Премьеры США — 2 марта
Закончилось затишье среди крупных анимационных проектов: в США стартует «Лоракс» от Illumination Entertainment. Вдобавок Тодд Филлипс спродюсировал псевдодокументальную ленту «Проект X», которая также присоединяется к мультфильму в гонке за зрителя. За национальные кинематографии отвечают тягостная австралийская драма «Сноутаун» и бодрый китайский вестерн «Пусть летят пули».
«Лоракс»
12-летний Тед (голос Зака Эфрона) хочет добиться расположения красавицы Одри (Тейлор Свифт). Все, что ему нужно, — это найти одно дерево, только обязательно настоящее. Незадача в том, что в мире, где живет герой, все сделано исключительно из пластика, даже местная флора. Поэтому, чтобы отыскать дерево, ему придется отправиться в увлекательное путешествие, где он встретится с приставучим, зато обаятельным существом по имени Лоракс (Дэнни ДеВито).
Один из самых ярких американских детских писателей, Доктор Сюсс для киношников в каком-то смысле почти как Филип К. Дик, то есть генератор сюжетов для масштабных картин, при этом вырастающих из произведений малой формы. Если у фантаста Дика голливудские деятели просто берут рассказы и расширяют их, то у Сюсса многие книги сами по себе небольшого объема, например, «Лоракс», изданный в 1971 году, состоит из 45 страниц. Поэтому авторам из Illumination Entertainment пришлось существенно расширять историю, придумывать конкретное оправдание поискам юного героя и т.д.
Сюсс славился тем, что из чисто заказных детских книг делал крайне изобретательные и пышущие фантазией сюрреалистичные истории, но в то же время достаточно поучительные. Существует очень много адаптаций писателя в анимации, в том числе даже в советской. Например, «Друзья мои, где вы?» по сценарию Генриха Сапгира интерпретирует книгу о слоне Хортоне, а полноценная голливудская экранизация этого текста Сюсса вышла в 2008-м. Там главную роль озвучивал Джим Керри. Влиятельный комик сыграл и одного из самых узнаваемых сюссовских героев, Гринча — похитителя Рождества в ленте Рона Ховарда, ставшей хитом проката и получившей «Оскар» за лучший грим, доставшийся признанному мастеру дела Рику Бейкеру. Также в числе известных экранизаций и картина «Кот» с Майком Майерсом, благодаря популярности первоисточника взявшая неплохой коммерческий куш, но совершенно растоптанная критиками.
Пушистый Лоракс тоже уже воплощался на экране в анимационном виде, но в коротком формате и сорок лет назад. Теперь его ожидает полнометражное возвращение, обставленное с размахом. Хотя бюджет у ленты по нынешним анимационным меркам еще относительно укладывается в пределы разумного — 70 миллионов долларов. Все потому, что производством проекта занималась Illumination Entertainment — контора бывшего спеца компании Fox Криса Меледандри (среди его работ супервайзинг «Ледникового периода», «Роботов», «Симпсонов в кино», «Мадагаскара»), покинувшего студию ради создания собственной фирмы.
Дебютный фильм компании «Гадкий я» стоил даже немного меньше «Лоракса», зато сборы ленты превысили полмиллиарда долларов. Куда холоднее был прием игрового «Бунта ушастых» — коммерчески выгодного, но совсем традиционного семейного продукта. Реакция критиков на новую работу конторы тоже оказалась далекой от единодушной восторженности. Однако среди главных преимуществ картины является тот факт, что озвучивающий главную роль Дэнни ДеВито решился на рискованный шаг: он продублировал своего героя не только на англоговорящих государств, но и для тех стран, чей язык ему чужд (то есть случай совершенно иной, чем с многоязычными актерами вроде Антонио Бандераса). В их число вошла и Россия.
«Сюжету-то, может быть, и больше сорока лет, но он в немалой степени актуален и сегодня», — Тодд Йоргенсон, Cinemalogue.com.
«„Лоракс“ динамичен, красочен, полон эксцентричного юмора, приятных зверюшек и милых шуток», — Джим Слотек, Jam! Movies.
«Моей любимой частью „Лоракса“ был трейлер второго „Гадкого я“. Честно», — Уиджет Уоллс, Needcoffee.com.
«Невозможно не поддаться очарованию „Лоракса“ — трехмерной анимационной сказки Доктора Сюсса, рассказывающей об экологическом активизме и способности одного человека изменить ситуацию», — Мойра МакДональд, Seattle Times.
«Мультфильм отражает внешний вид и послание детской книги. Но он не в состоянии воспроизвести ее глубинное волшебство», — Джон Никкам, Kansas City Star.
«Новый фильм, основанный на книге 1971 года, — это счастливый успех», — Джефри М. Андерсон, San Francisco Examiner.
«Хороший и вполне пригодный для детей и тех, кто вышел из такого возраста», — Мэтт Пэйс, RedEye.
«Проект X: Дорвались»
Трое непутевых героев — Томас, Коста и Джей Би — решают завоевать популярность сверстников наикрутейшей вечеринкой, накал которой достигает такой степени, что властям приходится подключить органы правопорядка.
Поток псевдодокументальных лент, задействующих никому не известных актеров, похоже, даже не думает снижаться. Только успешно отгремела супергеройская «Хроника», теперь выходит переосмысление молодежно-тусовочных комедий «Проект X», чьим продюсером является заслуженный комедиограф Тодд Филлипс, репутация которого сильно возросла вследствие баснословной популярности дилогии «Мальчишник в Вегасе». Режиссурой «Проекта» занимался 40-летний дебютант Нима Нуризаде, до того набивший руку на видеоклипах — среди его клиентов и актуальные артисты, например, Hot Chip. Впрочем, критики тандем клипмейкера и маститого юмористического режиссера просто не оценили, называя ленту не особо оригинальной и попросту тратящей свой потенциал.
