Премьеры США — 9 сентября
В американском прокате затишье, слегка подтачиваемое лентами «Заражение» Стивена Содерберга и «Воином» Гэвина О’Коннора, хорошо принятыми американскими критиками. В ограниченном прокате стартует последний на данный момент фильм Джона Лэндиса «Руки-ноги за любовь».
«Заражение»
Неизвестный вирус постепенно охватывает страны, а в центре действия, как водится, калейдоскоп разнообразных персонажей, пытающихся справиться с ситуацией и не погибнуть.
Чрезвычайно плодовитый Стивен Содерберг мало того что успевает делать по фильму в год, так еще и известен тем, что является одним из немногих нынешних постановщиков, который идеально балансирует между массовым кино и более экспериментальными высказываниями вроде «Шизополиса» или «Кафки». К тому же ему удалось снять одну из определяющих драм конца 1980-х годов — картину «Секс, ложь и видео», сделавшую постановщика самым молодым лауреатом Каннского фестиваля в его основной номинации; несколько кассовых хитов (ветвистый «Трафик» и трилогия о Дэнни Оушене); кое-какие блестящие стилизации («Че» и «Хороший немец») и откровенно спорные проекты («Девушка по вызову»).
Трудоголик Содерберг своей разносторонностью напоминает голливудских мастеров старой школы, которым поддавался практически любой жанр, будь то комедия или хоррор.
При этом автор хитов «Эрин Брокович» и «Вне поля зрения» еще успевает находить время прийти на съемочную площадку к друзьям, что случилось буквально в августе, когда Содерберг поруководил второй съемочной группой на крупномасштабной экранизации «Голодных игр». Вдобавок в последние годы режиссер снял крупномасштабную двухчастную эпопею о жизни Эрнесто Че Гевары, общая продолжительность которой превышает пять часов, а также экранизировал ироничный роман Курта Эйченвальда «Информатор», рассказывавший нестандартный случай промышленного шпионажа в пользу правительства.
Новая работа режиссера «Заражение» лишена заигрываний с ретроэстетикой и наследует тому виду триллеров, где в центре сюжета ставится угроза мировой пандемии какой-нибудь экзотической болезни, желательно занесенной не менее экзотическим животным. Триллеров в духе «Эпидемии» Вольфганга Петерсена или канонического «Штамма Андромеды» Роберта Уайза (только у создателя «Звуков музыки» вирус нисходил на человечество при помощи спутника). То есть «Заражение» является такой пандемической драмой, сделанной с упором на относительный реализм происходящего, а не входит в число, допустим, множества зомби-хорроров, скорее рассматривающих вопрос противостояния людей против зараженных. Содерберг, и без того режиссер порой достаточно прямолинейный, во время пресс-конференции на Венецианском фестивале, в рамках коего проходила премьера фильма, пояснил, что не использует вирусную угрозу в фильме в качестве метафоры, а лишь задействует ее как катализатор действия.
Критики отнеслись к ленте весьма положительно, правда, сам Содерберг не так давно заявлял о своем окончательном уходе из кино, в итоге обернувшемся лишь длительным творческим отпуском. Только вот проектов у режиссера еще вполне внушительное количество, означающее, что подготовка к отдыху будет достаточно продолжительной.
«Лучший фильм на подобную тему из снятых», — Джеймс Берардинелли, ReelViews.
«Крепкое и умное кино, которое заставит вас сидеть на краю своего кресла от напряжения», — Дэниэл М. Киммел, New England Movies Weekly.
«Умный и очаровывающий триллер, нуждающийся лишь в небольшой дозе человечности», — Стив Уайнберг, FEARnet.
«Динамичный и бескомпромиссный вирусный триллер со звездным актерским составом», — С. Джоанна Роблидо, Common Sense Media.
«Воин»
Брендан (Джоэл Эдгертон) и Том Конлоны (Том Харди) — два брата, весьма способные к боевым искусствам. Их отец (Ник Нолти), когда-то тренер, теперь сосредоточен на собственном алкоголизме. Жизнь бывшего морского пехотинца Тома лежит исключительно в боях без правил, а вот бросивший это дело Брендан преподает химию, но только долговая яма вынуждает и его вновь пойти в спортивную отрасль, чтобы в итоге в борьбе за чемпионский титул сойтись на одном ринге с братом.
