На своем пути все сметает очередной «Гарри Поттер», на этот раз предпоследний. В широком прокате ему сопутствует новая режиссерская работа Пола Хаггиса «Три дня на побег» с Расселом Кроу и Элизабет Бэнкс в главных ролях. В американском ограниченном прокате стартует последняя по времени работа выдающейся французской постановщицы Клер Дени «Белый материал».

«Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1»

После убийства Дамблдора школа Хогвартс ввергнута в хаос, а Волан-де-Морт сотоварищи вовсю устанавливают свою власть. Уничтожить мага может лишь Гарри Поттер, находящийся вместе с друзьями Роном и Гермионой в опале и пытающийся отыскать оставшиеся крестражи, которые сохраняют в себе частицы души предводителя Пожирателей смети и лишь деструкция которых и может помочь в деле уничтожения темных сил.

http://samouchka.net/uploads/posts/2010-03/1268901617_garri-1.jpg

Один из главных культурных мифов 21-го века, хоть и не истончился, но готовится к своей отправке в архив. Почти 10 лет «Гарри Поттер» регулярно выходил на большие экраны, однако уже в следующем году его пришествие состоится в последний раз, так что идея создателей разделить экранизацию седьмой книги на две части будто бы выполняет сразу две задачи: и как можно полнее отразить содержание прозы Дж. К. Роулинг, и одновременно растянуть удовольствие потенциальных зрителей, тем самым подготовив их к неизбежному расставанию с сагой.

Даже если учесть заявления писательницы о возможном появлении еще одного тома в серии, основной костяк все равно всегда будут составлять семь частей — по каждой на год обучения центральных персонажей в школе волшебства Хогвартс. Начавшись, как уютная детская сказка, «Поттер» дорос к последнему сегменту до полноправной эпопеи, рассчитанной на повзрослевшую аудиторию первых книг и настроенчески уже с первых романов порой достаточно нетипичной для подобного рода литературы. Именно в пресловутом балансе между наивностью и серьезными выводами, кажется, и кроется секрет успеха франшизы. С самого начала совсем юные школьники погружаются в интриги, выстроенные не хуже добротного crime fiction, не говоря о том, что кульминационные моменты каждого тома отдают эпичностью, соответствующей настоящему масштабному полотну.

Первые три экранизации «Поттера» поставлены авторами более-менее заслуженными, как то Крис Коламбус (автор легких и трогательных комедий, включая суперкассовую дилогию «Один дома») и совсем неожиданный любитель долгих планов и самобытный Альфонсо Куарон, за три года до срежиссированного им «Узника Азкабана» прославившийся лентой «И твою маму тоже». И, как ни странно, общепризнанно справившийся с поттерианой едва ли не лучше всех, перекинув мостик от просто увлекательной сказки к сложносочиненной (по меркам легкой беллетристики, к какой обычно и причисляют сагу) магической подростковой эпопее, каковой являлись последующие книги Роулинг.

После Куарона экранизировали прозу британской писательницы исключительно крепкие ремесленники — Майк Ньюэлл (две главные его работы — мелодрама «Четыре свадьбы и одни похороны» и криминальная драма «Донни Браско») и после поставивший чуть ли не половину частей франшизы Дэвид Йетс, долгое время работавший на английском телевидении. Причем к седьмой серии примеривались и тот же Куарон, и даже известный сказочник Гильермо Дель Торо, но в итоге режиссерское кресло все равно ушло к проверенному Йетсу, не рискующему какими-то неожиданными ходами и снимающему чисто иллюстративные экранизации, по сути своей и нужные многим зрителям для закрепления впечатления, полученного от книги.

Американские критики такой расклад отлично понимают и к «Поттеру» никогда особенно не цепляются, признавая сугубый профессионализм технической стороны лент, поставленных по прозе Роулинг, и на каких-то, может быть, очевидных недостатках часто не останавливаясь, потому что посторонний от поттерианы зритель часто вовсе игнорирует очередную серию саги, идущую в кино.

«По своему художественному уровню и качеству актерской игры лучший фильм поттерианы за долгое время», — Майк Макгрэнахан, Aisle Seat.

«Идите. Не идите. Ничто из того, что я напишу, не будет тут иметь никакого значения», — Джефф Мейерс, Metro Times.

«Отлично, продолжение эпической саги стало еще более мрачным и динамичным», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.

«Очень хорошая смесь настроения и зрелища, экшна и проработанных персонажей, волшебства и страха», — Роб Томас, Capital Times.

«В равных частях это и экшн-триллер, и политическая притча, и многомерная любовная история», — Элизабет Уайтцман, New York Daily News.

«Только для фанатов поттерианы», — Виктория Александр, FilmsInReview.

