Премьеры США — 18 ноября
В американском прокате главенствует фильм «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1». Добирать оставшихся зрителей придется сиквелу хита 2006 года «Делай ноги» от австралийского постановщика Джорджа Миллера. За независимую сторону отвечает трагикомедия Александра Пэйна «Потомки». Ограниченным релизом стартовал режиссерский дебют британца Пэдди Консидайна «Тираннозавр».
«Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1»
Вампир Эдвард Каллен (Роберт Паттинсон) и Белла Свон (Кристен Стюарт) женятся. Вскоре супруга беременеет, что грозит рождением не простого ребенка, а полукровки, чего вовсю не хотят допустить другие кланы.
Эпопея «Сумерки» американки Стефани Майер попала на прилавки в 2005 году, моментально став бестселлером и одним из определяющих культурных феноменов эпохи. Основные потребители этой книжной серии — девочки-подростки, для которых тут предназначена и любовная линия, и вампирская тема. Притом что часто творения Майер вызывают лютую критику (так, одним из тех, кто негативно отнесся к творчеству писательницы, стал Стивен Кинг, вовсе заявивший, что та не способна к литературе), коммерческие их результаты всегда впечатляющие.
Первая адаптация, снятая создательницей молодежных драм «Тринадцать» и «Короли Догтауна» Кэтрин Хардвик, взяла порог в 400 миллионов долларов. Сиквел, поставленный автором «Американского пирога» Крисом Вайцем, заработал уже более 700 миллионов, триквел от режиссера «Леденца» Дэвида Слэйда подобрался к той же планке. Новые весомые суммы грозят и «Рассвету», разделенному на две части ради более полного отображения объемной книги и, конечно, коммерческой выгоды. Тот же трюк был проделан с последним «Гарри Поттером», оба сегмента адаптации последней из книг которого принесли студии более двух миллиардов долларов. Правда, и с критикой-то у экранизации британской книжной саги будет получше. «Сумерки» же постоянно подвергаются нападкам обозревателей, что случилось и с последней лентой «Рассвет: Часть 1», снятой мастером кинобиографий Биллом Кондоном.
«Все идет не так, хотя вроде бы должно двигаться в правильном направлении», — Сара Стюарт, New York Post.
«Хорошо снят, но временами непреднамеренно смешной», — Ричард Рупер, Richard Roeper.com.
«Мрачнее, сексуальнее, острее — точный следующий шаг», — Алиса Кейн, Little White Lies.
«Явно лучше, чем вы могли бы ожидать», — Люк Томпсон, E! Online.
«Делай ноги 2»
Танцующий пингвин Мамбл стал отцом, но его сын Эрик не разделяет увлечений отца, зато вовсю подражает Могучему Свену, считающему, что он действительно умеет летать.
Триумф австралийского мультфильма «Делай ноги» оказался совершенно неожиданным по отношению к его основному создателю Джорджу Миллеру. Тот прославился в конце 1970-х антиутопией «Безумный Макс», одним из главных австралийских кинофеноменов. Три части этой серии (и пусть последующие по стилистике совсем отличались от первого фильма) из раза в раз демонстрировали отличные сборы, позволив Миллеру перебраться в Голливуд. Там он на широкую ногу экранизировал Джона Апдайка («Иствикские ведьмы»), поставил ныне культовую драму «Масло Лоренцо», а после занялся чисто семейной продукцией. Огромной популярностью пользовался его продюсерский проект «Бэйб», куда хуже прошел его сиквел, уже собственноручно срежиссированный Миллером. С тех пор постановщик как-то затих, громко выстрелив только с «Делай ноги» — несмотря на свою стандартность, крайне успешной анимационной лентой (только продажи на DVD превысили 200 миллионов долларов), получившей «Оскар» в соответствующей номинации, пусть, скорее, и ввиду отсутствия откровенно сильных конкурентов, из которых самыми достойными в тот год были пиксаровские «Тачки».
К сиквелу критики отнеслись куда равнодушнее, укоряя создателей в том, что они эксплуатируют многие идеи своего предшественника. Примечательно, что умершую в 2009 году актрису Бриттани Мерфи, озвучивавшую в первой картине пингвиниху Глорию (при этом студия заявляла, что персонаж не появится в продолжении), заменила певица Пинк.
«Такое чувство, что мы это уже видели», — Линда Барнард, Toronto Star.
