Премьеры США — 24 декабря
В американском прокате раздолье. Триквел эпопеи о противостоянии семей Бёрнсов и Факеров «Знакомство с Факерами 2». Трехмерное комедийное переосмысление классики Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» с Джеком Блэком в главной роли. «Железная хватка» братьев Коэн, грозящая стать одним из крупнейших достижений режиссеров. В ограниченном прокате идут «Иллюзионист» Сильвена Шомэ по сценарию легендарного Жака Тати и последняя работа Софии Коппола «Где-то».
«Знакомство с Факерами 2»
Грег Факер (Бен Стиллер) уже стал отцом двойняшек и более-менее наладил отношения с тестем — бывшим оперативником ЦРУ Джеком (Роберт Де Ниро). Тот планирует назначить зятя главой семейного клана Бёрнсов, только в их жизнь опять врываются различные препятствия и несуразицы, сызнова обостряющие отношения между конфликтовавшими родственниками.
Разрыв между второй и третей сериями из саги о Факерах составил шесть лет. Предыдущие картины франшизы стали хитами, причем уверенными (сиквел собрал в мировом прокате более полумиллиарда долларов), хотя обе ленты и не представляли из себя чего-то неординарного — обычные, достаточно доходчивые в плане шуток комедии из когорты The Frat Pack, куда входит Бен Стиллер. Сыграли в пользу фильмов и универсальность показанных ситуаций (с поправкой на определенную юмористическую специфику), и уверенный актерский дуэт, в котором Стиллеру компанию составил Роберт Де Ниро, благодаря «Знакомствам» закрепившийся в комедийном амплуа. В сиквеле к ним добавились Дастин Хоффман и Барбра Стрейзанд, за последние десять лет фактически прерывавшая свой отпуск от кино лишь дважды, и оба раза ради этих фильмов Джея Роуча. Предшествовавшее первое «Знакомство с Факерами» играло одновременно на теме встреч родителей, а вдобавок и на подтрунивании над представлениями о традиционалистской американской семье и более раскрепощенной еврейской. Триквел, снятый Полом Вайцем, использует все удачные ходы прошлых серий, но не выдает каких-то новых тем (хоть и название располагает к тому) и не предлагает оригинальных решений в отношении шуток. От того у ленты такой низкий рейтинг американских критиков, вряд ли, однако, способный помешать коммерческим результатам фильма, которые хоть в этот раз могут оказаться ниже предшествовавших свершений в прокате, но все равно составят немалые цифры.
«Достаточно забавный и вполне изобретательный второй сиквел к „Знакомству с родителями“», — Лео Робсон, Financial Times.
«Я думал, что потребуются годы, чтобы Оуэн Уилсон сыграл в фильме хуже, чем „Как знать…“ Джеймса Л. Брукса, но тут он явно превзошел себя», — Колин Коверт, Minneapolis Star Tribune.
«Думайте о нем как о ненавязчивом способе выбраться из дома в Рождество, а не как о безыскусном фильме», — Роз Лоус, Birmingham Post.
«Железная хватка»
Юная Мэтти Росс (Хейли Стайнфелд) теряет отца, застреленного ковбоем Томом Чейни (Джош Бролин), когда-то долгое время вращавшимся в бандитских кругах. Она решается отомстить обидчику и для того нанимает пьющего, зато опытного маршала Рустера Когберна (Джефф Бриджес), чтобы найти и доставить беглеца правосудию, ну, или, если так сложится, убить преступника. В их поисках дуэту помогает техасский рейнджер Ла Беф (Мэтт Дэймон), также ищущий Чейни за злодеяния, совершенные в вверенном ему штате.
