В США комедии сталкиваются с трагедиями. С одной стороны мультфильм «Мегамозг» и комедия «Впритык», обремененная некоторой мелодраматичностью, с другой — трагедийная драма Дэнни Бойла «127 часов» и политическая лента «Игра без правил», берущие за основу события, которые имели место в реальной жизни.
«Впритык»
Разобравшись с делами, архитектор Питер (Роберт Дауни-младший) едет домой к жене в Лос-Анджелес. В аэропорту он встречается со странным пузаном Итаном (Зак Галифианакис), с которым уже в самолете у него происходит конфликт, небольшой, однако приводящий к тому, что обоих высаживают с транспорта. Оставив в салоне бумажник со всеми деньгами и документами, Питер вынужден принять помощь Итана, стремящегося в Лос-Анджелес, чтобы стать актером. В пути их ждут самые удивительные приключения — от простых недоразумений до конфликтов с полицией.
Представитель условного объединения The Frat Pack, Тодд Филлипс только-только в прошлом году стал фигурантом крупного кассового успеха фильма «Мальчишник в Вегасе». Развязная, но при этом гомерически смешная комедия при бюджете в 35 миллионов долларов собрала в мировом прокате около полумиллиарда. Какие-то конкретные причин такой вопиющей популярности, кроме небывалой удачи, назвать сложно, хотя, как и предыдущие ленты Филлипса и работы его соратников по The Frat Pack, «Мальчишник» располагал к себе совершенно завораживающим идиотизмом и обаянием невероятной силы. Один из самых ярких актеров ленты, Зак Галифианакис, перекочевал и в следующую работу режиссера.
По форме «Впритык» — достаточно стандартное роуд-муви, отсылающее ко многим подобным лентам 1980-х годов а-ля «Самолетом, поездом, автомобилем» и прочим «Успеть до полуночи». В центре событий два героя: Питер исключительно рационален, Итан настолько же эксцентричен, причем непостоянен в небывалой степени. Что действительно несколько неожиданно по отношению к фильму, так это его некоторая мелодраматичность, которая в фильме еще чуть-чуть и начнет превалировать над шутками. Только персонажи случайно выпивают кофе, сваренный из праха, не проходит пары минут, как банка, содержащая его в своем жестяном цилиндре, сваливается на пол, где спустя еще секунду ее хозяин валяется в слезах. Такие моменты в картине множественны и даже придают ей какой-то неожиданный для многих работ Филлипса оттенок трагикомичности. Хотя следует помнить, что начинал режиссер с документального кино, причем дебют его был посвящен персоне Джи Джи Аллина — панка и отъявленного маргинала, чья судьба не располагала к легкомысленным выводам. Критики к новому фильму отнеслись несколько холодновато, учитывая очень теплый прием предыдущей работы постановщика.
«Умеренно забавный фильм, который должен был быть еще забавнее», — Том Лонг, Detroit News.
«Менее неприятный, чем „Мальчишник в Вегасе“, но все еще дерзкий», — С. Джоанна Роблидо, Common Sense Media.
«Хорошая актерская игра, но вот где фильм буксует, так это в своей способности рассмешить», — Кристофер Смит, Bangor Daily News.
«Мегамозг»
Когда-то родители погибающих цивилизаций отослали в космос в спасательных ракетах двух своих малышей, и оба приземлились на Земле. Один рос любимцем публики и в итоге превратился в супергероя по имени Мачомэн, охраняющего покой граждан города Метро-сити. Другой занял ровно противоположную стезю — теперь он злодей Мегамозг, раз за разом пытающийся поработить мир, но с одинаково плачевным успехом.
В 1998 году мировой прокат переживал забавное двойное противостояние студии Disney с компанией DreamWorks. Первая выпустила ленту Майкла Бэя «Армагеддон», посвященную спасению от надвигающегося конца света, вторая в том же году поступила так же со «Столкновением с бездной» Мими Ледер. Тогда же Disney помогли Pixar представить на суд зрителей мультипликационный ремейк «Семи самураев» с поправкой на насекомоведческую тематику — «Приключения Флика», а их конкуренты из DreamWorks эскалировали соревнование двух конгломератов выпуском «Муравья Антца».
Спустя десяток лет история, как оно обычно и бывает, повторила себя с участием тех же DreamWorks и новосозданной Illumination Entertainment. Обе студии выпускают в 2010 году ленты, посвященные антагонистической теме. Первыми летом выступили Illumination со своим дебютом «Гадкий я», ставшим хитом проката и любимцем критиков. Уже осенью стартовал «Мегамозг», где неудачливый главный герой так же воплощает отрицательную сторону, но по мере развития сюжета показывает в себе и приятные черты характера.
Как к любой нынешней коммерческой анимации, к «Мегамозгу» практически невозможно придраться. Все здесь продумано до мельчайшей мелочи и подается в строго выверенных дозах: юмор, мораль, драма. Фактически массовая мультипликация — один из немногих в современном кинематографе гарантов качества, хоть и, конечно, определенная стагнация наблюдается в ней открыто. Те создатели, которые хотя бы на один шаг отходят от выведенных формул (как пример — триквел «Истории игрушек»), всегда остаются в выигрыше, как, кстати, и зрители. Именно в некоторой замшелости «Мегамозг» упрекают и критики, хотя даже стандартность не мешает ленте быть приятным развлечением, каким она и является по сути.
