Обзор бокс-офиса США (07.01—09.01)
В первые выходные нового кинопрокатного года привычный уже дуэт лидеров оказался не по плечу двум скромным дебютантам. Заработав 14,6 млн долларов при падении на 40 %, вестерн «Железная хватка» наконец обошел своего главного конкурента и с третьей попытки возглавил кинопрокатный чарт.
Желанный стомиллионный рубеж был пройден фильмом братьев Коэн в субботу, на восемнадцатый день проката, всего же в его копилке пребывает радующая глаз сумма в 110 млн долларов. Став первым традиционным вестерном, собравшим свыше 100 миллионов после «Непрощённого» (101,2 млн в 1992 году), «Железная хватка» в своём жанре уступает теперь только «Танцам с волками» Кевина Костнера (184,2 млн в 1990 году). Это двадцать пятый стомиллионник среди релизов минувшего года и первый в карьере режиссёрского дуэта.
По количеству посмотревших фильм зрителей «Железная хватка» обошла в субботу «Горбатую гору» и в воскресенье «Тумстоун» (соответственно 102 и 107 млн долларов с учётом инфляции). Несмотря на очевидный огромный успех сравниться с результатами вышедших в первой половине 90-х «Непрощённого» и «Маверика» (190-195 млн с учётом инфляции) картине будет уже проблематично. В любом случае 38-миллионный проект своими сборами ещё до первой международной премьеры почти втрое превзошёл свой производственный бюджет и может рассчитывать по меньшей мере на 150 миллионов долларов в одном только североамериканском прокате.
Комедия «Знакомство с Факерами 2» не просто существенно уступила на старте своему предшественнику, но и значительно проигрывает ему в стойкости в прокате. В третий уик-энд сиквел смог заработать лишь 13,5 млн долларов при падении на 47,7%, тогда как в совершенно аналогичной ситуации шесть лет назад у первых «Факеров» была в два с лишним раза большая сумма в 28,5 млн при значительно меньшем 32%-ном уроне.
После девятнадцати дней проката общая касса комедийной ленты составляет 123,7 млн долларов против 204,3 млн у своего предшественника. Добавьте сюда ещё 109 миллионов международной выручки, и даже с выросшим до ста миллионов бюджетом коммерческий успех должен быть обеспечен, пусть и не в той мере как надеялась киностудия.
Ставшая первым релизом нового 2011 года кинолента «Время ведьм» с Николасом Кейджем в главной роли финишировала на третьей позиции с 10,6 млн долларов в 2816 кинотеатрах (3769 долларов с площадки). После неоднократных задержек и переносов премьера фильма случайно или намеренно была назначена на 47-й день рождения актёра, но подарка к празднику в виде солидной кассы он так и не получил. С другой стороны, в его карьере случались результаты куда хуже, наглядным примером чему служат сборы таких фильмов как «Пророк» (7,13 млн в 2725 кинотеатрах) и «Опасный Бангкок» (7,78 млн в 2937 кинотеатрах).
Тема мрачного средневековья в последние годы считается проблемной и малопопулярной для американского кинопроката, критика с самого начала шла хуже некуда, так что настороженности и сомнений перед премьерой было более чем достаточно. К тому же для только недавно приступившего к самостоятельным операциям прокатчика Relativity Media этот релиз стал только вторым после провалившегося в декабре экшена «Путь воина» (3,05 млн за уик-энд и 5,56 млн общей кассы) и первым из фильмов собственного производства.
В столь сложных условиях полного провала удалось избежать, а достигнутый результат даже несколько превысил предстартовые прогнозы. Объективно говоря, одно это уже можно назвать некоторым успехом независимой студии. Что ещё более важно, три четверти 40-миллионного бюджета были заранее покрыты за счёт продаж прав в международном прокате и налоговых льгот. Сравнительно низкая оценка С+ по опросам CinemaScore вместе с уже упоминавшейся ранее разгромной критикой не даёт больших надежд на значительную стойкость, но реально смотрящий на вещи прокатчик в целом вполне будет доволен и тем малым, что удастся в итоге получить. По его данным, 52% зрителей принадлежали к мужскому полу, 61% был старше 25 лет и 36% были латиноамериканцами.
