Премьеры США — 4 марта
В американском прокате основная порция внимания досталась крупномасштабному анимационному проекту «Ранго» с Джонни Деппом от создателя «Пиратов Карибского моря» Гора Вербински, а также очередной экранизации прозы Филипа К. Дика «Меняющие реальность». В авторском анклаве оказались две нашумевшие азиатские ленты: южнокорейский триллер «Я видел дьявола» и тайская драма «Дядюшка Бунми, который видел свои прошлые жизни», взявшая главный приз Каннского кинофестиваля.
«Меняющие реальность»
Молодой и самоуверенный конгрессмен Дэвид Норрис (Мэтт Дэймон) баллотируется в сенат, являясь потенциальным победителем. Но проиграв выборы из-за своей юношеской оплошности, он идет в мужскую уборную, чтобы отрепетировать выступление перед публикой. Там мужчина встречает танцовщицу Элизу (Эмили Блант). Между ними пробегает искра, оканчивается столкновение поцелуем, а воодушевленный Норрис произносит самую лучшую речь в своей карьере, снова отвоевав утерянные симпатии электората. Впоследствии случайно столкнувшись с Элизой в автобусе, он понимает, что окончательно влюблен в девушку. Но на его пути встают сотрудники таинственного Бюро корректировки, заявившие политику, что встреча с танцовщицей должна была состояться лишь единожды, а если он дальше продолжит отношения с девушкой, то организация настоит на более серьезных мерах, вплоть до полного обнуления памяти героя.
Экранизации прозы Филипа К. Дика выходят стабильно раз в несколько лет и постоянно привлекают к себе приличный интерес общественности. Пусть даже таких среди них, что более-менее приближены к оригинальному тексту, назвать можно буквально пару. «Меняющие реальность» заимствуют у легендарного фантаста основной мотив, на нем уже строя собственную историю. Задуман проект был несколько лет назад продюсером Майклом Хэкеттом, подкинувшим идею сценаристу Джорджу Нолфи. Тот, написав первую версию текста, показал ее снимавшемуся в «Ультиматуме Борна» (для которого Нолфи создавал сценарий) Мэтту Дэймону — первому и самому очевидному для будущего режиссера кандидату на роль Дэвида Норриса. т
Выбор актрисы на роль возлюбленной героя, Элизы, был не столь прямолинеен: либо ее играет танцовщица, либо голливудская звезда, причем изначально Нолфи отдавал предпочтение первому варианту, позднее отвергнутому ради влившейся в проект Эмили Блант. Она несколько недель провела в тренировках у художественного руководителя нью-йоркской студии современного танца. Дэймон же для съемок советовался с бывшим конгрессменом Гарольдом Фордом-младшим (кстати, потомственным политиком), как и его герой, много добившимся на поприще политики в достаточном молодом для этого возрасте.
Принципиальное отличие фильма «Меняющие реальность» от других экранизаций Дика в его повышенной мелодраматичности. Впрочем, сквозная идея та же, что и в любых прочих лентах, снятых по прозе писателя, то есть декоративность окружающего мира, который в ответственный момент рушится на глазах героев, словно карточный домик, привычные жизненные схемы персонажей сменяются доискиванием правды и беготней от могущественных сил. Так и Дэвид Норрис стремится к своей возлюбленной через все препоны, что ставят герою агенты Бюро корректировки, тем самым уподобляя некоторые эпизоды «Меняющих реальность» сценам преследования из второго и третьего «Борнов», столь же динамичным и увлекательным.
Критики отнеслись к ленте с достаточным воодушевлением, называя фильм Нолфи уверенным и запоминающимся режиссерским дебютом.
«По большей части захватывающий, напряженный и умный фильм, теряющий хватку в невпечатляющем, поспешном и разочаровывающем третьем акте», — Ави Оффер, NYC Movie Guru.
«Умный, стильный триллер, с удивительной легкостью комбинирующий научную фантастику, романтику и хичкоковскую интригу», — Энн Хорндэй, Washington Post.
«Неглупый и хороший фильм, который мог бы быть вообще отличным, если бы позволил себе большую смелость», — Роджер Эберт, Chicago Sun-Times.
«Одна из лучших американских любовных историй среди вышедших за последний год», — Мик Ла Салль, San Francisco Chronicle.
«„Меняющие реальность“ — это то, чем могло стать «Начало», если бы сценарий к нему писал Николас Спаркс», — Грэм Киллин, Milwaukee Journal Sentinel.
«Ранго»
Ручной хамелеон (голос и мимика Джонни Деппа) попадает в невадскую пустыню, где случайно выдает себя за самопридуманного героического ковбоя по имени Ранго — грозу всей округи.
Первоначально режиссер Гор Вербински планировал сделать из «Ранго» малобюджетную отдушину после крупномасштабных «Пиратов Карибского моря». В результате проект вылился в тяжеловеса, чья стоимость чуть меньше тех же «Пиратов». Как и последнее и самое популярное творение режиссера, «Ранго» опирается на проверенные жанровые схемы. Если эпопея про Джека Воробья была сделана в ключе старомодных морских лент (а-ля пиратские истории с Эрролом Флинном), то мультфильм — это иронический семейный вестерн, построенный при помощи канонических ходов и типажей известных ковбойских историй.
