Высоцкий. Спасибо, что живой
год 2011
страна Россия
слоган «Два часа настоящей жизни»
режиссер Петр Буслов
сценарий Никита Высоцкий
продюсер Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Михаэль Шлихт, ...
оператор Игорь Гринякин
композитор Руслан Муратов
художник Анна Лазарева, Мария Бородина, Пётр Горшенин, ...
монтаж Илья Лебедев
жанр драма, биография, ...
бюджет $12 000 000
премьера (мир) 30 ноября 2011, ...
премьера (РФ) 1 декабря 2011, «WDSSPR»
премьера (Укр.) 1 декабря 2011, «Синергия»
время 128 мин. / 02:08
В главных ролях:
Андрей Смоляков Оксана Акиньшина Иван Ургант Максим Леонидов Андрей Панин Владимир Ильин Дмитрий Астрахан Сергей Безруков Анна Ардова Владимир Меньшов ...
Действие фильма разворачивается в 1979 году, когда на одном из концертов Высоцкому становится плохо с сердцем. Он переживает клиническую смерть.
Рецензия
Бывают в жизни моменты, когда я очень не люблю себя за то, чем порой занимаюсь. Вовсе не потому, что это дело мне безразлично. Наоборот. Иной раз посмотришь выдающуюся картину, чувствуешь ее, переживаешь за ее героев, думаешь по ходу просмотра и по его окончанию, думаешь… А затем подолгу вспоминаешь, будь то вечер, утро или день. Считаешь, что было бы неплохо о ней кому-то рассказать, или ответить на чей-либо вопрос касательно качества самого материала. Но до чего же в таких случаях не хочется этого делать. Куда проще уговорить человека, взять его за руку, и отвезти на просмотр. А затем еще одного, еще нескольких, и так далее. Так как иной раз слова являются очень лишними. Также и здесь. Не важно, сколько вам лет, если задаете себе вопрос, на какое поколение данная картина рассчитана. Мне 21 год, по ходу просмотра я вместе со многими смеялся и плакал на его протяжении.
Действия картины охватывают лишь маленький биографический кусок, в котором Владимир Высоцкий, будучи в нездоровом состоянии, отправляется вопреки опасениям близких и врачей на гастроли в Узбекистан, тогда как его вместе с командой постоянно преследуют КГБ. Небольшой временной охват отнюдь не минимизирует действительный масштаб сюжета, а лишь переключает его из одного режима в другой, когда задействованные сюжетом территории с их количеством сменяются глубиной отношений между героями, и их способностью влиять на то, что их окружает. Большое кино в малых масштабах.
Минуя установку указателей и светофоров, создатели сразу бросают зрителя в едущую машину марки «биография», попутно за начальный отрезок весьма аккуратно и поочередно вводя основных действующих лиц, их руками накаляя вопрос здоровья Высоцкого, после чего этот вопрос отправляется испытываться на прочность. Умнейший человек, сценарист Никита Высоцкий, уделяет львиную долю своего сценарного внимания работе над персонажами, тогда как те отданы в блестящие руки для исполнения. Буслов как режиссер здесь превосходит себя, пронизывая материал тонкой и бурной жизнедеятельностью. Отличительной и величавой чертой данной картины является ее удивительная и уникальная способность говорить с разными поколениями одним языком, подобно тому, как это делал Владимир Семенович. Буслову удается вести эмоциональный контакт с самым разным зрителем, для этого обращаясь одновременно ко всем задействованным на съемочной площадке возможностям, от малых до больших.
По технической части картина максимально отдается воспроизводству целой эпохи, где интерьеры, декорации, промышленность, люди и освещение не просто отражают действительность прошлого, но и задают ему цвета и оттенки, благодаря которым это прошлое воспринимается в виде неотъемлемого элемента культурного становления. Будучи задействованными в столь естественно воссозданной среде, актерам было куда проще ощутить временную, политическую и культурную обстановку своих героев.
Прежде всего, «Высоцкий. Спасибо, что живой» — актерское кино, наблюдая за которым я в один миг поймал себя на мысли: а ведь у нас не так уж и мало тех, кто никак не отстает от запада. Скорее мало тех, кто способен вдохновить актеров материалом. Здесь действительно представлены золотые образы, абсолютно далекие от каких-либо шаблонов. Каждый со своими недостатками и достоинствами, со своим индивидуальным восприятием тех или иных ситуаций. Богатство. Элементарное богатство духа русского человека. Образы всех героев объединяет одна простая вещь: все они хорошие люди. Высоцкий не видел плохих, и в этом его правда. На деле же главным героем оказывается заместитель начальника управления КГБ Узбекской СССР Виктор Михайлович Бехтеев, блестяще исполненный Андреем Смоляковым, а Высоцкий это… Не человек, а целая эпоха. Это культ, которым пронизан воздух, что вдыхают герои данной истории. Этот воздух предстояло вдохнуть Андрею Смолякову, его герою, который и проходит путь становления, путь принятия, путь понимания самого себя, под воздействием большой личности, и всех взаимосвязанных событий. Всюду простирается качество человеческих отношений. Такое количество абсолютно разных людей, объединенных единой верой, способной их сплотить в любую минуту.
Особого и очень важного внимания достойны операторская работа и саундтрек, тогда как с первым в глаза зрителя приходит красота, а со вторым — ее звучание. Но история с саундтреком данной картины все-таки заслуживает детального изучения, так как несколько месяцев назад это была музыка Ханса Циммера для «Начала», которую слушала аудитория из шестисот человек на сентябрьской презентации фильма. Неизвестно, что произошло, но в день просмотра фильма целиком за несколько дней до премьеры звучит уже другая музыка, которая все равно заставляет вспомнить о Циммере, ибо на деле мы имеем в чем-то жутко похожий римейк, о чем в один момент подумает абсолютно каждый зритель, видевший «Начало». Что бы там ни было, здесь мы имеем самый роскошный саундтрек к российскому фильму за последние годы, который действительно по ходу просмотра несколько раз взывает пристальное внимание к самому себе.
Зная правду, слышав этот ответ от одного из создателей, и видев этот вопрос вживую, все равно, даже без этого любой человек сможет в случае должного подхода понять, кто же играет Высоцкого. Это несложно. Другое дело, что съемочная группа поступила в данном случае единственным правильным образом, решившись на такое воплощение живого образа Владимира Семеновича. Да, будет заметно, что это грим и компьютерная графика. Но эти вещи уходят далеко на второй план после первых нескольких минут.
Удивительная и жизнеутверждающая отечественная картина, пронизанная духом целой эпохи, и грандиозным культом личности одного человека, который эту эпоху создавал, а вместе с ней и всех нас с вами, к какому бы возрастному поколению мы не принадлежали. Я благодарен жизни за то, что она научила и продолжает учить меня, простого человека, разбираться в кино, но при всем желании, я не нахожу никакой почвы для выявления хотя бы мелких, незначительных изъянов в данном шедевре. На то он и шедевр. Небольшой период жизни Высоцкого как отражение жизни очень и очень многих из нас.
«Высоцкий. Спасибо, что живой» — идеальное сочетание картинки, звука и мысли. Это, положа руку на сердце — лучшее, что было с российским кинематографом за очень долгие годы.
10 из 10