«Три дня на побег»

Джон и Лора Бреннаны — счастливая питтсбургская чета, чье умиротворение рушится в считанные минуты, когда в дверь их дома врывается полиция, обвиняющая жену в убийстве собственной начальницы. Лору, настаивающую на своей невиновности, отправляют на долгий срок за решетку, где она проводит три года, истощающих ее физическое и психическое состояние. Джон все это время растит сына, уже пошедшего в школу, где из-за произошедшего с матерью он постоянно сталкивается с проблемами со сверстниками. Напряжение доходит до предела после Лориной попытки самоубийства, наталкивающей супруга на мысль об устройстве побега для любимой.

http://vkinobudke.ru/uploads/posts/2010-11/1289566326_2.jpg

Главный успех режиссера Пола Хаггиса связан не с его телевизионной деятельностью, которой он отдал 20 лет жизни, а с фильмом «Столкновение» — очередной вариацией на тему коротких историй, состоящей из многочисленных сюжетных виньеток складывающейся в панораму жизни Лос-Анджелеса и его различных социальных прослоек. Лента была аутсайдером оскаровской церемонии 2006 года, пробившись туда с трудом, через два года после выпуска, и тем неожиданнее было присуждение ей главной статуэтки за лучший фильм, учитывая, что обычно подобные независимые драмы просто игнорируются академиками.

«Три дня на побег» — новая работа постановщика после его прошлого триумфа, основанная на материале французской ленты Фреда Кавайе «Ради нее».

Хаггис слегка подрихтовал первоначальный сценарий для американской почвы и заострил внимание на менее выведенном в оригинале конфликте — на драме обывателя, столкнувшегося с инаковой стороной жизни. Герой Кроу также, как и персонаж оригинала, учится совершенно незнакомым ему навыкам, но делает это очень продолжительно и превозмогая тягостность собственного положения — от тщательного самостоятельного планирования столь сложной операции (для чего советуется с опытным беглецом в исполнении Лиама Нисона) до взлома замков (учебное пособие он находит в интернете). Мучается, теряется, но в итоге все равно находит в себе силы для дальнейших действий вплоть до подстегиваемых отчаянием безумных поступков, мило лакируемых создателями сравнением с Дон Кихотом, которого персонаж изучает вместе со студентами.

Критики отнеслись к ленте без особой симпатии, высоко оценивая актерскую игру Кроу и Элизабет Бэнкс, но упрекая фильм в недостаточной драматургической выверенности.

«Не более чем придирчивое в деталях, очень длинное обучающее видео», — Эй. О. Скотт, New York Times.

«Один из редких ремейков, превосходящих оригинал. „Три дня на побег“ — забавный, волнующий триллер в духе „Беглеца“ и „Неуловимого“. Кроу и Бэнкс феноменальны», — Крис Бамбрей, JoBlo's Movie Emporium.

«Есть интересные моменты, но фильм слишком затянут и разрознен», — Дэниэл М. Киммел, New England Movies Weekly.

«Одинаково отличный и как глубокая драма, и как высокооктановый триллер», — Дэвид Ньюсэйр, Reel Film Reviews.

«Последние полчаса чертовски напряженны», — Марти Мэйпс, Movie Habit.

«Кроу и Бэнкс делают этот фильм лучше, чем он того заслуживает», — Мойра Макдональд, Seattle Times.

«Грамотный триллер, который мог бы претендовать на большее», — Роджер Эберт, Chicago Sun-Times.

«Триллеры не должны быть стопроцентно правдивыми, но хотя бы на десять процентов-то уж было бы неплохо», — Мэтт Пэйс, Metromix.com.

«Белый материал»

Белая женщина Мари живет в Африке и ни в какую не соглашается оставить плантации ее семьи, даже учитывая то, что в республике, являющейся местом ее проживания, вовсю разгорается гражданская война.

Родившаяся в Африке французская постановщица Клер Дени далеко не впервые обращается к теме своей отчизны, фигурирующей уже в ее дебюте «Шоколад», а после ставшей местом действия в одной из сильнейших картин режиссера «Красивая работа». Фильм-участник последнего Венецианского смотра, «Белый материал» не имеет ничего общего с романтизированным взглядом на Африку, часто пропагандируемым голливудскими лентами. Это предельно жесткая драма, одним из источников вдохновения которой, кроме, собственно, воспоминаний Дени, стало творчество лауреатки нобелевской премии Дорис Лессинг, в своих произведениях плотно исследующей континент. Африка у Дени не просто место, полное выжженных солнцем равнин и экзотических животных, а такой своего рода магнит, баллардовский затонувший мир, который вроде бы и жесток к своим обитателям, но в то же время страшно для них притягателен.

Критики оценили ленту очень высоко.

«Фильм выдающейся французской постановщицы Клер Дени часто великолепно отображает всю истинную сложность нашей жизни. Она один из лучших сегодняшних межинтернациональных режиссеров», — Брайан Талерико, HollywoodChicago.com.

«Лента объединяет в себе одну из лучших французских актрис и одного из передовых национальных режиссеров. Результат оказался столь же внушителен, как и предполагалось», — У. А. Мьюсетто, New York Post.

«Клер Дени всегда была поэтом настроения и момента. И в „Белом материале“ она преуспевает в том, чтобы связать свои навыки для создания истории непрерывно напряженной и атмосферной», — Питер Брэдшо, Guardian.

С 24 ноября в США стартует мультфильм «Рапунцель», мюзикл «Бурлеск», боевик «Быстрее пули», мелодрама «Любовь и другие лекарства», а также победитель Торонтского кинофестиваля лента «Король говорит!» Тома Хупера.