Премьеры США — 2 декабря
В прокате США в этот уик-энд стартует в основном независимое кино из самых разных стран: американское («Стыд» Стива МакКуина, взявший в Каннах приз за лучшую мужскую роль), японское (Такеши Китано снова в роли гангстера в своей ленте «Беспредел») и австралийское (также претендовавшая на «Золотую пальмовую ветвь» «Спящая красавица» Джулии Ли).
«Стыд»
Брэндон Салливан (Майкл Фассбендер) — приятный внешне и преуспевающий житель Нью-Йорка, страдающий неудержимой тягой к противоположному полу, которая, похоже, не отпускает его в самых бытовых ситуациях. В его жизни нет близких людей, кроме сестры (Кэри Маллиган), вскоре начинающей приобретать в ней все большее влияние.
40-летний чернокожий британский художник Стив МакКуин (конечно, не имеющий ничего общего с иконическим американским актером) прославился буквально несколько лет назад своей тюремной драмой «Голод», выведшей на первый план и актера немецкого происхождения Майкла Фассбендера, до того из по-настоящему заметных проектов участвовавшего только в «300 спартанцах». Фильм взял приз за лучший дебют в Каннах и покорил критиков, а Фассбендер вовсе встал в первый ряд самых убедительных молодых голливудских актеров — за эти несколько лет он сыграл у Тарантино, Мэттью Вона, Джоэля Шумахера. «Стыд» же принес ему и награду Венецианского смотра, где картина участвовала в основном конкурсе. Критики отнеслись к этой тематически рискованной и морально раскованной драме с большим воодушевлением.
«Стоит наравне с „Полуночным ковбоем“», — Ричард Рупер, Richard Roeper.com.
«У „Стыда“ неспешный темп и потрясающее визуальное чутье, структурно он близок к совершенству», — Эми Бьянколли, San Francisco Chronicle.
«Не так-то просто отделаться от „Стыда“, он застрянет в вашей голове», — Питер Трэверс, Rolling Stone.
«Потрясающая драма, и потому это, возможно, самые неудобные сто минут, что вы проведете в кино в текущем году», — Лиз Браун, Jam! Movies.
«Актерская игра здесь по все фронтам прекрасная. Фассбендер, Маллиган и Николь Бихэйр оголяют свои души для камер МакКуина», — Итан Алтер, Television Without Pity.
«Красивый фильм о красивом мужчине с серьезными проблемами и платиновой кредиткой. Как „Американский психопат“, только без отсчета трупов или чувства юмора», — Брайан Юргенс, AfterElton.com.
«Хороший фильм, но не идеальный выбор для первого свидания», — Питер Собчински, eFilmCritic.com.
«Просто перерабатывает клише авторского кино об урбанистической отчужденности и сексе, лишенном страсти», — Бен Сакс, Chicago Reader.
«Разнузданные цены секса принесли фильму рейтинг NC-17, но эта артовая драма в целом нерасторопна и методична. И совершенно асексуальна», — Марк Дженкинс, NPR.
«„Стыд“ мог бы провалиться из-за неверно выбранного актера. К счастью, МакКуин завербовал подходящего Фассбендера, и это все меняет», — Стефани Захарек, Movieline.
«Смелый, неоднозначный и нервирующий», — Чарли Лейн, Ultra Culture.
«Беспредел»
Банды якудза устроили передел территорий, где даже близкие друзья в мгновение ока становятся врагами, а спустя еще какое-то время получают пулю в голову. Все начинается с того, что Икимото (Дзюн Кунимура), побратавшийся в тюрьме с членом соседствующей группировки, взаимоотношениями с чужим кланом способствует некоторой нервозности в своем окружении, катализируя тем самым серию крайне жестоких разборок, где кровь будет литься рекой. Но Икимото в своих интригах несколько просчитался, когда подставил Отомо (Такеши Китано), всегда занимавшегося именно выполнением подобной грязной работы.
Последний десяток лет современный японский классик Такеши Китано отошел от когда-то прославившей его на мировой киноарене гангстерской тематики. Помимо более спокойных экзистенциальных историй («Куклы») и возрождения персонажа японского фольклора («Затойчи»), Китано даже занялся открытым постмодернизмом, с переменным успехом исследуя вопрос преломления художественного опыта в своих лентах «Такешиз», «Банзай, режиссер!» и «Ахиллес и черепаха». Во втором из них он и вовсе большую часть действия превращался в пенопластовую куклу (криминальная тематика тоже присутствовала, но в довольно щадящем виде), в «Ахиллесе» же играл в неудачливого художника-примитивиста (Китано и в жизни довольно плотно занимается живописью).
