Премьеры США — 10 июня
Джей Джей Абрамс со своим «Супер 8» оккупировал широкий прокат, но иначе дела обстоят с интересными ограниченными релизами, которых всегда достаточное количество. Так, стартует новая работа Майкла Уинтерботтома (правда, сотканная из кусков его же телевизионного проекта) «Путешествие», норвежская лента «Охотник на троллей» и новое творение культового режиссера Монте Хеллмана «Дорога в никуда».
«Супер 8»
Дети, снимающие самодельное кино, становятся свидетелями крушения поезда. Из вагона вырывается какое-то неопознанное существо, а на следующий день город заполняют военные.
Путь в киноиндустрию Джей Джей Абрамсу был будто бы протоптан благодаря связанности с этой отраслью его родителей. Уже в шестнадцать он сам написал часть музыки к фильму Дона Долера «Ночной зверь», а после работал над фабулой комедии «Как разобраться с делами», где герой Джеймса Белуши, являющийся хитроватым уголовником, на какой-то момент занимал место богатея в исполнении Чарльза Гродина. Первый полноценный сценарий был куплен у Абрамса, когда ему было чуть больше двадцати лет, текст превратился в ленту «Кое-что о Генри», прохладно принятую критиками, но оказавшуюся достаточно популярной в американском прокате. После были хитовые картины с Мэлом Гибсоном, блокбастеры Майкла Бэя, независимые проекты, однако всеобщую славу Абрамсу принесло телевидение, где в 2001 году он запустил сериал «Шпионка», сделавший звезду из Дженнифер Гарнер.
Самый главный проект кинематографиста стартовал в 2004-м. «Остаться в живых» стал одной из тех эпопей, снова вернувших внимание к телевизионным новеллам и лишний раз напомнивших мировому зрителю (в США как раз интерес к качественным сериалам был высоким, и поток их никогда особо не иссыхал), что продолжительные истории из сетки вещания иной раз могут быть вполне сопоставимы с достойными киноработами. Абрамс режиссировал пилотный эпизод, а далее, как водится, сериал пошел по отработанной схеме обрастания новыми героями и сюжетного закручивания, порой вовсе неожиданного для, казалось бы, сначала вполне ясного многосерийного рассказа о выживании пассажиров потерпевшего авиакатастрофу лайнера, оказавшихся на необитаемом острове.
Полнометражный режиссерский дебют Абрамса состоялся с триквелом шпионской саги «Миссия: невыполнима». Ажиотаж лента произвела меньший, чем предыдущий фильм за авторством Джона Ву, зато реакция критиков и зрителей на нее оказалась куда благосклоннее. Второй постановочный проект — «Звездный путь» — является на данный момент самым значительным кинофильмом Абрамса. Постановщику удалось переосмыслить культовую сагу, оставив ее нутро целым, освежить традиционную историю, применить к ней современные методы кинематографического воздействия — от ручной камеры до скоростного монтажа, — на выходе получив довольно старомодное и приятное зрелище.
«Супер 8» также обладает четким ностальгическим флером, так как для Абрамса этот сюжет во многом личностный, герои ленты — это фактически проекции самого режиссера и его товарищей, делавших в детстве свое наивное кино на камеру, чей формат подарил название фильму. В то же время постановщику хотелось сделать глобальный оммаж проектам Стивена Спилберга и компании Amblin, которые также принимали участие в создании картины. Поначалу «Супер 8» был покрыт покровом таинственности, так как ничего толком о сюжете не было известно, кроме краткого зачина о детях, снимающих фильм и становящихся свидетелями крушения поезда. Волнение от такой секретности было вызвано тем, что Абрамс, помимо своих художественных способностей, обладает еще и способностями настоящего гения маркетинга, утвердившего вирусную рекламу в качестве одного из действительно эффективных видов продвижения в сегодняшней киноиндустрии. Его продюсерский фильм «Монстро» стал хитом во многом из-за нестандартного подхода к освещению подробностей вокруг проекта, выведшего любопытный хоррор в разряд по-настоящему громких событий.
Критики отнеслись к новой ленте Абрамса с большим интересом.
«Помните старые добрые деньки? Вот этот фильм из тех, на который вы бы в то время и сходили бы субботним днем», — Том Лонг, Detroit News.
«Джей Джей Абрамс и Стивен Спилберг — это команда мечты. Еще, пожалуйста», — Джефф Байер, The Scorecard Review.
«Не идеальный, но увлекательный», — Скотт Нэш, Three Movie Buffs.
