Премьеры США — 3 июня
Единственный крупный релиз недели — новые «Люди Икс» от Мэттью Вона, заслужившие похвалу американских критиков. В ограниченном прокате стартуют фестивальные хиты вроде «Субмарины» Ричарда Айоэйда, «Социализма» Жан-Люка Годара и «Начинающих» Майка Миллса.
«Люди Икс: Первый класс»
Еврейский мальчик Эрик во время разлучения с родителями в гневе демонстрирует удивительные способности взаимодействия с металлическими материалами на расстоянии. Мальца отправляют на обучение к доктору Шмидту (Кевин Бейкон), который планирует разработать талант очевидного мутанта, но для этого приходится убить его мать. В 1962 году Эрик (Майкл Фассбендер), полный жажды мщения, пошагово подбирается к своему давнему мучителю, теперь носящему имя Себастьяна Шоу и собравшему вокруг себя несколько сильных мутантов. В то же время телепат Чарльз Ксавьер (Джеймс МакЭвой), вместе с сестрой Рейвен (конечно же, как и он, мутанткой) становится предметом интереса национальных спецслужб, следящих за Шоу и пытающихся разобраться в данном феномене.
В широкоэкранной ипостаси «Люди Икс» заявили о себе только в 2000 году, став достаточно знаковым творением для жанра кинокомикса, тогда находившегося в несколько более блеклом состоянии, чем сейчас. Данная франшиза уже тогда располагала анимационными и телевизионными версиями, как и, например, «Бэтмен», «Человек-паук» или «Халк». Фильм же Брайана Сингера продолжил дело лент Тима Бёртона, в очередной раз укрепив направление как самостоятельный подвид, сейчас приобретший невероятные масштабы, учитывая, что большинство кассовых хитов проходят именно что по разряду комикс-франшиз.
Творение Мэттью Вона — это фактически пятый фильм серии, являющийся, однако, новым витком истории. Первые три картины по нынешним нормам выглядят достаточно стандартно, впрочем, и оригинал, и сиквел пользовались сильной любовью критиков и зрителей. Не настолько удачно в репутационном отношении выступил триквел Брэтта Рэтнера (Сингер променял «Иксов» на «Возвращение Супермена»), тем не менее сборы «Последней битвы» оказались на достойном уровне. Впоследствии сага пошла по пути рассредоточения на отдельных персонажей и их собственные истории. Первым на эту дорогу встал самый народный герой «Людей Икс» Росомаха, чей образ сделал суперзвездой Хью Джекмана. Лента Гэвина Худа стала предметом очень показательного скандала, когда в сеть утекла ее рабочая копия, правда, не столь сильно ударившая по коммерческим результатам блокбастера, как ожидалось, однако отметившая выход картины некоторым волнением для студии.
«Первый класс» сосредотачивается сразу на группе героев. Кроме пресловутых Чарльза Ксавьера и Магнито, определенное место в предыстории досталось Мистик, Зверю и Эмме Фрост, не говоря о новоприобретенных персонажах вроде Хавока, до того ни в одной из киноверсий не появлявшихся, но, конечно, в комиксах присутствующих. Фильм Мэттью Вона не столь сильно вклинен в марвеловскую мифологию в отличие от недавнего «Тора», где для людей непосвященных в комикс-вселенную некоторые полунамеки остались брошенными мимо цели. Неувязка «Класса» только в не всегда успешном соответствии эпохе, в которой происходит действие (особенно увлекательно на фоне 1960-х звучат закадровые гитарные запилы), но определенный ретроналет все равно соблюдается, что лишь придает картине дополнительное очарование.
До того Мэттью Вон уже успешно справился с американо-британским ревизионистским комиксом «Пипец», ставшим одним из самых увлекательных жанровых зрелищ прошлого года. «Первый класс» является крупным студийным проектом, претендующим на большее, нежели лавры культового нишевого хита. Однако реакция критиков на новую ленту серии более чем позитивна и не оставляет сомнений в безусловно удачном запуске нового цикла известной истории.
«Лучший кинокомикс со времен „Темного рыцаря“», — Лиза Кеннеди, Denver Post.
«Четвертый фильм, ощущения от которого как от первого», — Джим Слотек, Jam! Movies.
«Супергеройский фильм с экшном, напряженными моментами и серьезными моральными вопросами», — С. Джоанна Роблидо, Common Sense Media.
«Интеллигентный экшн. Серьезное летнее предложение, располагающее всеми элементами успешной сезонной картины», — Боб Блум, Journal and Courier.
«Забавный, динамичный и носящий ярко выраженный ретрохарактер», — Дэвид Ньюсэйр, Reel Film Reviews.
«Не совсем первый класс, но неплохой», — Энтони Куинн, Independent.
«Великолепный баланс забавного и серьезного», — Мэтт Пэйс, RedEye.
«Вполне увлекает на субботний вечер и куда лучше предыдущего ответвления „Людей Икс“», — Тай Барр, Boston Globe.
