Премьеры США — 14 января
Среди крупных премьер в американском прокате между собой борются две крупные постановки. Первая — «Зеленый Шершень» Мишеля Гондри, пробивавшийся к широким экранам не один год. Второй — «Дилемма» Рона Ховарда, впервые за долгое время вновь пробующего себя в комедии. Ограниченным релизом идет прошлогодний претендент на венецианского «Золотого льва» «Версия Барни» Ричарда Дж. Льюиса.
«Зеленый Шершень»
Сын медиамагната Бритт (Сет Рогет) после смерти отца и череды событий решает больше не прожигать собственную жизнь, а заняться искоренением преступной поросли, в чем ему поможет собственный работник Като. Вместе они организуют противобандитский дуэт, и главной их целью станет мафиози Бенджамин Чуднофски.
Первоначально «Шершень» — это даже не комикс и не прославленный сериал, а радиопостановка 1930-х годов, чьему производству способствовал юрист Джордж Трендл, специализировавшийся в области голливудских контрактов. Популярность сюжета о герое в маске и его напарнике-азиате вызвала экспансию бренда в комиксы и телеэфир. На волне успеха обновленного «Бэтмена» в 1960-х сериал был перезапущен, главная роль тогда досталась бывшему инструктору по прыжкам воду и герою полицейских новелл Вану Уильямсу, впоследствии ничего более важного не сыгравшему, а в начале 1980-х и вовсе отошедшему от актерства. Куда интереснее казался его слуга Като, в чьем образе широкой публике предстал тогда никому не известный Брюс Ли. Благодаря актеру продюсеры сериала одними из первых вшили в американский массовый контекст боевые искусства, использования которых его герой явно не гнушался (тем более на первых порах от знаменитого спортсмена киношники другого и не требовали, стоит вспомнить его эпизодические появления в вышедшем в те же годы «Марлоу» Пола Богарта). Обладая шестидесятническим шармом, «Зеленый Шершень» был более серьезен в отличие от его абсурдистски-пародийного собрата «Бэтмена» с Адамом Уэстом. Примечательно, что их созданием занимались одни и те же продюсеры, так что герои обеих эпопей смогли пару раз пересечься на телевизионных экранах. Родственные шоу со временем обросли культом, и если «Бэтмен» не без помощи последующих реинкарнаций (как кинематографических, так и комиксных) перерос в общедоступное достояние, то «Шершень» остался сугубо американской историей, открыто вспоминаемой разве что в связи с биографией Брюса Ли.
Разговоры о воскрешении франшизы велись с начала 1990-х годов, и участие в проекте предлагалось Джорджу Клуни, который по иронии предпочел очередного «Бэтмена». Один из выходцев клиповой плеяды 1990-х годов Мишель Гондри намеревался сделать «Шершня» своим дебютом, для чего переписал имевшийся тогда сценарий, спустя время все-таки оставив проект. Проблема в запуске была преимущественно актерская, и кандидаты перебирались во множестве — среди них назывались имена Марка Уолберга и Джейка Джилленхола. Претенденты на роль Като также быстро отпочковывались, включая даже, казалось, идеальные варианты. Среди таковых были Джет Ли и Стивен Чоу, нацелившийся и на режиссерское кресло ленты. Еще до разрыва Чоу с «Шершнем» к проекту снова присоединился Гондри, а ведущая роль досталась не самому явному для нее кандидату — комику Сету Рогену.
Кроме того, что масштабный (цифры бюджета далеко превышают 100 миллионов долларов) голливудский проект взял на себя известный визионер (до того все проекты Гондри были независимого типа), «Шершень» может похвастаться неординарным второплановым актерским составом. Здесь обосновались Кристоф Вальц, все больше времени посвящающий своим телевизионным проектам Эдвард Джеймс Олмос и Эдвард Ферлонг, после премьеры успевший загреметь в тюрьму за нарушение судебного запрета. Своим появлением в фильме последний актер только подтверждает грандиозный ревайвл характерных звезд 1980—1990-х годов — в 2010 году в процесс влились Том Беренджер («Начало» и «Быстрее пули»), Барбара Херши («Черный лебедь»), Джеймс Белуши («Призрак»), не говоря о составе «Неудержимых».
Критики к фильму Мишеля Гондри отнеслись довольно прохладно, констатируя удачность отдельных эпизодов и отмечая явно недостаточно раскрытый потенциал столь заманчивого проекта.
«Гондри — невероятный визуальный стилист, и здесь он выступает именно в той манере, что ему идеально соответствует», — Эрик Мелин, Scene-Stealers.com.
«Глупое рассредоточенное кино, не являющееся ни комедией, ни экшн-триллером», — Бу Аллен, Denton Record Chronicle.
«Абсурдный, но увлекательный», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Сет Роген в роли Зеленого Шершня. Что еще вам нужно знать?» — Келвин Уилсон, St. Louis Post-Dispatch.
«Я скучаю по тебе, дорогой толстый Сет Роген», — Фил Вилларил, OK! Magazine.
