Премьеры США — 25 февраля
В американском прокате бодрый мистический триллер «Сумасшедшая езда» Патрика Люссье сталкивается с не менее одиозной по содержанию комедией «Безбрачная неделя», авторами которой значатся традиционно смелые в комическом плане братья Фаррелли.
«Сумасшедшая езда 3D»
Джон Милтон (Николас Кейдж) вырывается из ада, чтобы отомстить лидеру религиозного культа, ставшему причиной гибели его дочери и ее мужа, а также похитившему внучку воскресшего.
Режиссер Патрик Люссье начинал как монтажер (эту стезю, кстати, продолжает его сын, работающий помимо прочего и на проектах отца) и соратник Уэса Крэйвена, в начале 2000-х подавшийся в режиссуру, где он проявил себя тремя нескладными фильмами про Дракулу. Прорыв для Люссье случился с ремейком канадского слэшера «Мой кровавый Валентин», не попавшим в опалу у критиков и завоевавшим симпатии зрителей, собрав более ста миллионов долларов при бюджете в пятнадцать.
Затраты на «Сумасшедшую езду» составили сумму в три раза большую. Вместо малоизвестных актеров здесь все внимание приковано к Николасу Кейджу, артисту многоплановому, играющему в блокбастерах, артхаусных лентах и откровенном вторсырье. В 1980-е и в первой половине 1990-х годов Кейдж считался в Голливуде чуть ли не элитарным актером. Он играл у Френсиса Форда Копполы (по совместительству его дяди), Дэвида Линча, Алана Паркера, братьев Коэн, Джона Дала (в заключительной части его неонуарной трилогии) и Нормана Джуисона. После участия в скромных комедиях вроде «Телохранителя Тесс» Кейдж снимается в независимой драме «Покидая Лас-Вегас», где играет спивающегося сценариста, планирующего умереть в разухабистом запое, местом проведения которого он избрал столицу азартных игр. Еще до выхода ленты Майка Фиггиса актер начал съемки в масштабном боевике Майкла Бэя «Скала», разнообразившего его амплуа и в то же время спихнувшего Кейджа на ниву экшна, активно осваиваемую им до сих пор.
В 1990-х боевики с актером поочередно становились хитами, как, например, ироничные и эффектные ленты вроде «Воздушной тюрьмы» Саймона Уэста или «Без лица» Джона Ву. Но именно с их появлением Кейдж стал сильно разбавлять до того более художественную направленность своей фильмографии откровенно незатейливыми жанровыми поделками, играя в изобретательных авторских лентах лишь эпизодически. Учитывая мощную работоспособность актера, картины с ним выходят без особого простоя, причем крупные успехи тут следуют за откровенными провалами.
Так, хотя бы в 2010 году Николас воплотил как нельзя более подходящий себе образ Папани из комиксовой феерии Мэттью Вона «Пипец», и уже через несколько месяцев в прокате стартовал масштабный, по сути провалившийся «Ученик чародея». В начале 2011-го появляется новая работа актера у Доминика Сена, «Время ведьм», разъярившая критиков и так же близкая к коммерческому фиаско. «Сумасшедшая езда» — в какой-то мере столь же бойкое и бессмысленное зрелище, к которому, по признанию звезды проекта, сами создатели относились как к абсурдному грайндхаусному развлечению.
Критики по поводу ленты Люссье, несмотря на все предубеждения, высказались без особого пренебрежения, отмечая, что кино это вполне имеет право на существование.
«Отличное название, плохой фильм», — Том Чэрити, CNN.com.
«Настолько ужасен, что даже крут. Но нет, он просто ужасен», — Ричард Роупер, Richard Roeper.com.
«Чистый грайндхаус, настолько преданный идее и идеальный в своем безумии, что смотреть его одно удовольствие», — Элизабет Уайтсман, New York Daily News.
«Порочный, вульгарный, идиотский. Но одиозность лучше посредственности», — Фред Топел, Screen Junkies.