В «Беспределе» Такеши впервые за десять лет снова предстает в образе не ведающего пощады бандитского авторитета. В путанной многоходовой игре японских криминалитетов его герой является предводителем бойцовой команды ведущей семьи якудза. Снова после «Затойчи» Китано прибегает к действительно обильному экранному кровопролитию.
В японском прокате «Беспредел» показал не самые дурные результаты для столь не особо ласкового к зрителю фильма, так что уже готовится сиквел картины, намеченный на 2012 год. Вдобавок на счету криминальной драмы еще и участие в основной конкурсной программе Каннского смотра, впрочем, не увенчавшееся успехом. Зато благоволят ленте американские критики.
«Такеши Китано всегда шел против правил, потому вряд ли будет сюрпризом, что „Беспредел“ идет на контрасте с ожиданиями», — Маршалл Файн, Hollywood & Fine.
«„Беспредел“ Китано столь хорош, что и фильмы-последователи, которые были вдохновлены его ранними фильмами. Но не должен ли камбэк маэстро предложить что-то посильнее?» — Саймон Фостер, sbs.com.au.
«Чувство стиля Такеши здесь присутствует в столь же серьезной степени, что и его чувство юмора», — Джо Моргенштерн, Wall Street Journal.
«Спящая красавица»
Студентка Люси (Эмили Браунинг) крайне пассивна и никому ни в чем не отказывает, будь то похотливые посетители ночного клуба или настойчивые соседи по жилью. В газете она находит объявление о работе в загородном поместье. Это место является закрытым клубом в духе де Сада для богатеев, где им прислуживают почти голые служанки, к которым присоединяется и Люси. Но ей скоро придется выполнять обязанности еще более экстравагантные.
Новеллистка Джулия Ли написала текст для «Спящей красавицы» несколько лет назад, и уже тогда он входил в число лучших нереализованных сценариев за год. Финансирование для картины пришло с родной ей австралийской стороны, а «Красавица» в итоге стала дебютом для Ли. История вышла очень нерасторопной, чем одновременно как бы коррелирует с преувеличенной пассивностью своей героини, и в то же время движется в общей манере современного авторского кино. На центральную роль сначала претендовала звезда «Алисы в стране чудес» Мия Васиковска, но в итоге образ достался Эмили Браунинг. Когда-то звезда «Лемони Сникета, она в 2011 году сыграла сразу две достаточно разнящиеся с ее прошлыми работами и при этом в чем-то схожие роли в «Запрещенном приеме» Зака Снайдера и, собственно говоря, в «Спящей красавице», где выступила максимально самоотверженно.
Картина Джулии Ли претендовала на главный приз Каннского фестиваля, но никаких призов не получила, да и критики отнеслись к ней неоднозначно.
«Я не до конца уверен, что понимаю, о чем Ли говорит, но она, несомненно, режиссер со своим голосом», — Кайл Смит, New York Post.
«Учитывая, что центральная героиня половину фильма находится на грани обнажения, то примечательно, насколько при этом непровокативная тональность у дебюта Джулии Ли», — Сэм Бат, Fan The Fire.
«Отнюдь не идеальный фильм, и хотелось бы, чтобы его ставил режиссер, способный привнести в историю немного больше индивидуальности (тут все на удивление стерильно), но „Спящая красавица“ обеспечивает массу тем для размышлений и обсуждений после просмотра», — Брайан Таллерико, HollywoodChicago.com.
«Фильм при всей своей стильности обещает момент истины, который так и не наступает», — Антониа Куирк, Financial Times.
«Нет сомнений в серьезности фильма, но в то же время, учитывая, что он часто очень впечатляет, кино остается очень холодным и разъединенным с аудиторией», — Дэвид Стрэттон, At the Movies.
На следующей неделе в США стартуют экранизация Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» с Гари Олдманом, Колином Фёртом и Томом Харди в центральных ролях, «Нянь» с Джоной Хиллом, «Канун Нового года» Гэрри Маршалла и т.д.