Премьеры США — 28 января
Американский прокат штурмуют среднеуровневые проекты: боевик «Механик», поставленный автором «Воздушной тюрьмы» и первой «Лары Крофт» Саймоном Уэстом, а также мистический триллер автора «1408» Микаэля Хафстрема «Обряд» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Еще одним широким релизом является комедия «Разум и чувства», переосмысливающая классический роман Джейн Остин с легким испанским колоритом. В документальной секции обозначил себя фильм «Лемми» Грега Оливера и Уэса Орчовски, посвященный лидеру легендарных Motorhead.
«Механик»
Наемный убийца Артур Бишоп (Джейсон Стэтэм) специализируется на имитации несчастных случаев. Узнав, что его наставник и экс-коллега Гарри Маккена (Дональд Сазерленд) предал организацию-нанимателя, Артур вынужден избавиться от своего друга. На похоронах герой встречает сына покойного Стива Маккена (Бен Фостер) и, видя, что тот кипит яростью и вполне крепок физически, решает обучить его ремеслу, которым владеет. Пройдя череду испытаний, киллерский дуэт вынужден будет пойти против собственного начальства в лице крупного бизнесмена Дина (Тони Голдуин).
Оригинальный фильм Майкла Уиннера с Чарльзом Бронсоном был холодным и напряженным триллером. Интерпретация его Саймоном Уэстом равняется на психофизику совсем другого известного киногероя, оттого все внесенные в новую версию поправки были ясны изначально. Ведь ленты с Джейсоном Стэтэмом — это обязательно хлесткие и жесткие боевики, до краев наполненные боевыми искусствами (что по-своему роднит актера с его экшн-предшественниками 1980—1990-х годов) и погонями, в достаточном количестве присутствующими и в «Механике», права на который были проданы во время Берлинского кинофестиваля 2009 года продюсерами оригинала Ирвином Уинклером и Робертом Чартоффом.
Впрочем, в этот раз внешнюю невозмутимость звезды проекта оттеняет второстепенный аккомпанирующий состав, включающий в себя актеров с более широким характерным диапазоном. Напарника главного героя играет подающий немалые надежды Бен Фостер, не так давно сыгравший в «Посланнике», где он абсолютно на равных смотрелся с опытным Вуди Харрельсоном, и теперь планирующий сняться у бразильца Фернанду Мейреллиша. Его Стив Маккена, само собой, не столь совершенен физически и не столь безупречно самоконтролирует себя, как Артур Бишоп, временами похожий на какого-то сверхчеловека, отказавшегося от любых проявлений чувств — их некоторое соперничество придает этому боевику хоть какой-то эмоциональной острастки. В достаточно значительных по существу, но не по продолжительности ролях присутствуют Дональд Сазерленд и часто берущий на себя отрицательные образы Тони Голдуин, играющий стандартного большого босса, настраивающего против себя тандем центральных персонажей. Критики к фильму отнеслись без особого восторга, но вполне удовлетворительно для типового и увлекательного боевика с Джейсоном Стэтэмом.
«Конечно, это не оскаровский материал, но я получила удовольствие от того, чем он является, — от скоростной стрелялки, чье предназначение в том, чтобы заставить вас забыть о зимней хандре», — Джин Каплан, Kaplan vs. Kaplan.
«Взаимодействие между бесстрастным Артуром и сумасшедшим, едким Стивом — одна из лучших черт фильма», — Мэри Ф. Полс, TIME Magazine.
«Мне удобнее потратить 12 долларов на фильм с Джейсоном Стэтэмом, чем на фильм с кем-нибудь еще в главной роли. Он никогда меня не разочаровывает», — Мэтт Сингер, IFC.com.
«В фильме отсутствует то достаточное количество энергии, способное осветить неясный сюжет или оживить одномерную актерскую игру», — Лайам Лэйси, Globe and Mail.
«Слабый сценарий и слитая в трубу кульминация серьезно ударяют по фильму, имевшему потрясающий потенциал», — Тайлер Хэнли, Palo Alto Weekly.
«Обряд»
Студент семинарии Майкл Ковак (Колин О’Донахью) изучает в Ватикане экзорцизм. Его верования в данную практику не особенно сильны и склоняются больше в сторону психоанализа, чем к принятию действительного противостояния темных и светлых сил в одной человеческой оболочке. Все меняется, когда он встречает отца Лукаса (Энтони Хопкинс), лично принимавшего участие в огромном количестве подобных ритуалов.
Примечательна связь «Обряда» с продюсерским проектом «Шесть демонов Эмили Роуз» одного из авторов ленты Бо Флинна. Фильмы про экзорцизм всегда выходят не потоково, но точечно. Только несколько лет назад была та же «Эмили Роуз», в прошлом году состоялся релиз «Последнего изгнания дьявола», в первой своей части миф развенчивавшего (прототипом этого мокьюментари была картины «Марджо» про неверующего священника), а после намекавшего на его подтверждение. Понятное дело, что образчик для всех этих лент, как и для «Обряда», ровно один — «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, сделавший для экзорцистского сюжета то же, что «Моби Дик» Германа Мелвилла сделал для китобойного промысла, — всеобъемлюще исчерпал тематику и задал все доступные векторы развития.