«Забавная смесь „Рискованного бизнеса“ и „Суперперцев“, „Проект X“ рассчитан на тех, кто любит посмотреть на школьные вечеринки, и людей, которые их посещают», — Майкл Э. Смит, MediaMikes.
«„Проект X“. Похоже на название фильма ужасов. В некотором смысле он им и является. Это подростково-тусовочное кино на стероидах», — Гэри Уолкотт, Tri-City Herald.
«„Зверинец“ для поколения айфонов? Вполне может быть. Да и родителям тоже пойдет», — Нил Генцлингер, New York Times.
«Сноутаун»
Юный австралиец Джим живет в бедняцком пригороде, где все серо и уныло, взрослые часто предпочитают проводить время у игровых автоматов, а по соседству обитает педофил, снимающий на фотоаппарат мальчиков в нижнем белье и после насилующий их. Джим знакомится с новым парнем своей мамы Джоном, на первый взгляд кажущимся довольно доброжелательным и крепким мужчиной. Джон принимает парня в свою компанию, но выясняется, что он со своим другом терроризирует округу, убивая местных маргиналов (или тех, кто Джону таковыми кажутся).
Австралийская картина дебютанта Джастина Курзеля участвовала в Лондонском фестивале, а также завоевала приз ФИПРЕССИ в Каннах. Основой для ленты стала реальная история конца 1990-х, когда в довольно неблагополучном городке Сноутауне находили тела в бочках с кислотой. Оказалось, что убийцы — местные мужчины Джон Бантинг и Роберт Вагнер, решившие, так сказать, очистить местность от скверны, от людей, которых он считали за педофилов, гомосексуалистов, наркоманов и т.д. Влиянию Бантинга поддался и Джеймс Влассакис — сын женщины, с которой у него были отношения. Джим стал соучастником убийства своего сводного брата Троя, насиловавшего Влассакиса. Позже к списку его жертв прибавилось еще трое людей, в том числе другой родственник. Такую жуткую историю Курзель передает со всей безысходностью и натурализмом. Критики отнеслись к «Сноутауну» весьма хорошо.
«Хорошо снятый, но очень тяжелый для просмотра портрет самого худшего серийного убийцы Австралии», — Меган Леманн, Hollywood Reporter.
«Актерский состав здесь в основном местный, а часть артистов-непрофессионалов до жути убедительна», — Дональд Дж. Левит, ReelTalk Movie Reviews.
«Затянутый и жуткий до такой степени, что некоторые сцены фактически несмотрибельны», — Лу Луменик, New York Post.
«Впечатляющий, но исключительно душераздирающий дебют австралийского режиссера Джастина Курзеля, подтягивающий новую волну национальных криминальных фильмов на ступеньку выше», — Эндрю О’Хейр, Salon.com.
«Пусть летят пули»
Главарь банды Чжан пробавляется ограблением поездов. Очередное дело проходит не совсем гладко: солдат его подельники убивают, но и не обнаруживают никаких денег. Оказывается, что на транспорте ехал советник Тан. Его схема очень проста, хоть и рискованна. Каждый раз он переезжает в новый город, где умирает глава. Благодаря купленным бумагам аферист представляется его заменой и за год пожинает барыши в двойном размере. Чжан заставляет Тана отдать место главы ему, что, как ни странно, оказывается кстати. Ведь в том городе, куда они теперь отправятся вместе, главенствуют не чиновники, а местный авторитет Хуан.
Актер Цзян Вэнь (герой триумфального «Красного гаоляна» Чжана Имоу) занимается режиссурой еще с 1990-х, в чем изрядно преуспел. Главный его успех — военная драма «Дьяволы у порога» (с ним же в одной из ролей — он постоянно актерствует в своих работах), ставшая одним из хитов Каннского фестиваля. С тех пор Вэнь на смотрах частый гость — его фильм «И солнце снова взойдет» 2007 года претендовал на «Золотого льва».
Последняя на данный момент лента постановщика «Пусть летят пули» — это такой очень легкомысленный вестерн с восточным колоритом, чье действие происходит примерно в 20-х годах XX века. Популярность картины в национальном прокате оказалась просто монструозной: в Китае ее посмотрело около 19 миллионов зрителей, а общий производственный бюджет был покрыт в пять раз. Критики тоже высоко оценили работу Вэня, и фактически китайский кинематографист получил свой главный хит со времен «Дьяволов у порога», а также один из самых кассовых проектов в истории кинематографа своей страны.
«Стильная режиссура Цзян Вэня помогает преодолеть кое-какие недостатки запутанного сценария», — Тодд Йоргенсон, Cinemalogue.com.
«У этой картины есть четкий нравственный аспект, но Цзян, являющийся по натуре абсурдистом, не позволяет ему вмешиваться в общее веселье», — Джо Моргенштейн, Wall Street Journal.
«Несмотря на добродушный и в высшей степени приятный юмор, комический блокбастер Цзян Вэня (являющийся самым кассовым китайским фильмом) более чем оправдывает свое название», — Элизабет Уайтсман, New York Daily News.
«Восток встречается с Западом в этом хитроумном спагетти-вестерне от режиссера и актера Цзян Вэня», — Коул Смайти, ColeSmithey.com.
«Забавный и захватывающий 132-минутный фильм, но только затянутый на полчаса», — Мэтт Сингер, IFC.com.
На следующей неделе в США стартуют ленты «Джон Картер», «Хижина в лесу» и другие.