«Путешествие»
Стив Куган получает от газеты «The Observer» задание выступить в качестве ресторанного критика и отправиться в путешествие по северу Англии, дабы осмотреть тамошние заведения общепита. Намеревался сделать это он с американской подружкой, но та бросает героя, а чтобы не оставаться в путешествии одному, Стив берет в компанию Роба Брайдона.
Майкл Уинтерботтом славится своей продуктивностью и жанровой разносторонностью. В университете британец изучал национальную литературу, к которой не раз обращался и в своей фильмографии, в том числе и в довольно хулиганском проекте «Тристрам Шенди» (герои которого фактически перекочевали и в «Путешествие»), где иронично обыграл одноименную книгу Лоуренса Стерна — одно из тех произведений, дословная экранизация коего считается невозможным предприятием. Не так давно Уинтерботтом адаптировал для широкого экрана самый известный роман классика нуара Джима Томпсона «Убийца внутри меня», причем удачно (особенно в сравнении с более кэмповой версией Берта Кеннеди) и близко к тексту, нисколько не сбавив градус психопатичности, присущей оригиналу. В «Путешествии» он немного схитрил, смонтировав ленту из собственного же одноименного ситкома, высоко оцененного критиками. Главную роль в телевизионном проекте сыграл большой друг Уинтерботтома Стив Куган, воплотивший в его «Круглосуточных тусовщиках» образ основателя лейбла Factory Тони Уилсона.
Критиками последняя картина английского постановщика пришлась по душе.
«Проходной, но смешной и временами болезненно реалистичный», — Фрэнк Свитек, One Guy«s Opinion.
«Отличный смешной фильм», — Ноэль Мюррей, AV Club.
«Возможно, наиболее саркастичный и впечатляющий из последних фильмов о мужском кризисе среднего возраста», — Эндрю О’Хейр, Salon.com.
«Охотник на троллей»
Компания любопытствующих студентов снимает фильм о нападениях медведей. Их исследование в итоге сворачивает в иное русло: оказывается, что на севере Норвегии действительно существуют тролли. И они далеко не дружелюбны.
Не так давно в мировой прокат вышла лента «Санта на продажу», переосмысливающая культ Санта-Клауса в непривычном ракурсе — как жуткого людоеда, обитающего в укрытых снегом горах Финляндии. «Охотник на троллей» использует иные мифологии, но в схожем ракурсе. И с той же степенью серьезности. В отличие от «Санты» лента Андре Овредала склоняется в сторону мокьюментари и весьма неплохо держит напряжение, учитывая, что тролли в понимании авторов не менее брутальны, чем финские Санта-Клаусы. Критики отнеслись к ленте с симпатией, а в Голливуде приобретены права на ремейк «Охотника».
«Даже если не считать это кино за шедевр, то оно все равно наполнено отличными шутками, умными идеями, а также полными экшна эпизодами», — Джефф Беркшир, Metromix.com.
«Вы захотите ухватить этот умный фильм до того, как Голливуд доберется до него и извратит тупым ремейком», — В. А. Мусетто, New York Post.
«Чрезвычайно увлекательный триллер», — Питер Дебрюг, Variety.
«Дорога в никуда»
Молодой режиссер снимает фильм, основанный на реально произошедшем преступлении. В итоге он оказывается фактически одержим случившимся.
Сорок лет назад Монте Хеллман был в числе крупных американских независимых режиссеров, отметившись своими «кислотными» вестернами, в которых играл тогда малоизвестный Джек Николсон, а также лентами «Двухполосное шоссе» и «Бойцовский петух» (в последнем за операторскую работу отвечал несравненный Нестор Альмендрос). Слегка пропитанные пьянящим психоделическим маревом фильмы даже сейчас смотрятся увлекательно, а когда-то они вклинились в тот момент находившуюся на пике американскую «новую волну». После Хеллман отошел от дел, занимался продюсированием (на его счету создание «Бешеных псов» Тарантино) и почивал на лаврах легенды независимого кино (встречу с ним даже упоминает Андрей Кончаловский в одной из своих автобиографических книг). Вернулся в режиссуру Хеллман в середине 2000-х, но «Дорога в никуда» стала фактически его первой полнометражной картиной за 20 лет. Лента участвовала в основном конкурсе Венецианского фестиваля, получив специальный приз из рук того же Квентина Тарантино, который является большим поклонником творчества известного шестидесятника.
«Тональность и тема напоминают фильмы Дэвида Линча, но подход Хеллман сохраняет индивидуальный», — Кит Фипс, AV Club.
«Хеллман безжалостен к слабонервным в этом искривленной по хронологии нуарной эпопее», — Рон Уилкинсон, Monsters and Critics.
С 16 июня в США стартует новая лента Мартина Кэмпбелла «Зеленый Фонарь».