Премьеры США — 14 октября
В американском прокате стартует формальный приквел картины Джона Карпентера «Нечто», снятый голландским режиссером Маттисом ван Хейнигеном, но заимствующий многое у предшественника. Однако это не единственная в прокате переделка классики 1980-х: на экраны выходит и ремейк ленты «Свободные», когда-то сделавшей звезду из Кевина Бейкона. Среди остальных новинок значатся комедия «Большой год» и дебют дочери Майкла Манна «Поля смерти».
«Нечто»
Норвежская научно-исследовательская станция на Аляске, где помимо скандинавов присутствует и практикантка из Америки Кейт. Вместе они обнаруживают замерзший во льдах космический корабль, в недрах которого содержится нечто такое, что впоследствии представит для команды смертельную опасность. Ведь эта инопланетная тварь способно мимикрировать под любое живое существо.
Первоначально «Нечто» — это рассказ Джона Кэмпбелла, в 1951 экранизированный Кристианом Найби и Говардом Хоуксом (кого в фильме больше — вопрос до сих пор открытый, но долгое время считалось, что постановкой заведовал исключительно Хоукс). Именно лента «Нечто из другого мира» была одним из любимых фильмов детства будущего мастера американского жанрового кино Джона Карпентера, всегда являвшегося преданным поклонником Хоукса и во многом на него равнявшегося. Именно картину 1951 года смотрели герои новаторского хоррора «Хэллоуин», после успеха которого, а также вслед за высокими коммерческими результатами «Тумана» и «Побега из Нью-Йорка» Карпентер взялся за новую версию одного из определяющих для него фильмов.
Действие его «Нечто» разворачивалось на Аляске в районе местоположения исследовательских станций. На американскую базу прибегает собака, за которой следует вертолет с норвежскими полярниками. Один из них спасается из упавшего транспорта и агрессивно врывается на территорию американцев с автоматом наперевес, за что получает пулю в лоб. Странные события лишь отягчаются с приходом ночи, когда из пришлого пса вырывается жуткое существо, убивающее часть собак и ввергающее в трепет сотрудников станции, в том числе выпивающего пилота вертолета МакРиди (Курт Рассел). Монстр способен спокойно мимикрировать под умерших, что придает ситуации дополнительную острастку, когда никто не знает, где свой, а где чужой.
«Нечто» делалось в тщательном содружестве с тогда юным мастером по спецэффектам Робом Боттином, изумительно справившимся со своей задачей. Монстры, выполненные им, до сих пор вызывают отторжение, несмотря на свою явную механистичность. Вдобавок идеально легли на изображение музыкальные пульсации Эннио Морриконе, вынужденного отступить от более традиционного ему пышного стиля. Карпентер и сам неплохой композитор, также приложился к музыке итальянца, чем изрядно огорчил последнего. Присущий режиссеру минимализм идеально лег на этот сюжет, щедро сдобренный паранойей и замечательно подпитывающий внутреннюю агорафобию каждого. Кроме того, «Нечто» было лишено женских образов, если не считать голоса компьютера, с которым герой Рассела играет в электронные шахматы, а также девушки, присутствовавшей в записанном на кассету эпизоде телешоу, что смотрят персонажи Кита Дэвида и Дэвида Кленнона.
В год выхода фильм показал провальные кассовые результаты, зато впоследствии получил культовую славу, позволившую ему войти во многие списки лучших научно-фантастических лент в истории. Давно шли разговоры о продолжении, как ни странно, обретшем некоторое материальное воплощение в виде игры 2001 года, пользовавшейся любовью критиков, но оскользнувшейся в продажах. В ней рассказывалось об еще одной исследовательской группе, посланной разведать, что случилось с работниками станции.
Фильм же голландца Маттиса ван Хейнигена (начинавшего свой путь в кино с работы художником-оформителем на впоследствии культовом «Лифте» Дика Маса) является его полноценным дебютом, а в сюжет введена женщина в исполнении Мэри Элизабет Уинстед, известная по ролям в жанровых пародиях «Доказательство смерти» Квентина Тарантино и «Скотт Пилигрим против всех» Эдгара Райта. Формально новое «Нечто» — приквел, однако элементы карпентеровской картины оно задействует в немалой степени.
«Версиям 1951 и 1982 годов эта не конкурент, тем не менее и тут своих прелестей хватает», — Томас Колдуэлл, Cinema Autopsy.
«„Нечто“ проходит тест на кровь достойно, чтобы не сжигать его из огнемета, но, чего и следовало ожидать, оно далеко не является улучшением предыдущего материала», — Саймон Мирадо, Quickflix.
«Чуть ли не полностью опирается на спецэффекты, и пусть несколько пугающих эпизодов есть здесь в наличии, это такой банальный ремейк, лишающий франшизу смысла», — Энтони Моррис, The Vine.
