы, и совершенно точно можно говорить об абсолютном провале у американских критиков, разгромивших ленту в пух и прах, зато со сборами, как всегда, особых проблем нет. Хотя серия позиционируется, как заключительная глава всей истории, ничего не мешает продюсерами, как и, например, в случае с «Пиратами Карибского моря», затеять очередное продолжение эпопеи, так сказать, обозначить ее новый виток.
«Лента страдает от самоповторов. Мало того, что у создателей иссякли идеи по поводу пыток, так у них еще и иссякли причины для их убийств», — Джим Столек, Jam! Movies.
«3D здесь ужасное. Актерская игра тоже. Убийства и сцены пыток убогие. Концовка очевидная. Вы действительно хотите потратить 15 долларов, чтобы увидеть это?» — Кевин МакКарти, BDK Reviews.
«Можно только надеяться, что кто-то или что-то уничтожит эту серию, прежде чем модным станет 4D», — Джим Джуди, Screen It!
«Знаете, дело плохо, когда при просмотре вы начинаете жалеть злодея», — Элизабет Уайцман, New York Daily News.
«Якобы заключительный сегмент в становящейся еще более нелепой серии, к сожалению для зрителей, не предлагающей ни большого количества драмы, ни ужасов», — Брет Мичел, Boston Herald.
«Самый тупой и наиболее алогичный фильм серии», — Адам Грэм, Detroit News.
«Монстры»
Шесть лет прошло с того момента, как упавший спутник NASA, принесший с собой нечто неземное, преобразил часть Мексики в охваченную инопланетными существами зону. Эндрю — фотограф, снимающий репортаж вблизи огражденной властями территории. Владелец газеты поручает ему доставить на паром свою дочь Саманту. Неплохо нагрузившись вечером ранее перед последним отплытием парома, Эндрю теряет паспорта и теперь им придется пересекать границу через инфицированную зону.
Цифровая революция дает свои обещанные плоды, и удешевление съемочной техники действительно, как когда-то предполагалось кинокритиками, привело к всплеску фильммейкеров всех мастей. Впрочем, не все так просто. В последних сообщениях о каких-то внезапно возникших самородках есть некоторая доля преувеличения. Тот же Нил Бломкамп (автор «Района № 9»), как и, кстати, Гарет Эдвардс, долгое время работал мастером визуальных эффектов на крупных проектах - оба не новички в индустрии, а вполне прижившиеся в ней технари, что и сыграло немалую роль в качестве их проектов. Единственный, кто действительно не так опытен в киноделании — бывший игровой дизайнер Орен Пели, автор нашумевшего «Паранормального явления», правда, он во многом просто повторил приемы своих предшественников на ниве псевдокументалистики и какого-то особого владения кинофактурой не продемонстрировал. Зато это не помешало его дебюту собрать огромные для подобного проекта деньги, еще более впечатляющие по сравнению с производственными затратами в 15 тысяч долларов.
Примерно столько же будто потратил на свой первый полный метр британец Эдвардс. Его «Монстры» не спекулируют камерностью и не прикрываются фальшивой документальностью. Если не знать о том, что лента стоит какие-то совершенно мизерные даже по меркам полувековой давности деньги, то попытка уличить авторов в малозатратности вряд ли будет иметь место. Данную сумму режиссер с его крохотной съемочной группой потратил на поездку по Мексике, где собирал материал, задействуя при создании картины местных жителей и окружающие виды. Последующая визуальная обработка по разным данным стоила сумму в несколько раз превышающую заявленную официальной, однако даже так чисто внешне картина смотрится как вполне себе приличная голливудская продукция. Правда, «Монстры» — это кино с некоторым вывертом, не грошовая научная фантастика, скорее полусымпровизированное мелодраматичное роуд-муви в декорациях инопланетного вторжения, и появления пришельцев здесь лишь добавляют динамики, но не являются основой повествования, а инфицированная зона в сюжете с тем же успехом могла быть лишь прозаично оккупированной какими-нибудь гуериллаз. Критики к ленте отнеслись скорее положительно, хотя и без взрыва восторга.