«97 минут безостановочного удовольствия», — Ричард Корлис, TIME Magazine.
«Дублирует многие сильные стороны предшественника, однако не превосходит его и даже не соответствует в оригинальности и вдохновении», — Джефф Беркшир, Metromix.com.
«Есть несколько забавных музыкальных номеров и умеренно пугающих моментов», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Потомки»
Мэтт Кинг (Джордж Клуни) вынужден возобновить отношения со своими дочерьми и выясняет, что их мать ему изменяла. Но это лишь подхлестывает намерение героя укрепить семейные узы.
Один из ведущих деятелей современного американского независимого кино, Александр Пэйн снимает свои новые трагикомичные высказывания исключительно избирательно, оттого количество его фильмов за более чем 15 лет деятельности едва ли превышает несколько штук. После триумфального хита «На обочине» Пэйн ограничился лишь короткометражкой в альманахе «Париж, я люблю тебя», работой над сценарием комедии «Чак и Ларри: Пожарная свадьба» и продюсерскими проектами «Совсем не бабник» и «Дикари» Тамары Дженкинс (лента номинировалась на две премии «Оскар»).
Новая постановка одного из лидеров американских независимых — прокатываемые Fox Searchlight Picture «Потомки» — основана на романе Кауи Харт Хеммингз. Критики отнеслись к фильму весьма добродушно и прочат ему серьезные шансы на грядущем «Оскаре» в центральной актерской номинации.
«Даже если это самый слабый фильм Пэйна, то „Потомки“ все равно стоят просмотра», — Джордж Ву, culturevulture.net.
«Возможно, лучшая картина года», — Келли Ванс, East Bay Express.
«„Потомки“ изумительны», — Стивен Уитти, Newark Star-Ledger.
«Как в случае с „На обочине“ и „О Шмидте“, Пэйн находит умные пути смешивания острой комедии и трогательной драмы, чтобы создать в серьезной степени притягательное и интересное кино», — Рич Клайн, Shadows on the Wall.
«Взрослый, глубокий и забавный фильм о семье и ответственности. Темы, которые редко рассматриваются в кино, если только не в клишированных романтических условиях», — Кристофер Туки, Daily Mail.
«Просто великолепно», — Кэти Рич, CinemaBlend.com.
«Тираннозавр»
Постоянно ввязывающийся в конфликты Джозеф встречает Ханну, женщину средних лет. С ней у него завязываются весьма теплые отношения, но выясняется, что муж его новой приятельницы, мягко говоря, неприятная личность.
Британский актер Пэдди Консидайн уже в начале 2000-х годов показал себя одним из наиболее мастеровитых артистов современного английского кино. Дополнительную популярность ему принесли второплановые появления в крупных хитах вроде «Типа крутых легавых» и «Ультиматума Борна». Сценарной работой он часто занимался на общих проектах с режиссером Шейном Медоузом, а в 2007-м решился на постановочную деятельность с лентой Dog Altogether. Короткометражка выиграла приз в Венеции, а британские обозреватели сравнивали начинающего режиссера с корифеями национального социального кинематографа Кеном Лоучем и Аланом Кларком.
«Тираннозавр» фактически продолжает ту же тематическую линию, что консидайновская проба пера, включая и тот факт, что центральные актеры дебюта Питер Муллан и Оливия Колман перекочевали в его полный метр. Лента завоевала несколько крупных призов на фестивале Sundance, однако до ограниченного проката добиралась достаточно длительное время, попутно успев выиграть и центральную награду вологодского смотра VOICES.
Критики отнеслись к фильму весьма положительно.
«Надежда? Искупление? Катарсис? „Тираннозавр“ предлагает такие возможности, но поездка будет натурально жесткой», — Стивен Ри, Philadelphia Inquirer.
«Отлично поставленный и замечательно разыгранный фильм», — Роз Лоус, Birmingham Post.
«Очень впечатляющий дебют от Консидайна», — Питер Брэдшо, Guardian.
«Будьте уверены, это тяжелый и выматывающий киноопыт», — Тим Эванс, Sky Movies.
С 25 ноября в США стартуют ленты «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, «Опасный метод» Дэвида Кроненберга, «Пираньи 3DD» Джона Гулажера и «Маппеты» Джеймса Бобина, «Секретная служба Санта-Клауса» Сары Смит и «Артист» Мишеля Хазанавичуса.