При создании своей версии «Железной хватки» братья Коэн ориентировались в первую очередь не на классический вестерн 1969 года, а на книгу-первоисточник Чарльза Портиса. Ленту Генри Хэтэуэя один из братьев назвал «неплохой», отдавая предпочтение литературному варианту. И действительно, фильм с Джоном Уэйном был слишком жизнерадостен для достаточно мрачного сюжета, а большая часть его заслуг укладывалась в единственный актерский «Оскар» главного ковбоя Америки. Правда, даже при таком раскладе некоторая оглядка со стороны братьев на картину-предшественницу присуствовала, ведь исполняющий роль техасского рейнджера Мэтт Дэймон располагает немалым внешним сходством с легендарным кантри-певцом Гленом Кэмпбеллом, чей полноценный актерский дебют состоялся именно в ленте Хэтэуэя (до того были лишь эпизодические телевизионные появления).
Учитывая достойную, но не подвергшуюся особой сакрализации репутацию предыдущей экранизации, Коэны не покусились на что-то святое и не поддающееся переработке, а решили создать свою оригинальную версию прозы Портиса. Не имеет никакого смысла скрывать, что «Железной хваткой» Джоэл и Итан продолжили триумфальное шествие картин последнего, чуть ли не самого удачного в своей карьере периода, к которому относятся «Старикам здесь не место», «После прочтения сжечь» и «Серьезный человек». На счету у нового фильма великолепные отзывы критиков, отличные кассовые сборы и ряд неплохих наград, исключая лишь «Золотой глобус», чьи отборщики ленту братьев проигнорировали.
«Черный юмор режиссерского дуэта отлично соответствует оригинальным наблюдениям Чарльза Портиса», — Бу Аллен, Denton Record Chronicle.
«Может, и не лучше оригинала, но этот фильм точно лучше снят», — Мэтт Сингер, IFC.com.
«Реальная причина посмотреть ленту состоит в сотрудничестве режиссеров с их постоянными партнерами — оператором Роджером Дикинсом и композитором Картером Бурвеллом, которые выстраивают целые визуальные и звуковые пейзажи, являющиеся главными достоинствами фильма», — Кристофер Орр, The Atlantic.
«Иллюзионист»
Фокусник Татищев начинает осознавать свою невостребованность в ту эпоху, когда в моду входят рок-группы и вовсю появляются музыкальные автоматы, развлекающие зрителей не хуже иллюзиониста. В шотландской деревеньке он знакомится с юной и наивной девушкой, которая, наверное, последняя действительно восхищается Татищевым и взаправду верит в магию. Вместе они едут в Эдинбург, где фокуснику, чтобы не расстраивать свою новоиспеченную знакомую, придется постигать азы обычных ремесел.
В «Иллюзионисте» гротескный и кабареточный стиль аниматора Сильвена Шомэ смешивается с горечно-радостной манерой великого французского комика Жака Тати. Сценарий последнего, увы, покойного, стал основой для этого мультфильма. Тати не решался ставить его при своей жизни, посчитав слишком личным. Права на текст после смерти комика передала Шомэ дочь актера София Татищева, узнавшая о большом пристрастии художника к работам своего отца. Автор «Трио из Бельвилля» подрихтовал сценарий, перенес место действия из Праги в Эдинбург (где располагается его студия Django Films), добавил некоторые эпизоды, но при этом настолько точно и верно сохранил эстетику картин Тати, что «Иллюзионист» выглядит, принимая во внимание смерть комика, именно новой работой последнего — та же неспешность (но отнюдь не скука), некоторая грусть и в то же время жизнерадостность. Даже фильмы Тати никогда не были так красивы, с какой тщательностью аниматоры ленты во главе с самим Шомэ подошли к прорисовке персонажей и задних фонов. Унылые пасторали шотландской деревни, жизненная кипень Эдинбурга, просторные залы мюзик-холлов и просто обставленные съемные комнаты выглядят словно всамделишные и обжитые, несмотря на свою откровенную нарисованность.
Критики отнеслись к «Иллюзионисту» с большим энтузиазмом, не говоря о вхожести ленты в самые престижные обозревательские топы года и о номинации на «Золотой глобус».
«Трогательная, прекрасная драма о волшебстве дружбы», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Настоящий шедевр визуального очарования», — Рекс Рид, New York Observer.