Диснеевский «Трон: Наследие» потерял 46% от кассы новогоднего уик-энда, отступив на четвёртую позицию с 10,1 млн долларов за отчётную трёхдневку. Общая касса дорогостоящего проекта составляет теперь 148,2 млн долларов в американском прокате и 293,2 млн во всём мире. Потеря значительной части 3D- экранов и практически всех кинозалов IMAX, несомненно, скажется на перспективах «Наследия», но порядка 165-170 миллионов итоговой выручки фильм должен осилить.
Очередной невероятный уик-энд выдал «Чёрный лебедь», без существенного расширения проката поднявшийся на пятое место с девятого на предыдущей неделе. С завидным постоянством удивляющий своими сборами фильм Даррена Аронофски добыл 8,11 млн долларов в 1584 кинотеатрах, потеряв лишь 8,7% от кассы недельной давности. Суммарная выручка после шести недель ограниченного и широкого проката достигла 61,2 млн долларов, с каждым днём всё больше и больше пробуждая разговоры о возможном покорении картиной 100-миллионного рубежа. В качестве следующего шага на праздничный четырёхдневный уик-энд памяти Мартина Лютера Кинга запланировано расширение проката на 450-500 заведений, что даст в итоге свыше 2000 кинотеатров в США и Канаде.
После двух недель ограниченного проката в двух кинотеатрах Лос-Анджелеса и Нэшвилла полноценный старт приняла музыкальная драма «Любовь меня не предаст». Картина, главные роли в которой сыграли Гвинет Пэлтроу и популярный певец в стиле кантри и актёр Тим МакГроу, собрала 7,33 млн долларов в 1424 кинотеатрах с достаточно высокой наработкой в 5145 долларов с площадки (всего 7,46 млн).
Для 15-миллионного проекта этот результат даже превзошёл ожидания прокатчика, который в первую очередь продвигал фильм в американской глубинке, особенно в южных штатах, где он на равных соперничал с лидерами уик-энда. Отзывы критиков в большинстве своём были негативными (17% положительных рецензий), но зато первая реакция аудитории оказалась значительно позитивнее, что выразилось в неплохой средней оценке B по опросам CinemaScore и B+ от преобладавших на сеансах зрительниц женского пола (73% от всех посетителей, 51% старше 30 лет). За пределами США потенциал таких фильмов крайне невелик, но с таким малым бюджетом для положительного финансового итога полученной выручки, скорее всего, хватит.
Стойко держатся ещё два претендента на Оскары, на этот раз разместившиеся на седьмой и девятой позициях чарта. Боксёрская драма «Боец» освоила 7 млн долларов при падении на 30% и имеет теперь 57,8 млн долларов после трёх недель проката. По-прежнему сильно уступающая всем остальным конкурентам по количеству задействованных кинотеатров историческая драма «Король говорит» добыла 6,41 млн долларов в 758 заведениях. По сравнению с предыдущим уик-эндом потери составили лишь 17,5%. Заполучив 32,9 млн долларов, «Король» уже занимает седьмое место среди самых кассовых релизов Weinstein Company, а ещё через два-три дня фильм оставит позади финальные сборы номинировавшегося на Оскар два года назад «Чтеца» (34,2 млн).
Окончание праздников и возобновление занятий в школах больнее всего ударило по фильмам для детской и семейной аудитории. Место в десятке сильнейших среди них нашлось уже не всем. Возглавил группу из четырёх таких картин отступивший на восьмую позицию с 6,64 млн долларов при падении на 46% «Медведь Йоги». За четыре недели поставленной по серии классических мультфильмов 80-миллионной киноленте удалось раздобыть 75,4 млн долларов с весьма туманными перспективами на международной арене, где все главные премьеры ещё впереди.