Во время создания анимационной картины Вербински старался сделать второстепенных персонажей не менее характерными, чем центральный, вдохновляясь эпизодом из «Дикой банды» Сэма Пекинпа, когда герой Стразера Мартина стаскивает сапоги с мертвеца. Постановщик додумывал, что если бы камера следовала за ним, а не за протагонистами, то такая малозначащая для общей истории виньетка могла перерасти в самостоятельное и не менее увлекательное кино.
Традиционное свойство широкобюджетных образцов коммерческой анимации — придание герою схожести с озвучивающей его кинозвездой — в «Ранго», кажется, достигло своего апогея. Хамелеон подобен Деппу не только мимикой. Своим внешним видом он намекает на одну его из лучших работ — на Рауля Дюка в экранизации «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона. Сам образ покойного писателя, кстати, мимолетно появляется в картине Вербински безошибочно узнаваемым, пускай и со спины.
Критики к фильму отнеслись с большим вниманием, называя его великолепным и остроумным зрелищем для всех возрастов.
«В лучших моментах производит впечатление творения братьев Коэн, где бы вместо людей играли антропоморфные животные», — Мэтт Брансон, Creative Loafing.
«Лучшее в „Ранго“ по большей части то же, что и в первых „Пиратах Карибского моря“, — безумное веселье и задорность», — Питер Рейнер, Christian Science Monitor.
«Похоже на то, будто бы Серджио Леоне экранизировал прозу Кеннета Грэма», — Уиджет Уоллс, Needcoffee.com.
«Фильм отсылает к Серджио Леоне, Карлосу Кастанеде, Хантеру С. Томпсону и „Китайскому кварталу“ Романа Полански, так что давайте отбросим иллюзию о том, что он исключительно детский», — Джефф Мейерс, Metro Times.
«Я видел дьявола»
Водитель школьного автобуса (Мин-Сик Чои) и по совместительству хитроумный маньяк, крайне жестоко убивающий молоденьких девушек, делает своей жертвой беременную подругу агента национальной разведки (Бён Хон Ли). Тот, разыскав психопата, решается на месть изобретательную и продолжительную. Каждый раз избивая маньяка, он будет отпускать его, а потом настигать снова и снова, рискуя оплошать и потерять убийцу из виду.
Шквал южнокорейского нестандартного жанрового кино в последние несколько лет проявился настолько очевидно, что невозможно не признать явное превосходство авторов из этой страны перед многими другими национальными кинематографиями. Начало тенденции положил Джун-хо Бон со своими блистательными «Воспоминаниями об убийстве» — лентой, затягивающей в себя со столь страшной силой, на какую способен далеко не всякий омут. «Я видел дьявола» уже фактически заслуженного режиссера Джи-Вун Кима (автора «Истории двух сестер», «Горечи и сладости» и «Хорошего, плохого, долбанутого», сейчас готовящегося к своему англоязычному дебюту) играет на той же территории, что «Воспоминания» или «Преследователь» Хонг-джин На. Это триллер о преследовании маньяка, в первой своей половине педантично соблюдающий многие условности жанра (с некоторыми отсылками к картине «Семь» Дэвида Финчера), а потом переворачивающийся с ног на голову и преобразующийся скорее в притчу о далеко зашедшей мести, только ухудшившей изначальное положение: убийца в исполнении звезды «Олдбоя» Мин-Сик Чои приобретает какую-то избыточную демоничность, как и его преследователь, в образе которого выступил постоянный актер режиссера Бён Хон Ли.
Критики к корейской ленте отнеслись с восторгом, отмечая великолепную операторскую работу и мастерство постановки.
«Вот тот тип фильмов о мести, о которых я мечтал», — Феликс Васкез-младший, Cinema Crazed.
«Чертовски близок к тому, чтобы стать классикой», — Билл Гайброн, PopMatters.
«Путешествие на темную сторону человеческой натуры», — Эдвард Дуглас, ComingSoon.net.
«В лучших моментах фильм причиняет одни неудобства, а в худших просто оскорбляет», — Элизабет Керр, Hollywood Reporter.
«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»
Дядюшка Бунми страдает от тяжелой болезни почек и коротает дни в обществе родственников. Кроме того, скоро к его компании присоединятся малоотличимая от любой живой женщины умершая жена, а также покойный сын, превратившийся в духа леса, являющегося людям в виде красноглазой обезьяны.
Элитарный тайский режиссер Апитчатпон Вирасетакун долгое время был знаком исключительно фестивальной публике и знатокам современного артхауса. Теперь же, с победой на Каннском смотре, он стал достоянием широкой общественности, оказавшись в числе режиссеров первой лиги. «Бунми» развивает те же идеи магического реализма, смешанного с портретами тайских рабочей и деревенской социальных сослоек, что и некоторые предыдущие работы постановщика. Идея ленты выросла из книги «Человек, который помнит свои прошлые жизни», написанной аббатом буддисткого монастыря Пра Срипарьяттивети.
«Мастерский и уникальный», — Крис Кэбин, Filmcritic.com.
«Странный и тяжелый, но полезный опыт», — Крис Карпентер, Movie Dearest.
Также в американском прокате стартует комедия «Отвези меня домой» Майкла Дауса, как и прошлогодняя «Машина времени в джакузи», сделавшая источником вдохновения эстетику 1980-х годов. Среди других премьер лента «Страшно красив» с Алексом Петтифером.