Основой «Обряда», как и в случае с шедевром Фридкина, отдаленно служат реальные факты. Писатель Мэтт Баджило для своей документальной книги проводил изыскания в области изгнания дьявола и познакомился со священником Гэри Томасом, собственной персоной присутствовавшим на не одном десятке подобных случаев. Работа над сценарием фильма велась параллельно с книгой, а режиссером будущего религиозного триллера был назначен швед Микаэль Хафстрем, автор «Цены измены», уже удачно пробовавший себя в мистическом жанре с «1408», однако его последняя лента «Шанхай» выходила в прокат с большим скрипом, даже принимая во внимание участие в ней Джона Кьюсака.
По мнению американских критиков, «Обряд» не повергает в какой-то небывалый трепет и скорее является проходным триллером, чем выдающимся событием.
«Стильный, поначалу провокационный, но страдающий от явной неправдоподобности, упрощений, сбавляющегося напряжения и плохой актерской игры Колина О’Донахью», — Эйви Оффер, NYC Movie Guru.
«Несмотря на всю свою банальность, на удивление эффектный фильм», — Джим Лейн, Sacramento News & Review.
«Хопкинс выдает блистательную игру, на высшем уровне, но вот все остальное в фильме ему не соответствует», — Джеффри М. Андерсон, Combustible Celluloid.
«Каждый, кто смотрел „Изгоняющего дьявола“ или любой его эпигон, сделанный за последние 38 лет, может пропустить и эту скучную новинку», — Бу Аллен, Denton Record Chronicle.
«Разум и чувства»
Нора и Мэри Домингез живут в роскошном особняке в лучшей части Беверли-Хиллз. После скоропостижной смерти богатого отца, как ни странно, оставившего семье только долги, девушкам придется пересмотреть свои взгляды на существование, переехав в бедный район.
Дебютная лента Анхели Грация объединяет в рамках одного кинопространства двух актрис, начинавших свою карьеру в юном возрасте. Основная слава Алексы Вега связана с франшизой «Дети шпионов», не один год создававшейся под тщательным контролем Роберта Родригеса, сейчас вовсю планирующего ее реинкарнацию. Актерская судьба Камиллы Белль сложилась более разнообразно: на ее счету активное и заметное участие в независимых лентах («Баллада о Джеке и Роуз», «Чамскраббер»), одиночные хиты (ремейк «Когда звонит незнакомец» от пресловутого Саймона Уэста) и крупные постановки вроде неудачного проекта Роланда Эммериха «10 000 лет до н. э.».
У Анхели Грация актрисы воплощают роли сестер, а фабула ленты практически дословно повторяет романа «Разум и чувства» Джейн Остин, только перенесенного в испанскую среду, на что намекает оригинальное название фильма, ведь «Nada» — по-испански «ничто». Именно путь от богатств к скромному достатку, зато личностному благополучию проделывают обе героини.
Критики к комедии настроены равнодушно и называют ее не иначе как милой, но в чрезвычайной степени проходной.
«Банальная, но тем не менее приятная комедия», — Джо Лейдон, Variety.
«Давящая на жалость, временами трогательная предсказуемая комедия с ужасным названием», — Майк Хэйл, New York Times.
«Для фильма, мнимо исследующего проблему остроты жизни, „Разум и чувства“ на удивление мягок на вкус», — Кит Стаскевич, Entertainment Weekly.
«Лемми»
Не первый, но, возможно, самый любопытный и исчерпывающий документальный фильм, посвященный участнику Hawkwind и бессменному лидеру Motorhead Лемми Килмистеру, представленному здесь фактически в естественной среде обитания. Зритель наблюдает одного из крестных отцов металлической музыки в его изрядно захламленном доме, наполненном всем чем только можно, вплоть до гастрольных безделушек. Вот Лемми сидит за игральным автоматом в своем любимом баре Rainbow, вот идет в магазин купить новую антологию The Beatles, вот отвечает на вопросы фанатов во время радиошоу, вот выходит на одну сцену вместе с Metallica. Попеременно о музыканте рассказывают его коллеги и поклонники, также выразившие себя на мировой сцене (от Дэйва Наварро до актера Билли Боба Торнтона).
«Лемми» — убедительная документация того, как выглядит образ жизни человека, фактически являющегося живым отображением самого понятия «рок-музыка» и абсолютно бескомпромиссного в творческом плане, хоть и терзающего одну и ту же концепцию долгие десятилетия, но доведшего ее до абсолюта.
Критики оценили ленту достаточно высоко, назвав ее одним из самых честных и увлекательных портретов мировой рок-иконы из вышедших за последние годы.
«Один из самых объемных и увлекательных документальных рок-н-рольных фильмов со времен Dig! Онди Тимонера», — Марк Савлов, Austin Chronicle.
«Лемми дает киношникам достаточно времени и искреннего расположения, чтобы создать портрет человека, чья личность сложнее формулы «секс, наркотики и рок-н-ролл». Притом что в случае с Лемми наличествует излишек сразу трех этих элементов», — Ян Бакуолтер, NPR.
«Развлечение для фанатов и отличный учебник для начинающих», — Марк Олсен, Los Angeles Times.
С 4 февраля в американском прокате стартуют ленты «Санктум», «Любовь и другие обстоятельства», триллер «Соседка по комнате» и драма «Холодная погода».