«Субмарина»
Юный Оливер не находит понимания у сверстников, но в его жизнь приходит любовь в виде достаточно тяжелой в общении Джорданы. Смышленый паренек пытается наладить отношения с девушкой, что порой приводит к несколько забавным ситуациям для обоих.
«Субмарину» уже причисляют к лучшим молодежным лентам последнего времени — реакция критиков на полнометражный дебют Ричарда Айоэйда оказалась умопомрачительной. До того постановщику приходилось ставить в основном видеоклипы для передовых инди-групп, участник одной из которых — Arctic Monkeys — Алекс Тернер написал для «Субмарины» саундтрек. Вдобавок Айоэйд еще и один из центральных героев британского ситкома «Компьютерщики» и когда-то участник шоу «Майти Буш». Фестивальная публика также отнеслась к его фильму с большой любовью, хотя никаких приметных наград «Субмарина» так и не получила.
«Тонкая и сильная новая британская комедия», — Дэвид Денби, New Yorker.
«У Ричарда Айоэйда явно есть сноровка», — Кеннет Туран, Los Angeles Times.
«Редкий вид молодежного фильма, в котором есть хорошая актерская игра, а также все в порядке со стилем и содержанием», — Эйви Оффер, NYC Movie Guru.
«Стильный, трогательный и даже слишком милый фильм, испытывающий сильное влияние французской „новой волны“, а также допускающий кивки в сторону „А теперь не смотри“ Николаса Роуга», — Филип Френч, Guardian.
«Этой классической истории о взрослении удается избежать большинства ловушек жанра», — Коко Форсайт, Future Movies UK.
«Со времен „Над пропастью во ржи“ не было более острого трагикомического наблюдения за ужасами того, что такое являться тинейджером», — Дэвид Эдвардс, Daily Mirror.
«Великолепно поставленный и отлично разыгранный», — Мэтью Тернер, ViewLondon.
«Фильм-социализм»
На одном лайнере встречают друг друга самые разные личности, известные и не очень. Но намечающаяся история превратится в винегрет из различных деталей и сюжетных переходов.
По отношению к Годару сформировано такое мнение, что после бунтующих 1960-х годов мэтр так и не нашел себе толкового применения, продолжая развивать интересные одному ему киносемиотические приемы. Новые работы режиссера вызывают меньший энтузиазм зрителей, чем главные его картины, тем не менее лента «Социализм» входит в число действительно резонансных фильмов французского классика. Дополнительный приток внимания картине придал случай с вручением Годару почетного «Оскара», за которым постановщик отказался приезжать лично, что было воспринято как определенного рода протест, на деле обернувший нежеланием заслуженного мастера ехать в такую даль, кроме того, на специальный ужин, а не на саму церемонию вручения наград Американской киноакадемии.
Последний фильм Годара, несмотря на возраст режиссера и давно оставшиеся в прошлом заслуги кинобунтаря, выглядит не в пример более радикальным, чем опусы многих актуальных экспериментаторов. Построен «Социализм» в манере полуколлажа, где всего понемногу и все хаотично, но при этом общий результат кажется относительно цельным, хотя и чересчур смелым для широких масс. Американские критики к фильму отнеслись с некоторой прохладой, но все же с определенной долей уважения к его создателю.
«Красиво снят, но это самый непростой фильм Годара на данный момент», — Эрик Мондер, Film Journal International.
«Больше чем просто кинорассказчик, всегда поэт, Годар продолжает бросать вызов привычному кинофункционированию и зрительскому восприятию», — Армонд Уайт, New York Press.
«Это как его фильм „Симпатия к дьяволу“, только на круизном лайнере. Полностью непостижимо», — Гарет Симс, Platform.
«Запоминающийся, красивый и тяжелый для восприятия», — Глен Кенни, MSN Movies.
«Непонятный, непоследовательный, невыносимый», — Норман Уилнер, NOW Toronto.
«Начинающие»
Оливер после смерти матери узнает от отца, что тот гей, решивший теперь не стеснять себя условностями. Однако в жизни родственников это не последнее жизнеопределяющее событие: кроме того, родитель еще и смертельно болен.
После в целом удачного дебюта «Дурная привычка» известный клипмейкер и дизайнер Майк Миллс снова выступает на территории игрового кино с лентой «Начинающие». До того он делал музыкальные видео и промоматериалы для таких мастадонтов рок-музыки, как Sonic Youth, Pixies, Beastie Boys, Air и прочих. В основу «Начинающих» легла реальная история самого режиссера, также оказавшегося лицом к лицу с чередой откровений, исходивших от собственного отца. Главные роли в картине сыграли Кристофер Пламмер и Юэн Макгрегор, а критики оказались весьма положительно расположенными к ленте.
«Лоран и Макгрегор — самая обаятельная экранная пара года», — Клаудия Пьюиг, USA Today.
«Крайне трогательное кино», — Джеффри М. Андерсон, Common Sense Media.
«Этот фильм полон честных, искренних и захватывающих эмоций», — Грэй Дрейк, Movies.com.
С 10 июня в американском прокате стартуют «Супер 8» Джей Джей Абрамса, «Путешествие» Майкла Уинтерботтома, «Охотник на троллей» и другие ленты.