«Бодрый и смешной, плюс грамотное использование трехмерного формата», — Майк МакГрэнэхан, Aisle Seat.
«Динамичный, умный и эмоционально увлекающий», — Кевин Уильямсон, Jam! Movies.
«В нем отсутствует оригинальный сюжет, и его визуальная изобретательность не использует свой потенциал на полную. Зато вы не найдете актеров, лучше воспринявших бы данный материал, чем Уилл Феррелл, Тина Фей, Брэд Питт, Джона Хилл и Дэвид Кросс», — Брайан Таллерико, HollywoodChicago.com.
«Вам он понравится. А потом вы его забудете», — Том Лонг, Detroit News.
«127 часов»
Альпинист Арон Ролстон отправился в горы один, не сообщив никому, куда он уходит, и не обеспечив себя средствами связи. Во время одного из спусков его руку зажимает огромный валун. Теперь Арон вынужден придумать, как ему выбраться из такой ловушки, иначе совсем скоро закончатся еда и питье, и, чтобы спастись, ему придется пойти на совершенно немыслимый для любого человека шаг.
Некоторое количество лет назад карьера Дэнни Бойла переживала очередной спад, доведший постановщика до того, что он, насколько известно, всерьез стал подумывать о сиквеле прославившей его экранизации «На игле» Ирвина Уэлша. Все выправил «Миллионер из трущоб» — бодрая и трогательная стилизация одновременно и под серьезные драмы, и под индийское кино, собравшая урожай в восемь «Оскаров» и принесшая создателям роскошные кассовые сборы (что еще удивительнее, если учесть тот факт, что ленту пытались в США спихнуть сразу на DVD-рынок). Новый свой проект «127 часов» Бойл задумывал с 2006 года, с того момента, как прочел автобиографию альпиниста Арона Ролстона, бывшего инженера Intel, бросившего работу в фирме в угоду своему увлечению. Фактически история, прославившая Ролстона, на ладони и укладывается в самые малые объемы: полез в горы один, никого не предупредив. Случайно скользнувший валун прищемил руку, которую во спасение пришлось ампутировать в совершенно ужасающих условиях и без всякого наркоза (вряд ли это можно назвать раскрытием какого-то особенного поворота сюжета: именно случившееся и прославило горе-альпиниста на всю Америку, где Арон сумел засветиться далеко не в одном популярном телешоу и по поводу чего написал свой бестселлер). Другое дело, как развил историю Бойл — судя по новостям о падающих в обморок во время сеансов зрителей, он справился отлично, что и подтверждают американские критики, выдающие ленте самые высокие баллы.
«Дэнни Бойл и Джеймс Франко сделали „127 часов“ еще одной причиной не терять веру в волшебство киноделания», — Клэй Кэйн, BET.com.
«„127 часов“ — это невероятное и незабываемое одиночное путешествие», — Бэтси Шарки, Los Angeles Times.
«Один из лучших фильмов года», — кинокритик Эммануил Леви.
«Игра без правил»
Когда-то посол США в Габоне, известный политик Джозеф Уилсон выпускает в 2003 году серию статей, где обвиняет родное правительство в умышленном вторжении в Ирак. Колонки Уилсона производят фурор, что не может оставаться незамеченным властями. Месть родного государства окажется хлесткой: благодаря высокопоставленному работнику президентской администрации Скутеру Либби в газете «Sunday Times» появится информация о том, что жена Уилсона Валери Плэйм — секретный агент ЦРУ.
На самом деле «Игра без правил» проект, во многом сравнимый с «Социальной сетью» Дэвида Финчера. Основная его особенность — сама сюжетная завязка. События в обоих случаях не предусматривают какого-то динамичного развития: протоколы, доклады, протоколы, иски — один, второй, другой. И, конечно, обе истории очень свежи. Дело Плэйм, как и появление Facebook, взбудоражило американскую общественность всего шесть—семь лет назад, и окончательная точка в нем еще не поставлена. Многие перипетии истории уже успели быть зафиксированными в книгах, одной из которых стала автобиография самой Валери Плэйм «Игра без правил: Моя шпионская жизнь и предательство меня Белым домом», послужившая основой фильма Дага Лаймана, автора тусовочных комедий и залихватских боевиков. Однако для режиссера не впервой снимать ленты такого плана, ведь именно Лайман перезапустил историю о Джейсоне Борне, но, в отличие от продолживших франшизу лент Пола Гринграсса, его «Идентификация Борна» вышла степенной и нерасторопной, в темпе и стилистике, как раз подходящей для политической ленты вроде «Игры без правил». Американские критики отнеслись к фильму положительно, а премьера картины состоялась в рамках основного конкурса последнего Каннского кинофестиваля.
«Больше просто приятный, чем захватывающий», — Джейсон Андерсон, eye WEEKLY.
«Персонажи разгорячены, да, но от самого фильма все равно веет холодом», — Джеффри М. Андерсон, Combustible Celluloid.
«„Игра без правил“ даже почти интереснее как исследование брака под огнем, чем умный политический триллер», — Джим Вейвода, IGN Movies.
Также с 5 ноября в прокате США новое творение неугомонного Тайлера Перри «Для цветных девочек», австралийская лента «Красный холм», британская комедия «Четыре льва» и т.д.