Черный Лебедь - Black Swan (2010)
Русское название: Черный Лебедь
Оригинальное название: Black Swan
Год выпуска: 2010
Производство: США
Жанр: Триллер, Драма
Продолжительность: 103 мин.
Режиссер: Даррен Аронофски
Актеры: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер
Описание фильма:
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.
IMDb-рейтинг: 8.9/10 (7,245 votes)
КиноПоиск-рейтинг: 8.8/10 (307 votes)
Дата мировой премьеры: 1 сентября 2010
Дата российской премьеры: 17 февраля 2011
Рецензия
To the Moon and back.
Что это было?! Да, действительно, что?
Собрать все свои эмоции в данный момент и излить их здесь, в маленьком окошке рецензии, невероятно тяжело. Потому что «Черный Лебедь» шокирует своей красотой, поэтичностью, долей ужаса и глубокими мыслями.
Плюс к этому, интересен сам факт того, что почти главную роль в ленте играет вовсе не перфекционизм, от которого страдала главная героиня Нина, а секс, как раскрепощенность духа и мыслей.
Ведь разве не это мы видим? Черный Лебедь равно раскрепощение. Эта «плохая» натура привлекательна, бесстыдна. Белого Лебедя можно назвать даже скучным, Нина была именно такой в начале истории. Разбитой и одинокой, неразговорчивой, но доброй в душе. Да и к тому же она живет с матерью, которая не под каким предлогом не хочет «отдавать» свою дочь в чужие руки. Нина — ее славная девочка. И в этом есть легкий фанатизм. Свою дочь она рисует, вечерами, со страстью. Как малышке на ночь заводит шкатулку. Такое ощущение, что она держит Нину в клетке таинственного детства, с кроликами и мишками в розовой комнате. Возможно, именно Эрика виновата в сексуальной скрытности Нины, в ее унынии и не раскрепощенности? Ведь даже в полном уединении, дочь не может расслабиться.
С другой стороны подкрадывается Томас. Он раскрепощен, не боится говорить то, что думает. Он взрослый. Я думаю, что именно это и привлекло нашу балерину. И в очередной раз, когда он не намекает, а действует, трогая Нину за бедра и говоря «Чувствуй мое прикосновение..», Нина понимает, что может быть стоит открыться.
Да еще с ней знакомится Лили, полная противоположность Нине, курящая, живущая в мире музыки и наркотиков. И даже в сцене, где балерины приходят в ресторан и делают свои заказы, раскрывается сущность обеих. Но ведь Нина уже испорчена, и испорчена она именно из-за всех людей выше, славная девочка пропала.
В картине много аллегорий, нужно все это чувствовать и переживать, чтобы понять все действия героев, даже финал вовсе не однозначен. И великолепные творения художников подчеркивают неординарность действа и персонажей. Не стоит забывать аллегорическую героиню Вайноны Райдер, Бет, олицетворяющую ужас перед эдакой «балетной» старостью.
Да и музыка великолепна, Клинт Мэнселл проявил изобретательность, прокрутил «Озеро» наоборот, дополнил своими фишками — и вперед!
Про актеров и говорит нечего. Бам! Натали Портман! Бам! Венсан Кассель! Ну, и так далее… Вайнона Райдер, которую я пораньше отметила, была тоже невероятно хороша. Давно не видела ее светлый лик на экране. А мамочка Барбара Херши ммм так и приятно наблюдать за ней, не врет. Ну и Мила Кунис, конечно, блистает.
Вроде пора заканчивать, да и все, что я хотела рассказать — рассказала.
Остается добавить, что название я выбрала неспроста, именно эти чувства подарил «Лебедь». Но можно было озаглавить чем-то вроде «Дорожка к Оскару: очевидный победитель».
Рецензия 2
«Лебединое озеро», пожалуй, один из самых известных балетов в мире. История о том, как прекрасную девушку превратили в лебедя, а прекрасный принц пытается победить проклятие — это волшебная и магическая история о любви, красоте и самопожертвовании. И все это под гениальнейшую музыку Петра Ильича Чайковского, которая может оставить равнодушным только «избранных».
Даррен Аронофски, который застолбил себе место в современном кинематографе, культовыми и неоднозначными фильмами, сделал практически шедевр, используя «Лебединое озеро».
Сюжет фильма строится вокруг постановки балета. Нина — идеальный выбор для партии Белого лебедя, но вот Черный лебедь совсем не ее ипостась и на эту роль больше подходит Лили. Скрытое соперничество балерин открывает в Нине скрытую сторону, которая пугает и шокирует…
Ну что может быть скучнее балета, скажут многие современные молодые зрители. А уж кино о балете, наверное, вообще скука. Оказывается и про балет можно снять не простую драму, а психологический триллер, с налетом самых настоящих ужасов. Неудивительно, что когда читаешь описание фильма, то рецензенты характеризуют фильм как «ужасы» и «триллер». На самом деле это история о саморазрушении, о потери связи с реальностью из-за одержимости.
Балет — очень прекрасный и очень сложный вид искусства. Ведь чтобы исполнять балетные па, нужны изнурительные тренировки, хорошая пластика и еще множество навыков. Поэтому чтобы фильм получился, исполнители должны сами исполнять большинство партий, не прибегая все время к балетным дублерам. А следовательно, первоочередная задача постановщика была найти актрис, которые не только играют, но и танцуют. Поэтому Портман и Кунис прошли изнурительные тренировки, прежде чем приступили к съемкам. По словам Портман, которая и посоветовала привлечь к проекту Милу Кунис, ее партнерша занималась балетом шесть месяцев, пять раз в день, по пять часов, и при этом ей пришлось прилично сбросить вес.
Учитывая небольшой производственный бюджет, по меркам мейнстримного кино, Аронофски сваял бриллиант из кучки…, я думаю понятно чего. Он смог превратить авторский проект о балете во вполне мейнстримный проект, который теперь как локомотив летит навстречу зрительской любви и попутно собирает охапку наград.
Один из зрителей-рецензентов написал: ««Черный лебедь» — Не идеальное кино, за исключением его идеальности», конечно очень субъективно, но я, пожалуй, соглашусь.
Даже, несмотря на мою неприязнь к Венсану Касселю, я похвалю его за эту роль, очень органично. Про Натали Портман и говорить не надо — сыграно с «шиком-блеском». Очень неплоха Барбара Херши. А вот восхваленная критиками Мила Кунис, для меня, пока под сомнением, уж очень неоднозначна ее роль — подготовка к роли заслуживает похвал, но на экране особо, то ей и не дали развернуться, не было эмоциональных переходов и всплесков, ну разве что смелость сняться в откровенной лесбийской сцене с Натали Портман…
Вердикт — практически шедевр (если фильм станет «народным хитом» и про него не забудут через несколько лет, то тогда можно будет сказать о достижении наивысшей планки) и точно один из лучших фильмов в 2010-м году.