«Приятная, очень забавная, временами просто взрывная комедия с сильным сценарием, хорошей актерской игрой и некоторыми впечатляюще поставленными экшн-сценами», — Мэтью Тернер, ViewLondon.
«Первый фильм в 2011 году, близкий к кошмару», — Ричард Роупер, Richard Roeper.com.
«Забавное, волнующее, откровенно пародийное летнее кино, которому случилось выйти на экраны в середине января», — Рене Родригес, Miami Herald.
«Версия Барни»
Далеко не идеальный Барни Пэнофски (Пол Джаматти) много раз пытался устроить свою личную жизнь, и все неудачно. Единственный человек, к которому он действительно испытывает какие-то чувства — Мириам (Розамунд Пайк), но создать с ней семью для него в текущий момент не так просто, тем более что впереди Барни ждет еще одно серьезное испытание, грозящее поставить крест на всем.
В первую очередь «Версия Барни» — это одна из ключевых книг в творчестве мастера еврейской прозы покойного Мордехая Рихлера. Режиссером экранизации выступил достаточно необычный для подобной ленты кандидат Ричард Дж. Льюис — чисто сериальный автор, отметившийся лишь изначально предназначавшимся для видеорынка триквелом комедии «К-9». Его «Версия Барни» умудрилась попасть в Венецианский конкурс и вызвала сильный прилив симпатии со стороны американских критиков, охарактеризовавших фильм как умную драму с великолепной актерской игрой Пола Джаматти, одного из талисманов «американских независимых».
«Прилично снятая, вполне увлекательная, но все же не такая уж потрясающая экранизация известной новеллы Рихлера, страдающая от своей буквальности и литературности», — кинокритик Эммануил Леви.
«Один из тех редких фильмов, чьи карикатуры жизни бесспорно освещают ее», — Барбара Гославски, Boxoffice Magazine.
«Джаматти идеально сюда вписался, но даже этот талантливый актер не может продать историю про привлекательного придурка, в которого забыли вложить привлекательность», — Кайл Смит, New York Post.
«Дилемма»
Ронни (Винс Вон) и Ник (Кевин Джеймс) дружат долгие годы и вместе работают в крупной автомобильной компании, пытаясь добиться открытия собственного бизнеса. Первый встречается с Бет (Дженнифер Коннелли), второй счастливо женат на Женеве (Вайнона Райдер). Все идет своим чередом, пока Ронни не видит тайком, как супруга Ника целуется с молодым парнем. Не решаясь сказать, дабы не обидеть чувства друга, и не в силах держать секрет в себе, он попадает в череду комичных и драматичных ситуаций.
В своей режиссерской деятельности Рон Ховард во многом преемствует голливудским классикам вроде Джона Хьюстона или Билли Уайлдера. Он столь же плодотворный и техничный, достаточно изящный и не смущающийся мультижанровости своих работ. Единственное «но» состоит в том, что, Ховард — очевидно, в большей степени ремесленник, чем художник. На его работы вряд ли будут равняться будущие поколения, и реформации киноязыка он не способствовал даже в малейшей степени, однако такой успешной карьере и такому обилию запоминающихся картин, как у него, может позавидовать любой. Тут и забытая классика криминального кино 1970-х «Большое автоограбление», определяющие фильмы 1980-х «Всплеск» и «Кокон», культовые «Ночная смена» и «Виллоу», суперхиты «Родители», «Аполлон 13», «Выкуп» и «Гринч», просто крепкие картины вроде «Последнего рейда» и «Обратной тяги» с «Далекой страной», а также блестящие драмы «Нокдаун» с «Фростом против Никсона». Не говоря о титулованных «Играх разума» и сногсшибательно кассовой дилогии «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны».
Сценарий новоиспеченной «Дилеммы» написан телевизионным продюсером Алланом Лобом, в последнее время навострившимся создавать тексты для проектов разной крупности, среди каковых имеются «Двадцать одно», «Больше, чем друг» и сиквел производственно-экономической драмы «Уолл-стрит».
Критики к первой за много лет комедии Ховарда отнеслись уничижительно, считая, что режиссер не сумел соблюсти точный стилистический баланс снимаемого им фильма, в результате чего стало не совсем понятно, что, собственно, находится перед зрителем — лента эксцентрическая или черноюморная.
«В самом таком сюжетном решении это хорошая драма, но нам как раз представлена обратная версия. У них был шанс сделать из такой задумки отличный драматический фильм, но авторы сделали неправильный выбор», — Фред Топел, Screen Junkies.
«Комедия про дружбу заходит на серьезную территорию», — С. Джоанна Роблидо, Common Sense Media.
«Разочаровывающая осечка», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Моментами фильм явно дисбалансирован, но в целом это крепкая умная комедия», — Джимми О, amROGUE.
«Рон Ховард снял несколько отличных фильмов, но „Дилемма“ явно не из них», — Сью Пирмен, Milwaukee Journal Sentinel.
Также в американском прокате стартовали триквел «Онг Бака», «Довольно добрый человек» Ганса Петтера Моланда, «Конфискаторша» Алекса Кокса и другие ленты.