Премьеры США — 31 декабря
В канун Нового года в ограниченном прокате США стартуют авторские ленты, по большей части претенденты на престижные премии. В этот раз американских зрителей порадуют сразу несколькими новыми работами признанных мастеров и одной титулованной картиной от менее известного режиссера. Среди первых британец Майк Ли («Еще один год»), португалец Мануэл ди Оливейра («Странный случай Анжелики»), австралиец Питер Уир («Путь домой») и мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бьютифул»). Более молодую поросль представляет фильм «Голубой Валентин» Дерека Кьянфранса.
«Голубой Валентин»
История взаимоотношений женатой пары, состоящей из Дина и Синди. Их супружеская жизнь претерпевает самые разные стадии — от полной эйфории до невыносимого отчаяния.
Режиссер Дерек Кьянфранс когда-то успешно дебютировал лентой Brother Tied, тепло принятой на главном смотре американского независимого кино Sundance. Для того чтобы собраться с силами для следующей картины, у постановщика ушло более десяти лет, на протяжении коих Дерек занимался работой на телевидении, создавая документальные портреты звезд хип-хопа (в частности, Run DMC) и спорта. Сценарий «Голубого Валентина» изначально писался под Райана Гослинга и Мишель Уильямс, по словам критиков, безупречно воплотивших назначенные им образы. Кроме того, картина (кстати, оснащенная саундтреком группы Grizzley Bear) постоянно фигурирует в номинантах престижных премий (ее удачу на этом поприще еще летом предрекал продюсер Харви Вайнштейн, чья The Weinstein Company производила фильм), так что теперь успех Кьянфранса можно признать окончательно состоявшимся уже в более широких масштабах, чем те, что были у его полнометражного дебюта.
«Пугающая анатомия брака от его начала до конца», — Фредерик и Мэри-Энн Брюссо, Spirituality and Practice.
«У Гослинга и Уильямс наиболее сильный по химии актерский дуэт за текущий год. Они не допускают фальши в этом мучительно нежном рассказе о любви, разрушающаяся прямо на наших глазах», — Клаудия Пьюиг, USA Today.
«Безупречно сыгранный и эмоционально честный фильм. Мой фаворит года», — Джо Ноймайер, New York Daily News.
«Бьютифул»
Свой человек в преступном мире Барселоны Уксбал узнает о том, что его организм съедаем смертельной болезнью, резко ограничившей оставшиеся время жизни. Теперь он вынужден в спешном порядке доделывать начатые дела, вразумить детей и бывшую жену, а заодно примириться с прошлым.
Завершив свою «трилогию о смерти» (куда входят коммерчески очень успешные ленты «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон»), Алехандро Гонсалес Иньярриту при создании фильма «Бьютифул» (сделанного по той же теме, видимо, можно считать его придатком к предыдущим трем лентам) отказался от сотрудничества со своим бессменным сценаристом Гильермо Арриага. Последний ныне считается главным адептом жанра коротких историй, где сюжет предстает сборником переплетающихся между собой виньеток — подобным образом он выстроил и свой режиссерский дебют «Пылающая равнина», трудноотличимый от работ того же Иньярриту, для которого постоянно писал тексты.
В «Бьютифул» Алехандро Гонсалес мало того что не пользуется излюбленными нарративными техниками, так и впервые за долгие годы прибегает исключительно к испанскому языку и снимает испанского же актера, пускай и очень востребованного в Голливуде, Хавьера Бардема, чья игра была высоко оценена каннским жюри. Критики отнеслись к ленте благодушно, но не столь восторженно, как к предыдущим работам мексиканского постановщика.
«Ищете мрачный и депрессивный фильм на праздники? „Бьютифул“ как раз такой. Захватывающая работа двух талантливых испанцев — режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и актера Хавьера Бардема», — В.А. Мусетто, New York Post.
«Впечатляюще поставленная, с отличным сценарием и операторской работой, мощная эмоциональная драма с потрясающей центральной актерской игрой Хавьера Бардема», — Мэтью Тернер, ViewLondon.
«Сам по себе главный герой Уксбал не очень интересная гарантия зрительского интереса, постепенно ослабевающего в течение агрессивно сверхдолгой продолжительности фильма», — Дэвид Ньюсэйр, Reel Film Reviews.
«Еще один год»
Супружеская пара Том и Джерри (Джим Броудбент и Рут Шин) — уже пенсионеры, и их существование не отличается разнообразием: любимый сад, дети, соседи. И так еще один год.
Мастер социальной реалистики и неподражаемый бытописатель, британец Майк Ли, как никто другой, умеет рассказывать истории рабочего класса с чувством и с толком, умудряясь быть и брутальным, и ироничным одновременно. Каждая его работа неизменно становится фаворитом критиков и пополняет наградную и фестивальную истории режиссера. Постоянные номинации на «Оскар» у постановщика чередуются с удивительной периодичностью, чем отличились и «Вера Дрейк», и «Беззаботная». Последняя картина мэтра «Еще один год» побывала в конкурсной программе Канн, а также вовсю собирает призы кинокритических организаций и находится в числе номинантов «Золотого глобуса».
«Еще один год, еще один шедевр от Майка Ли», — Дэвид Эделштейн, New York Magazine.
«Восхитительный набор небезупречных героев, их приятно видеть и слушать», — Харви С. Картен, Compuserve.