Только успел отгреметь «Боец» Дэвида О. Расселла, как на подходе очередная спортивная драма, посвященная боевым искусствам и братским взаимоотношениям. Режиссер Гэвин О’Коннор до того отметился несколькими проходными, зато качественными драмами, из которых действительно широкое внимание общественности получило только «Чудо» о победе американской сборной на Олимпиаде-80. Но с «Воином», похоже, его карьера возьмет новый рывок, учитывая, что реакция критиков на проект весьма воодушевляющая. Примечательно, что продюсирует ленту брат Гэвина Грег.
«Масштабный красивый фильм, обязателен к просмотру», — Джулиан Роман, MovieWeb.
«Великолепная семейная драма, включающая в себя динамичные сцены боев», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«„Воин“ мог бы быть более выносливым, но в любом случае это нокаут», — Кэлвин Уилсон, St. Louis Post-Dispatch.
«Руки-ноги за любовь»
Двое бездельников Бёрк и Хейр (Саймон Пегг и Энди Серкис) прозябают в безденежье, а в это время в Эдинбурге местные врачеватели ведут борьбу за свежие тела умерших, так как есть необходимость наглядных человеческих образцов для анатомических исследований. Тут у Бёрка с Хейром умирает жилец, и они решают его продать одному из главных докторов города (Том Уилкинсон). Его соперник (Тим Карри) заручился поддержкой властей и прибрал мертвецов к своим рукам, так что закупка трупов для первого ученого ныне может осуществляться лишь нелегальным способом. У Бёрка и Хэйра назревает идея: больше трупов — больше денег. Ну и пусть, что кое-кого придется умерщвлять собственными руками.
На заре своей карьеры Джон Лэндис идеально вклинился в тогдашнюю голливудскую комедийную конъюнктуру, на которую влияли многочисленные юмористические капустники, в 1970-е стремительно росшие один за другим. Предыдущее десятилетие способствовало культурному раскрепощению, что не осталось в стороне даже для данной сферы, ставшей более разнузданной, но вместе с тем и более изобретательной.
После своего дебютного фильма «Банановый монстр» Лэндис берется за «Солянку по-кентуккийски», ставшую прорывом не только для него, но и по отношению к идеологам проекта братьям Цукерам и Джиму Абрахамсу — будущим классиками кинопародий. В течение полутора часов перед зрителем развертывалась гипотетическая телевизионная панорама, создаваемая постоянным переключением каналов абстрактным зрителем. Щелк-щелк-щелк — ток-шоу сменяет абсурдистская реклама, не менее идиотская, чем последующий телефильм или трейлер эксплуатационной ленты, сплошь состоящий из кадров с грудастыми девицами. Юмор хоть и грубый, но достаточно эффективный. В результате лента собрала в прокате более 15 миллионов долларов при бюджете в 600 тысяч (в 1987 году Лэндис сотоварищи пытался возродить идею в виде сиквела «Амазонки на луне», не снискавшего успеха).
Канонический статус режиссеру принесли уже следующие несколько лент. Помимо иронического хоррора «Американский оборотень в Лондоне», это были «Зверинец» и «Братья Блюз». «Зверинец» для Лэндиса до сих пор одна из определяющих работ, настолько прочно вошедшая в американский культурный контекст (не говоря о коммерческом потенциале — долгое время лента была в числе самых прибыльных независимых фильмов в истории), что чуть ли не синтезировала отдельный комедийный жанр студенческого фильма.
Именно несколько мрачный по тональности юмор режиссер проявлял и в следующих своих работах, что помогло ему снискать славу одновременно и мастера напряженных историй, и яркого шутника, что в равной мере показал его революционный клип «Триллер». Но в 1990-е ленты режиссера стали более унылыми, иногда скатываясь в откровенно пресные картины, не особо подобающие столь статусному автору, навроде «Семейки придурков» или «Коварного плана Сьюзан». Второй фильм на долгие десять лет оставался его последней работой, пока не вышла лента «Руки-ноги за любовь», снятая в Великобритании и откровенно юмористически интерпретирующая события XVII века. Критики к новой работе мэтра, по традиции одновременно мрачной и смешной, но достаточно схематичной, отнеслись несколько вяло, отмечая некоторые удачные шутки, но укоряя создателей в банальных ходах.
«Умеренно смешная черная комедия, отмеченная типичным британским остроумием и насмешливым юмором», — Эйви Оффер, NYC Movie Guru.
«Проходной, мрачный и странный, зато какой актерский состав», — Скотт Уайнберг, FEARnet.
«Мучительный», — Марк Диметриус, FILMINK.
На следующей неделе в американском прокате стартуют фильмы «Драйв», «Соломенные псы», «Не сдавайся» и «Я не знаю, как она делает это».