На американский прокат свалилось сразу три полнометражных дебюта: экшн «Путь воина» корейца Снгму Ли, «Санта на продажу» финна Ялмари Хеландера, а также в кои-то веки все же добравшийся до кинотеатров США «Я люблю тебя, Филлип Моррис» сценаристов «Кошек против собак». Из работ проверенных мастеров стартует «Черный лебедь» Даррена Аронофски.
«Путь воина»
Мастер клинка Янг (Чан Дон Ган) жалеет младенца — последнего оставшегося в живых представителя (вернее, представительницу) вражьего клана. Зная, какая кара ждет его по возвращении к собратьям, герой с ребенком за пазухой отправляется на Дикий Запад к своему другу. Пунктом назначения становится захолустное поселение, подпитывавшееся от работы местного цирка, к сожалению, теперь толком не функционирующего. По прибытии выясняется, что приятель умер, оставив после себя прачечную. Ей-то и начинает заведовать Янг. В ходе действия выясняется причина запустения города: местный полковник-кавалерист с садистскими замашками давно терроризирует жителей. На защиту униженных встает Янг. Только если он посмеет расчехлить свой меч, преданные им собратья смогут найти коллаборациониста и отомстить ему.
Кореец Снгму Ли в своем дебюте пытается буквально скрестить Восток и Запад. «Путь воина» разворачивается по всем классическим канонам вестерна. Главный герой Янг — все равно что тот же Человек Без Имени или Шейн — приходит в маленький пустынный городок, одолеваемый преступной группировкой. Несмотря на некоторые первоначальные неловкости при приеме гостя, он умудряется завоевать расположение аборигенов и встать на их защиту — сюжет для жанра абсолютно типизированный. Вносит в него разнообразие именно восточный колорит. Янг — лучший фехтовальщик в мире (о чем зрителям вовремя сообщает с некоторым юмористичным задором всплывающий на экране титр в начале фильма), и в бою он действует при помощи холодного оружия. Другая особенность — визуальный ряд. Вне помещений и декораций задний фон ленты виртуален, чем вызывает напоминания о внешнем виде «300 спартанцев» Зака Снайдера или «Спиди-гонщика» братьев Вачовски, снятых большей частью при помощи зеленого экрана. Иногда компьютеризированность фона становится настолько сильной (вплоть до очевидной неестественности), что перекрывает по сочности красок любое творение импрессионистов.
Несмотря на обилие визуальных эффектов и явную преемственность азиатским экшн-традициям (кстати, в этом отношении «Путь» уже не первый за последнее время — прошлогодний «Ниндзя-убийца» Джеймса МакТига развивал сходную тему), картина Снгму Ли действительно заимствует у вестернов не только сюжетную схему. Тут и там по ленте разбросаны отсылки ко многим классическим вестернам. Один из лучших актеров современности Джеффри Раш переигрывает самую титулованную роль Ли Марвина из фильма «Кэт Бэллу» — бывший стрелок-профессионал, прозябающий в пьянстве и безделье, однако не теряющий своего таланта. Серджио Леоне вообще для создателей был одним из определяющих ориентиров, что во многом поспособствовало согласию на участие в фильме актера Дэнни Хьюстона.
«Перенасыщенная, в высшей степени стилизованная, визуально сюрреалистичная, полная клише, необузданная чокнутая кунг-фу-фантазия», — Сьюзан Грейнджер, SSG Syndicate.
«Если Серджио Леоне сделал бы видеоигру в жанре западно-азиатского вестерна, то этот фильм был бы ею», — Бет Экомэндо, KPBS.org.
«„Путь воина“ стоит на уровне фильма «Джильи». Это катастрофа в стиле «что-же-они-там-думали», которая, тем не менее, может снискать культовую славу у любителей таких великолепных осечек», — Люк Томпсон, E! Online.
«Картина выглядит словно эпическое полотно Серджио Леоне, поставленное Феллини или Ларсом фон Триером», — Майк Хэйл, New York Times.
«Черный лебедь»
Живущая с деспотичной матерью балерина Нина (Натали Портман) заменяет приму Бет (Вайнона Райдер) в грядущей постановке «Лебединого озера». Вскоре Нине самой придется столкнуться с потенциальной конкуренткой Лили (Мила Кунис). Последующие события заставляют Нину взглянуть вглубь себя и открыть в себе новые черты характера пугающего свойства.
Психологический триллер «Черный лебедь» вырос из сценария Даррена Аронофски, представлявшего собой «смесь „Все о Еве“ и „Жильца“ Романа Полански», а также «„Двойника“ Достоевского», и рассказывавшего об актерах авангардного театра (впоследствии текст был полностью переделан другими авторами под надзором режиссера). После постановщик наложил сюжет на балетную тематику, усилив заложенную в истории тему двойничества.
Примечательно, что когда-то давно Аранофски планировал сделать проект о любви рестлера и балерины, в конце концов, как известно, выросший в два самостоятельных фильма — титулованного «Рестлера», возродившего карьеру Микки Рурка, и открывавшего Венецианский фестиваль «Черного лебедя». Новая лента режиссера, как и предыдущая, очень полюбилась критикам и вовсю штурмует американский ограниченный прокат.
«„Шоугерлз“ встречается с „Бойцовским клубом“, подсаженным на какие-то безумные колеса», — Рубин Сафайа, Cinemalogue.com.