«Просто волшебство», — Лора Клиффорд, Reeling Reviews.
«Пронизанное клише ностальгическое путешествие», — Ричард Броди, New Yorker.
«Путешествия Гулливера»
Лемюэль Гулливер получает задание отправиться в окрестности Бермудов, чтобы опровергнуть легенды об исчезновениях в тамошнем печально известном Треугольнике. Попав в водоворот, герой обнаруживает себя на берегу притороченным к песку, а вокруг него уже собралось немалое количество лилипутов, пытающихся понять, кого вынесло на их берег.
Достаточно мизантропичный сатирический роман Джонатана Свифта не выносил человечеству оправдательных приговоров, но при этом умудрился стать частью поп-культурного наследия. Его и обрабатывали для детей, и делали по нему мультфильмы (причем самая известная версия принадлежит классику американской анимации Максу Флейшеру — создателю Бетти Буп и отцу выдающегося постановщика Ричарда Флейшера). А теперь «Путешествия Гулливера» предстают в открыто комедийном варианте. Джек Блэк, подобно упомянутому выше Бену Стиллеру, является участником когорты ведущих американских комиков The Frat Pack. Юмористические приемы актера так же специфичны и нередко опираются на физиологию (причем порой объектом шуток выступает собственное, так сказать, телесное несовершенство Блэка, которого он ничуть не стесняется), но при этом в харизме ему отказать тяжело — «Солдаты неудачи» или проект Tenacious D тому пример. Предыдущим проектом комика была картина Харольда Рэмиса «Начало времен», разгромленная критиками и провалившаяся в прокате. Те же рецензенты прохладно отнеслись и к «Гулливеру» Роба Леттермана, до того занимавшегося анимацией и известного своей постановкой хитов студии 20th Century Fox «Подводная братва» и «Монстры против пришельцев».
«Отличное путешествие для любителей Джека Блэка и глупых шуток», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Блэк, будучи похожим на нестиранную груду одежды и скача по экрану в своем знакомом стиле, — хорошая приходящая нянька для детей», — Ник Пинкертон, L.A. Weekly.
«Еще один 3D-фильм в котором 3D как раз не добавляет ничего», — Роджер Мур, Orlando Sentinel.
«Где-то»
Успешный актер Джонни Марко (Стивен Дорфф) прозябает в легендарном отеле «Шато Мормон». Бывшая жена оставляет ему на попечение дочку (Эль Фаннинг), во время нахождения рядом с которой нерадивому папаше придется поменять свои не особо приличные привычки. Возможно, навсегда.
Последняя по времени лента Софии Коппола несколько реабилитировала постановщицу после прохладного приема ее исторической картины «Мария-Антуанетта». Драма «Где-то» во многом пересекается с самой титулованной работой Коппола-младшей «Трудности перевода». В основном перекличка состоит в образе главного героя. Джонни Марко все равно что тот же Боб Харрис из «Трудностей», только более молодой и востребованный, впрочем, столь же отчужденный и несчастный. На счету у фильма «Золотой лев» Венецианского смотра и хвалебные отзывы критиков, однако по части наград на родной территории достижения «Где-то» оказались слабее, зато главную выгоду из шумихи вокруг картины определенно извлек актер Стивен Дорфф, роль которого у Коппола называют лучшей за всю его карьеру.
«Коппола продолжает удивлять и восхищать своим особенным видением мира», — Марси Дермански, About.com.
«Эль Фаннинг полна энергии и по-настоящему впечатляет в этом фильме об одиночестве суперзвезды», — Джимми О, iamROGUE.
«Фильм скуп на слова, но при этом говорит многое каждым своим кадром», — Радхеьян Саймонпиллай, Fresh and Frowsy.
«Эрзац Антониони. Протагонисту, может, и наскучила его жизнь, но не настолько, как нам», — Фрэнк Свитек, One Guy's Opinion.
31 декабря в американском прокате стартуют фестивальные хиты «Голубой Валентин» Дерека Кьянфранса, «Еще один год» Майка Ли и «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньяритту.