Премьеры США — 10 февраля
В американском прокате стартует шпионский триллер «Код доступа „Кейптаун“», где герои Дензела Вашингтона и Райана Рейнольдса пытаются избежать гибели от рук таинственных убийц. На пятки этой ленте наступает семейная картина «Путешествие 2: Таинственный остров», представляющая собой сиквел популярного фильма 2008 года. И, наконец, Джордж Лукас перезапускает в обновленном виде свое главное детище «Звездные войны», а потому в кино выходит 3D-версия «Скрытой угрозы».
«Код доступа „Кейптаун“»
Некогда матерый цэрэушник Тобин Фрост (Дензел Вашингтон) всегда славился своими способностями к манипулированию. Но по каким-то причинам он решил стать перебежчиком и впоследствии более двух десятков лет занимался продажей важных правительственных секретов. В Кейптауне ему предстоит главная сделка, которая обеспечит героя до конца жизни. Только все идет не по плану, а посредника, агента МИ-6, убивают. Самого же Фроста начинают преследовать тренированные и крайне упертые наемники. От безвыходности предатель решает направиться в американское посольство, где его, конечно же, берут под арест. Дальнейший пункт его назначения — ближайшая явочная квартира ЦРУ. Там уже который месяц сидит и скучает молодой, но еще не попробовавший себя в деле оперативник Мэтт (Райан Рейнольдс). Только с этого история лишь начинается, так как в самый разгар допроса в здание врываются пресловутые наемники.
После голливудских дебютов Бальтасара Кормакура и Асгера Лета на американской территории показал себя и другой скандинав, швед Дэниэл Эспиноза (когда-то обучавшийся, впрочем, в датской киношколе). До того он снял три фильма, два из которых прошли незамеченно. Совсем иначе все обстояло с «Шальными деньгами» (к которым на родине уже готовят сиквел), принесшими постановщику внимание и приглашение в дорогостоящий проект «Код доступа „Кейптаун“», чей бюджет достигает 85 миллионов долларов. Эспиноза был привлечен к картине за год до старта съемочного процесса и после прочтения сценария сразу подумал о том, что идеальным кандидатом на центральную роль был бы Дензел Вашингтон. С актером он встретился после того, как посетил спектакль Fences, по окончании которого проговорил со звездой «Тренировочного дня» более четырех часов, в итоге заполучив оскаровского лауреата в проект.
Традиционно в отношении неамериканских постановщиков считается, что они, обосновавшись в голливудской лиге, привносят в жанровые проекты определенную остроту. Так, например, британец Пол Гринграсс заново переформировал жанр шпионского кино, решившись при помощи ручных камер добиться максимальной реалистичности происходящего. Причем его приемы оказались столь успешными, что даже отразились на такой далекой от европейской эстетики картине, как «Форсаж 5». Эспиноза пытается проделать похожее в своем «Коде доступа» (оператор у этой картины и у «Борнов» один и тот же, Оливер Вуд). Здесь камера ни на секунду не стоит месте, а кроме того, грешит постоянными, почти что тони-скоттовскими крупными планами и частым преломлением цветов, что лишь добавляет происходящему динамики. Достаточно предсказуемый даже для не самого искушенного поклонника шпионского кино сюжет шведский постановщик пытается сгладить безостановочным экшном и вниманием к деталям.
Критики к картине отнеслись равнодушно, признавая некоторую режиссерскую изобретательность, а также крепкую игру актерского состава (который помимо Вашингтона и Рейнольдса включает в себя Брендана Глисона, Веру Фармигу, Роберта Патрика).
«Мне очень нравится, как фильм движется, удаляясь от общих характеристик персонажей и сосредотачиваясь на играх ума. Тут я сравниваю его с „Молчанием ягнят“. Тоже этот молодой парень пытается понять, что в моей голове, а я понимаю все происходящее в его уме и дохожу до того момента, что перестаю знать, о чем он думает. Мой герой Тобин Фрост — убийца, лжец, социопат, он готов сделать все возможное, чтобы победить. Это единственное, в чем он заинтересован. Думаю, он был настолько долго изолирован от общества, что забыл, как чувствовать, у него нет чувств, он лишь знает, как использовать людей. У него нет семьи, отношений, он просто использует людей... И пьет хорошее вино. (Смеется.) Зарабатывание денег — это для него не главное, полагаю, что именно одна лишь победа важна. Возможность манипулировать этим парнем для него как победа, возможность наколоть ЦРУ за их спиной. И у него нет угрызений совести по данному поводу», — поведал Дензел Вашингтон в интервью изданию Flicks and Bits.
«Путешествие 2: Таинственный остров»
Шон (Джош Хатчерсон) принимает радиосигнал с участка суши, расположенного практически в непреодолимой части океана. Но именно там живет его дедушка (Майкл Кейн). Парень вынужден отправиться к пункту назначения вместе с отчимом Хэнком (Дуэйн Джонсон). И помощь тренированного родственника будет как раз кстати, учитывая, что таинственный остров населен различными удивительными существами, но не всегда мирными.
Несмотря на всю свою легкомысленность, картина «Путешествие к центру Земли» за относительно небольшое время со дня выхода приобрела некоторую историческую значимость, пусть и чисто технического характера. До массовой истерии с трехмерным форматом, подхлестнутой выходом «Аватара» Джеймса Кэмерона, эта лента одна из первых продемонстрировала обновленное цифровое 3D широкой публике. Кассовый успех картины оказался очевидным (сто миллионов долларов в национальном прокате), только сиквел выходит лишь четыре года спустя, растеряв по пути и постановщика Эрика Бревига (известного мастера по визуальным эффектам, который предпочел заняться съемками полнометражной версии «Медведя Йоги» — тоже кассовой, но критиками принятой совсем плохо), и главную звезду Брендана Фрейзера. Первого заменили уже работавшим для Warner Bros. над сиквелом «Кошек против собак» Брэдом Пейтоном. Для второй вакантной должности сыскали еще более проверенного человека, Дуэйна Джонсона. Когда-то звезда рестлинга, он пытался встроиться в экшн-жанр, но в итоге, как ни странно, оказался способным актером в семейном кино.
Критики к сиквелу отнеслись достаточно терпимо, что для непритязательной и чисто аттракционной картины можно считать вполне нормальной реакцией.
«Напоминает старые субботние живые утренние ТВ-шоу времен моей юности вроде „Затерянного мира“ и „Присутствия“», — Кевин Карр, 7M Pictures.
«Эквивалент того, если бросить в блендер „Парк Юрского периода“, „Аватар“ и абсолютный худший эпизод за всю историю „Затерянного мира“ и нажать „испортить“», — Том Лонг, Detroit News.
«Восхитительное развлечение для детей и взрослых, с лучшим 3D, что я видел со времен первой серии 2008 года», — Тони Мидли, Tolucan Times.
«Звездные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза»
Один из представителей американской «новой волны» ранних 1970-х, Джордж Лукас быстрее всех своих коллег по этому движению выразил пристрастие к научной фантастике, а после полностью перевернул мировой кинематограф (уж точно в его производственной части) со своими «Звездными войнами». К ним он вернулся в конце 1990-х. Всему виной неуемное желание режиссера постоянно лакировать свое главное детище, причем это стало притчей во языцех. Лукас все время что-то меняет в «Звездных войнах»: совершенствует визуальные эффекты, освещение, а в последнее время даже некоторые сюжетные акценты. Вот и три приквела новой трилогии должны были развеять все туманности оригинала: кто, что, где и когда делал до того, как два дроида попали к жителю планеты Татуин Люку Скайуокеру. «Скрытая угроза» вышла в 1999 году и продемонстрировала совершенно умопомрачительные по тем временам сборы в 900 миллионов долларов, пусть критические отзывы и были смешанными (особо досталось нововведенному герою Джа-Джа Бинксу). На волне переосмысления современной киноклассики через актуальный трехмерный формат (свою стойкость в прокате уже доказали анимационные хиты вроде 3D-версии «Короля-льва», при повторном прокате прибавившего неплохую сумму к уже имевшимся цифрам) Лукас заново выпускает на широкие экраны все эпизоды саги в обновленном виде, которые будут выходить ежегодно.
«Вполне занятный фильм, довольно увлекательный, но несравнимый с оригинальными „Звездными войнами“», — Линда Кук, KWQC-TV.
«3D-конвертация здесь в числе лучших из тех, что я видел. Так что стоит заплатить дополнительные деньги, чтобы увидеть этот фильм в кинотеатре еще раз», — Кевин Карр, 7M Pictures.
Также в прокат выходит картина «Клятва». На следующей неделе в США стартуют ленты «Значит, война», «Призрачный гонщик 2» и т.д.