«Черное и белое, добро и зло, амбиции и навязчивые идеи, заблуждение и действительность — все они смешаны в этом сумасшедшем, странном и неотразимом фильме, примере мастерского и изобретательного рассказывания историй», — Ким Войнер, Movie City News.
«Сюрреалистический шедевр. Сказочный кошмар, в равной степени вдохновленный братьями Гримм и Дэвидом Линчем. Такой Кафка для девочек», — Дива Велез, TheDivaReview.com.
«Больше фильм ужасов, чем картина про балет, во всех смыслах слова», — Дэвид Нох, Film Journal International.
«Санта на продажу»
В заснеженных горах обнаруживается удивительная находка, заключающаяся в настоящем Санта-Клаусе, точнее, его прототипе — голом бородатом старике, на поверку не в меру кровожадном.
Фильм «Санта на продажу» вырос из двух короткометражек семи- и пятилетней давности, снятых финном Ялмари Хеландером. В предельно жесткой манере (зато не без примеси юмористического задора и абсурдности) в них рассказывалось о специфическом промысле по добыче Санта-Клаусов, на деле ведущих себя совершенно противоположно традиционным представлениям о них. По Хеландеру, Санты все равно что те же дикие звери — кровожадные, быстрые и сильные, чуть замешкаешься — убьют. В полнометражной версии истории о таком натуралистичном и животном представлении всемирного символа Рождества режиссер слегка сместил сюжетнее эллипсы. Герои здесь еще не профессионалы в таком удивительном ремесле — они лишь первооткрыватели. Американские критики отнеслись к дебюту Хеландера положительно.
«Временами очень здорово рушить традиции», — Софи Айвен, Film4.
«Один из самых необычных и изобретательных кошмаров перед Рождеством», — Алан Джонс, Radio Times.
«Как и „Плохой Санта“ и „Тихая ночь, кровавая ночь“, этот рождественский фильм не предназначен для детей. Я вообще затрудняюсь предположить, для кого он снят», — Кристофер Туки, Daily Mail.
«Самый мрачный и одновременно вопиюще веселый рождественский фильм со времен „Гремлинов“», — Джеймс Крот, Flicks.co.nz.
«Я люблю тебя, Филлип Моррис»
Основанная на реальных событиях история мошенника Стивена Джея Рассела (Джим Керри). Тот счастливо жил со своей семьей, при этом годами скрывая свое пристрастие к мужскому полу. После случившейся с ним автокатастрофы Стивен решил больше не сдерживаться и открыл всю правду супруге. Уйдя из дома, он стал вести вольный образ жизни, впрочем, требующий немалых трат. Единственным приемлемым для героя способом заработка оказалось мошенничество. Оно же привело Стивена в тюрьму. Нисколько не смирившись с произошедшим, на воле аферист все равно продолжает заниматься опасным ремеслом. К тому же еще во время отсидки он влюбляется в одного из зэков — блондина по имени Филлип Моррис (Юэн МакГрегор).
Режиссерский дебют сценаристов Гленна Фикарра и Джона Рекуа (совмещающих в своих творческих активах такие взаимоисключающие друг друга ленты, как «Кошки против собак» и «Плохой Санта») добирался до американских экранов столь долгое время, что, казалось бы, его путь на территории США пройдет исключительно в нише DVD-релизов. В этом плане проблемы возникли еще с премьеры на фестивале Sundance, где на ленту с трудом приобретались права. Как ни странно, всему виной тематика, в мировом кино далеко не новая и щедро разработанная, но, видимо, «Филлипу Моррису» просто выпала несчастливая карта. Единственно обескураживающей (и то относительно) здесь может показаться только роль Джима Керри, воплотившего достаточно смелый для себя образ, пускай и сыгранный в традиционной актеру лицедейской манере. От коллеги не отстает также выступивший в неординарном для себя амплуа Юэн МакГрегор (правда, после прославившей его роли героинщика гомосексуалист Филлип не кажется особо шокирующим), хотя его заглавный герой несколько сдержаннее в манерах и поступках.
Американские критики к ленте, продюсером которой является Люк Бессон, отнеслись без всякого видимого скепсиса, довольно высоко оценив такой нетривиальный дебют, с трудом подступившийся к национальному прокату.
«Смелый и смешной фильм, который особенно стоит посмотреть, если вы ищете что-то оригинальное», — Джимми О, iamROGUE.
«Наиболее дерзкая и изобретательная комедия года», — Эндрю О’Хэйган, This is London.
«Керри и МакГрегор выдают превосходную и естественную актерскую игру», — Крис Карпентер, Orange County and Long Beach Blade.
«Более мрачная и странная версия „Поймай меня, если сможешь“», — Джесси Хэйсенджер, Filmcritic.com.
«Давай будем просто друзьями, Филлип Моррис?» — Мэтт Стивенс, E! Online.
«Смешной до колик в некоторых моментах и в то же время удивительно трогательный, „Филлип Моррис“ имеет все шансы стать темной лошадкой сезона награждений», — Джейсон Зингейл, Bullz-Eye.com.
С 10 декабря в США стартуют ленты «Хроники Нарнии: Покоритель зари», «Турист», «Боец», «В компании мужчин» и «Буря».