«Нерасторопный, интересный и интригующий взгляд на новый мир, отданный на милость новой монструозной породе существ», — Феликс Васкез младший, Cinema Crazed.
«Эдвардс заслужил нашего внимания», — Робин Клиффорд, Reeling Reviews.
«Чудо малобюджетности. Аскетичное повествование здесь обрамлено внушительными визуальными эффектами», — Фрэнсис Крис Карпентер, Movie Dearest.
«Монстры» не похожи ни на один научно-фантастический экшн, выходивший прежде. Фильм имеет больше общего с подвижными разговорными драмами вроде «Перед рассветом», — Джефф Беркшир, Metromix.com.
«Обе героя настолько неприятны, что вы быстро встаете на сторону монстров. К сожалению, они никогда не представляют какой-то реальной опасности», — Лу Луменик, New York Post.
«Беллами»
Наслаждающийся жизнью грузный комиссар полиции Беллами отдыхает в летнем доме своей жены. Вокруг царит дурманящая голову безмятежность, такая, что немолодой полисмен с большим трудом преодолевает решение газетного кроссворда. Мешает комиссару назойливый посетитель, постоянно приходящий к нему с какой-то проблемой. Оставив свои контакты, мужчина звонит Беллами поздно вечером и просит приехать к нему сейчас же. Комиссар отвечает на предложение и отправляется в гостиницу, где его ждет причиняющий беспокойство надоеда, внезапно признающийся в убийстве.
Великие классики французской «новой волны» часто обращались к детективному направлению, что Годар («Банда аутсайдеров» по Долорес Хатчинс) или Трюффо («Стреляйте в пианиста» Дэвида Гудиса, «Сирена Миссисипи» и «Невеста была в черном» — экранизации Корнелла Вулрича). Но их коллега Клод Шаброль, с территории драм ступивший на поле традиционного жанра, в этом, конечно, перещеголял соратников, во многом заново сколотив себе имя на эстетском crime fiction с двойным дном. Герои его фильмов часто скучающие буржуа, в жизнь которых врывается нечто преступное, чаще всего убийство, историям раскрытия которых режиссер посвятил далеко не один фильм. В его дальнейшей карьере есть и не втискиваемые в какие-то жанровые рамки экранизации Флобера или Генри Миллера, однако для большей части европейской публики Шаброль, в отличие от упомянутых постановщиков, оставался неоцененным в полной мере. Воспринимался каким-то ремесленником, чья смелость в творческих порывах осталась далеко в конце 1950-х. Шаброль же был куда более многогранен, он подминал под себя любой материал, перерабатывал его с тем невероятным изяществом и легкостью, отличавшим его едва уловимый, и в тоже время абсолютно узнаваемый стиль.
Он снимал до последнего. Именно «Беллами» стал финальной точкой в карьере великого мастера, скончавшегося в сентябре 2010 года. При этом Шаброль умудрился еще и снять два эпизода телевизионного цикла «Век Мопассана», успевшего уже пройти и по российским телеэкранам. «Беллами» в свою очередь — скромный интеллигентный детектив с привычной для режиссера некоторой усмешкой в сторону зажиточного класса. Американские критики оценили последний фильм мэтра очень положительно.
«Последний фильм Клода Шаброля был его первой работой с Жераром Депардье — уже достаточная причина, чтобы посмотреть данную картину», — Рекс Робертс, Film Journal International.
«Разочаровывающий трибьют Шаброля Жоржу Сименону и Агате Кристи. Бледное продолжение его же «Одной девушки на двоих», — Кент Тернер, Film-Forward.com.
«Легковесный детектив, к которому, как ничто другое, больше всего подходит слово комичный», — Тим Брэйтон, Antagony & Ecstasy.
С 4 ноября в США стартуют мультфильм «Мегамозг», триллер «Игра без правил», остросюжетная драма Дэнни Бойла «127 часов» и новое творение Тайлера Перри «Для цветных девочек».