«Не скажу, что наслаждался фильмом, но я могу его принять. Он оскорбит любой вкус, кроме плохого. И фильм хорошо снят», — Роджер Эберт, Chicago Sun-Times.
«Наполовину крепкое грайндхаусное развлечение, наполовину хаотичный, путанный мистический триллер», — Джефф Беркшир, Metromix.com.
«Сумасбродное бестолковое разочарование», — Кэти Рич, CinemaBlend.com.
«Безобидное развлечение», — Шарлотт О’Салливан, This is London.
«Безбрачная неделя»
Рик (Оуэн Уилсон) и Фред (Джейсон Судейкис) — два закадычных друга. Оба давно женаты. В супружеской жизни каждого из них наступает момент, когда они неосознанно начинают внешне демонстрировать усталость от своих жен. Те, решив спасти брак, дают мужьям неделю вольности, когда они смогут делать что захотят и с кем захотят. Обрадовавшиеся приятели уже предвкушают многочисленные интрижки, но внезапно для себя выясняют, что не так они и смелы и легковерны, как о себе думали.
Легендарные перверты и воспеватели физиологических девиаций, братья Фаррелли не устают потчевать зрителей новыми историями о неприкаянных идиотах, которыми в сущности являются почти все их герои. Будь то однорукий игрок в боулинг Рой («Заводила»), два полных кретина Харри и Ллойд («Тупой и еще тупее»), фантастический неудачник Тед («Все без ума от Мэри»), шизофреник Чарли («Я, снова я и Ирэн»), влюбленный, чье чувство настолько застилает ему глаза, что он не видит очевидных телесных несовершенств своей избранной («Любовь зла»), и сиамские близнецы («Застрял в тебе»). Выделяется из паноптикума разве что лента «Осмосис Джонс», но Фаррелли режиссировали в нем лишь живые игровые эпизоды (забавными анимационными сценами заведовали другие постановщики), как раз находящиеся в традиционном русле их творчества: обрюзгшего неухоженного Билла Мюррэя там тошнит креветками, после чего на его лбу еще пульсирует мерзкий угорь, который, вырвавшись на свободу, оседает прямо на губах его визави. Удовольствие на любителя, хотя определенная смелость и кое-какие смешные шутки позволили братьям не стать козлами отпущения критиков, всегда достаточно лояльно (учитывая происходящее на экране) относящихся к опусам тандема.
Предыдущей работой Фаррелли был ремейк семидесятнической мелодраматической комедии заслуженной сценаристки Элейн Мей «Разбивающий сердца», под управлением родственников превратившейся из легкого и очаровательного образчика американской новой волны в разухабистый абсурд. Лента «Девушка моих кошмаров» не стала хитом, провалившись в США (как и, кстати, многие предыдущие ленты дуэта), отбив бюджет лишь за счет международных сборов. «Безбрачная неделя» не столь опирается на физиологические недостатки главных героев, скорее стоя в том ряду фарреллиевских творений, что рассказывают о хронических лузерах, неспособных воспользоваться данным им шансом.
Критики к ленте отнеслись равнодушно.
«Рядом не стоял с их лучшими лентами, но и от худших далек», — Мэтью Рэзак, Flixist.com.
«Напрасная трата времени», — Роберт В. Батлер, Kansas City Star.
«Невыразимо лучше последних картин братьев», — Ребекка Мэррей, About.com.
«Вряд ли это можно назвать вторым пришествием „Все без ума от Мэри“, но последний фильм Фаррелли способен предложить немного шуток и хорошие актерские работы», — Итэн Алтер, Film Journal International.
«Несмешная, невыносимо тягостная и откровенно скучная комедия», — Дэвид Ньюсэйр, Reel Film Reviews.
«Один из самых смешных фильмов начавшегося 2011 года», — Джойлин Мендез, Entertainment Spectrum.
С 4 марта в американском прокате стартуют ленты «Ранго» Гора Вербински, «Красный штат» Кевина Смита, «Отвези меня домой» Майкла Дауса, «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апитчатпона Вирасетакуна и другие фильмы.