«Для поклонников оригинала это разочаровывающая попытка, не способная найти баланс между данью уважения предшественнику и продвижению своей истории», — Энтони О’Коннор, FILMINK.
«Свободные»
Рен МакКормак переезжает с семьей из Бостона в тихий провинциальный городок. Он вливается в местную молодежную среду, но оказывается, что поп-музыка в ее испепеляющих проявлениях в городе просто запрещена, как и танцы.
Когда-то оригинальная музыкальная молодежная картина «Свободные» сделала звездой Кевина Бейкона, отказавшегося ради роли в ней от участия в потенциально хитовой экранизации Стивена Кинга «Кристина» (как оказалось, не настолько уж коммерчески удачной). Зато фильм хореографа Херберта Росса стал мощнейшим хитом в США, на порядок перекрыв собственный бюджет. «Свободные» были этакой смычкой между популярной «Славой» и тогда еще грядущими «Грязными танцами». Ностальгическая молодежная драма наследовала многое от того же «Бриолина», но и сейчас выглядит вполне симпатично.
С ремейком возникла схожая ситуация. Картину Алана Паркера уже финансово успешно переделали в 2009-м, новые «Грязные танцы» готовятся к выходу через два года, а сейчас на американские экраны как раз выходят переделанные «Свободные». Режиссером картины стал Крэйг Брюэр, известный по своей работе над фильмом «Суета и движение» (премия «Оскар» за лучшую песню) и несколько гротескной южно-готической драмой «Стон черной змеи», где ортодоксальный персонаж Сэмюэла Л. Джексона держал в заточении порочную героиню Кристины Риччи. Рок-н-ролл и наполовину нью-вейвовые мелодии в саундтреке сменили более актуальные танцевальные ритмы. Критики отнеслись к ремейку неожиданно радушно.
«Предсказуемый сюжет, отличная музыка и танцы», — Харви С. Картен, Compuserve.
«Бывали ремейки и хуже. А этот безвредное веселье», — Джеймс Уайт, Empire Magazine.
«Продукт, а не высказывание о чем-то даже отдаленно реальном», — Маршалл Файн, Hollywood & Fine.
«Крепкий танцевальный фильм», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Большой год»
Трое героев, чьи жизни полны краеугольных проблем, имеют одну страсть — так называемый «большой год» — календарное время, в которое орнитологи-любители должны увидеть как можно больше птиц. Вместе они сначала пытаются конкурировать за то, чтобы лицезреть наиболее редкий вид, но после их соперничество перерастает в дружбу.
Специализирующийся на незатейливых мелодрамах и семейном кино (а когда-то его вотчиной были крупные сериалы вроде «Секса в большом городе» и спилберговских «Братьев по оружию»), режиссер Дэвид Френкель в этот раз взялся за достаточно умеренную комедийную ленту. Главным достоинством «Большого года» критики считают актерский состав. Во главе его троица известных комиков — Стив Мартин, Джек Блэк и Оуэн Уилсон. Вторым планом в картине выступают звезда ситкома «Теория большого взрыва» Джим Парсонс, Кевин Поллак и Брайан Деннехи.
«Трогательная и очаровательная комедия», — Клаудия Пьюиг, USA Today.
«Необычайно милый фильм», — Мойра Макдональд, Seattle Times.
«Что дальше? Фильм о людях, смотрящих телевизор?» — Виктория Александр, FilmsInReview.com.
«Поля смерти»
Двое разнохарактерных детективов из разных штатов (Джеффри Дин Морган и Сэм Уортингтон) ведут расследование убийства малолетней проститутки. Вполне возможно, что преступление связано с так называемыми техасскими «полями смерти», где уже в течение десятилетий часто находят тела мертвецов.
Вслед за художественными высказываниями дочерей Дэвида Линча и Ридли Скотта в кино потянулась и Эми Канаан Манн — отпрыск автора «Схватки» Майкла Манна. Ее криминальный дебют «Поля смерти» основан на реальной истории — собственно, автором сценария является настоящий оперативник Дон Феррарон, давно уже переключившийся на консультирование и продюсирование (среди его работ «Плохие парни 2» и боевики Тони Скотта) и работавший с тем же Майклом Манном, для которого предназначался первоначально сценарий «Полей». Фильм был представлен в конкурсной программе Венецианского смотра, но наград так и не получил. Критики отнеслись к картине равнодушно.
«Вполне подходит для субботнего развлечения, цельное и приятно старомодное криминальное кино», — Том Хадлстон, Time Out.
«Сюжет хаотично показывает слаборазвитые отношения и еле вяжет концы с концами. Но Манн часто здорово демонстрирует свои режиссерские способности, что не возникает вопрос повествовательной дезорганизации, а скорее недочеты выглядят таким анархическим комментарием, наверное, присущим любому расследованию», — Ник Пинкертон, Village Voice.
Также в США стартуют «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовора, «Что скрывает ложь?» Джоэла Шумахера, «Отец изобретательства» с Кевином Спейси и другие картины.