«Может, это звучит как банальность, но в руках такого мастера, как Майк Ли, повседневное превращается в экстраординарное», — Кеннет Туран, Los Angeles Times.
«Актерская игра отличная, история, что удивительно, не опирается на какие-то неприятные сюжетные уловки, и отношения у героев не были богаче в моральном плане и нюансированнее у Ли со времен фильма „Тайны и ложь“», — Таша Робинсон, AV Club.
«Смотрибельный и сладостно-горький „Еще один год“ достаточно близко соприкасается с нашими собственными жизнями, что доставляет неудобство при просмотре и в то же время делает его уникальным и необходимым», — Джошуа Старнс, ComingSoon.net.
«Не расширяет новых горизонтов, но в то же время фильм столь близок, что производит мощный эффект», — Ник Шейгер, Lessons of Darkness.
«Все идеи здесь реализованы по полной и с безукоризненным мастерством», — Кристи Лемайр, Associated Press.
«Возможно, худший фильм Ли. Хоть это не самое страшное, что можно сказать о картине столь эффективного и плодовитого режиссера, но „Еще один год“ разочаровывает», — Джон Эстер, UR Chicago Magazine.
«Я не большой фанат Майка Ли. Но когда он в форме, то его фильмы просто фантастика. И „Еще один год“ так же хорош, как и все остальное, что он делал», — Робби Коллин, News of the World.
«Путь домой»
Группа из шестерых заключенных ГУЛАГа (состоящая из представителей разных народностей — русской, польской и американской) совершает побег из исправительного учреждения, надеясь обрести свободу, пройдя пешком по пустыне в Индию.
Лидер австралийской новой волны 1970-х годов Питер Уир, наверное, единственный, кто, переехав в Голливуд, не стал заложником жанровых работ (как Филлип Нойс или Джеф Мерфи), а остался вполне самобытным и интересным автором, находящимся в фаворе и у зрителей, и у критиков. Вдобавок он умудрился несколько перекроить образ Харрисона Форда, как неутомимого искателя приключений в психологически более тонкое амплуа, зафиксированное в лентах «Берег москитов» и «Свидетель». В конце 1990-х постановщик сломал шаблон для Джима Керри своим «Шоу Трумана», ставшим главным кассовым успехом режиссера на сегодняшний день.
До «Пути домой» австралиец снимал в последний раз семь лет назад — его «Хозяин морей» был высоко отмечен критиками. Хуже были кассовые результаты фильма, не позволившие окупить очень солидный бюджет в 150 миллионов долларов. Стартующая в США экранизация мемуаров польского офицера Славомира Равича в плане затрат явно куда скромнее, ибо является независимой продукцией, зато географический масштаб съемок не ограничивался одним пунктом — кинематографисты побывали и в Марокко, и в Индии.
Критики новую работу режиссера оценили достаточно высоко, называя ее как минимум увлекательной.
«Фильм Уира сделан в классической, очень простой манере, где частности приносятся в жертву ради своего глобального гуманистического послания», — кинокритик Эммануил Леви.
«Хороший фильм, но от этого режиссера мы вправе ожидать большего», — Дэвид Хьюз, Empire.
«Захватывающее кино», — Филлип Френч, Guardian.
«То, что производство этого амбициозного фильма было профинансировано вне крупной студийной системы, оказывается неожиданным поворотом для любого, кто думает, что словосочетание «независимый фильм» может означать только современных горожан, сидящих в квартирах и оплакивающих свою скуку», — Марк Олсен, Los Angeles Times.
«Это не рождественский фильм, но он принесет радость своему зрителю», — Лео Робсон, Financial Times.
«В целом впечатляющий, но не обеспечивающий какого-то особенного эффекта присутствия», — Питер Дебрюг, Variety.
«Мучительная эпопея, которую будет нелегко продать, но она доказывает, что Уир снова работает на пике своего мастерства», — Стивен Фарбер, Hollywood Reporter.
«Странный случай Анжелики»
Фотограф Иссак приезжает к богатой семье, чтобы запечатлеть умершую дочь Анжелику. Во время снимка герой влюбляется в покойную, приняв ее за некий недостижимый женский идеал, после начинающий терзать его и во снах и наяву.
Португальский режиссер Мануэл ди Оливейра, первенствующий по возрасту среди ныне живущих представителей своей профессии (102 года), отнюдь не сбавляет творческой активности и, как ни странно, выдает достаточно крепкие в художественном плане работы. Только-только критиками была благосклонно принята его предыдущая лента «Причуды одной блондинки», а они уже хвалят новую — психологическую трагикомедию «Странный случай Анжелики».
В то время как очевидно, что это работа художника с огромным запасом опыта и прожившим большой отрезок в истории, „Странный случай Анжелики“ располагает игривым и насмешливым качеством — его можно описать не иначе как юношеский задор», — Эй. О. Скотт, New York Times.
«Во время просмотра кажется, что мы находимся внутри серьезного хичкокианского исследования художественной обсессии. Однако размышления Оливейры носят больше озорной характер, но это не означает, что они не глубоки по смыслу», — Кит Углич, Time Out.
С 6 января в США стартует лента Доминика Сена «Время ведьм» с Николасом Кейджем и Роном Перлманом в главных ролях.