Анимационная лента «Рапунцель: Запутанная история» потеряла 48% своей выручки и стала десятой с 5,11 млн долларов. Текущий результат в 175,8 млн долларов делает её самым кассовым чисто диснеевским мультфильмом со времён «Короля-Льва» в 1994 году. В середине второго месяца проката первая победа была одержана за пределами США, где десять новых премьер помогли собрать 26,3 млн долларов в 43 территориях. Общая касса мультфильма по итогам уик-энда составляет 180,4 млн международных сборов и 356,2 млн общемировых.
На 55% обвалился добывший себе 4,6 млн долларов «Покоритель Зари». Вяло стартовавшая в США третья часть «Хроник Нарнии» насобирала понемногу 94,5 млн долларов и постарается в ближайшие две недели всё-таки добраться до престижного стомиллионного рубежа. Очередной уик-энд международного проката принёс 17,7 млн долларов, всего в копилке проекта 244,2 млн международной выручки и 338,7 млн общемировой.
Двенадцатое место досталось путешествующему с переменным успехом Гулливеру, странствия которого принесли ему 4,59 млн долларов при падении на 51% (всего 34,5 млн). Неудачи в американском прокате продолжают в определённой степени компенсироваться высокими результатами в международном. Комедии с Джеком Блэком в главной роли удалось собрать 21 млн долларов в 39 территориях, в том числе колоссальные 11 млн в России (всего 80,6 млн международных сборов и 115,1 млн общемировых).
Неподалёку приютился собрат Гулливера по дальним странствиям «Турист», на счету которого 3,77 млн долларов в пятый уик-энд (13-е место, всего 61,2 млн). Фильм с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли не на шутку разошёлся на международной арене, собрав 25,9 млн долларов в 61 территории, в том числе 10,5 млн в России (всего 99,6 млн).
На четырнадцатой строчке чарта с 2,35 млн долларов финишировал Гарри Поттер, увеличивший свой капитал до 287,7 млн в США, 639,1 млн в международном прокате и 926,8 млн во всём мире. Первой части «Даров Смерти» не достаёт чуть меньше 5 миллионов долларов до итогового результата официально завершившего в четверг свой прокат «Начала» (292,6 млн).
Стремясь собрать последние сливки и дополнительно привлечь внимание перед назначенным на вторник релизом на DVD и Blu-Ray, студия Sony Pictures вернула в широкий прокат «Социальную сеть». Ожидаемых дивидендов это не принесло, и фаворит оскаровской гонки смог собрать лишь 653,2 тыс. долларов в 603 заведениях (17-е место, всего 94,1 млн). Добрать недостающие до 100-миллионного рубежа без малого шесть миллионов будет теперь задачей не из лёгких.
Романтическая драма «Голубой Валентин» во второй уик-энд расширила прокат с 4 до 40 кинотеатров и заработала 704,3 тыс. долларов (16-е место, наработка 17 608 долларов с площадки). Изначально на эти выходные планировался переход в широкий прокат картины «Я люблю тебя Филлип Моррис», но после недостаточно высоких сборов в предыдущие недели прокатчик расщедрился лишь на 100 кинотеатров, давших около 226 тыс. долларов за трёхдневку (всего 1,44 млн).
Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 89,4 млн долларов, что на 31% меньше, чем год назад, когда продолжал победную серию «Аватар» (50,3 млн) и на 26% меньше, чем два года назад, когда удачно перебрался в широкий прокат «Гран Торино» (29,5 млн).
На следующей неделе в четырёхдневный уик-энд памяти Мартина Лютера Кинга борьбу за победу поведут «Зелёный шершень» Мишеля Гондри и комедия Рона Ховарда «Дилемма» с участием Винса Вона и Кевина Джеймса. На стороне первого фильма фанатская база любителей комиксов, большее количество кинотеатров (3500 против 2900), а также форматы 3D и IMAX, в пользу второго говорят более массовый жанр и мощный актёрский состав.