Премьеры США — 18 мая
До американского проката наконец добрался «Морской бой» Питера Берга, до того бороздивший европейские широкие экраны. За ним идет резкий в плане шуток комедийный проект «Диктатор» с Сашей Бароном Коэном. За как раз более лояльный настрой отвечает романтическая картина «Чего ждать, когда ждешь ребенка», где задействован впечатляющий актерский ансамбль.
«Диктатор»
Генерал Аладин управляет страной Вадией — маленькой, но очень богатой ресурсами ближневосточной территорией. Диктатор здесь творит что хочет: казнит по малейшему поводу, играет в специально разработанные для него игры с антисемитской тематикой, а также указывает специалисту по ядерной физике, как должна выглядеть ракета. Герой абсолютно счастлив в нынешнем положении, но Генеральная Ассамблея ООН требует его выступления на своем съезде в Америке. Видимо, Аладину придется отправиться в столь ненавистный ему Нью-Йорк, где царят гражданские права, а тирана искренне презирает все прогрессивное население. Но по приезде для Аладина случается непредвиденное. Его правая рука Тамир (Бен Кингсли) хочет захватить власть, наняв для этого убийцу (Джон Си Райли).
План расправы с диктатором оказывается проваленным: сам киллер случайно поджигает себя, правда, успевая до того сбрить столь священную для героя бороду, и теперь его никто не сможет узнать. Случайная встреча с ретивой владелицей магазина для диссидентов Зои (Анна Фэрис) убеждает не узнанного никем Аладина в том, что прежний его образ жизни был не таким уж правильным. Пусть даже планов о возвращении в должность он пока оставлять не будет, ведь на его месте сейчас находится тупоголовый двойник, планирующий подписать конституцию, из-за которой Вадию впоследствии буквально разорвут на ресурсы.
Бескомпромиссный Саша Барон Коэн славится своим чрезвычайно неполиткорректным и язвительным юмором, в который он часто вовлекает случайных прохожих или ни о чем не догадывающихся гостей. Рискованные шутки принесли ему всемирную славу, а также и негодование, отчего все полнометражные проекты комика приобретают скандальный флер. В основном известны три образа Коэна — все они до крайности тупые работники СМИ, но крайне колоритные.
Первым в полный метр попал британский как бы гангста-рэпер Али Джи, чьи широкоэкранные похождения были вполне традиционной комедией, не вызвавшей особого переполоха. Гораздо более громкий прием ждал «Бората» — псевдодокументальную историю о поездке в Америку казахского журналиста, где окружающие там нравы настолько поразили приезжего, что он решает во что бы то ни стало жениться на Памеле Андерсон, которую увидел в сериале «Спасатели Малибу». Картина вызвала переполох, была предана остракизму в некоторых странах (среди них и Россия, где ленту не пустили в прокат), а также понравилась критикам и заработала более 200 миллионов долларов при бюджете в 18 миллионов.
Уже в следующем своем крупном проекте «Бруно» (за который студия Sony заплатила 40 миллионов долларов, чтобы обладать правами на мировой прокат) Коэн пошел еще дальше, выдав даже более неполиткорректную и оголтелую комедию про австрийского гея — ведущего модной программы, часто неприкрыто демонстрирующего окружающим свою причастность к секс-меньшинствам. Только в этот раз успех Коэна был не столь громким — как в коммерческом плане, так и художественном.
Теперь же британский юморист снова вернулся к более традиционной форме, потому что «Диктатор» — это вполне привычная комедия без псевдодокументальных элементов. Однако в борьбе против натужной политкорректности Коэн, похоже, дошел до предела, так как смог затронуть сразу весь возможный тематический спектр: прошел по меньшинствам, расизму, политике и разному прочему остросоциальному материалу. Начинается картина вовсе с посвящения покойному Ким Чен Иру.
Критики к «Диктатору» отнеслись более благодушно, чем к «Бруно», но до единодушного успеха «Бората» в данном аспекте далеко.
«Смешной фильм от смешного человека», — Бу Аллен, Denton Record Chronicle.
«„Диктатор“ — это как фильм „Поездка в Америку“, только с шутками про изнасилование», — Джим Слотек, Jam! Movies.
«Коэн начинает терять свой первоначальный шоковый блеск», — Деннис Шварц, Ozus' World Movie Reviews.
«Хотел бы я, чтобы все диктаторы так развлекали», — Джеймс Верньер, Boston Herald.
«Морской бой»
Раздолбай Алекс Хоппер (Тейлор Китч) хотел угостить девушку буррито, а загремел в полицию. Брат героя (Александр Скарсгард) решает, что хватит родственнику бездельничать, а пора отправляться на флот. Проходит время, и Алекс уже лейтенант и вовсю воркует с той самой девушкой (Бруклин Декер), являющейся дочкой адмирала (Лиам Нисон). Вот-вот стартуют учения, проводимые совместно с японской стороной, но они омрачаются следующим: из космоса в океан падает странный предмет, с которым никак нельзя настроить хоть какой-то контакт. Агрессия лишь усугубляет ситуацию, так как тогда иноземный объект начинается ответную атаку, против которой американский флот явно бессилен.
Режиссер Питер Берг долгое время занимался разными второразрядными жанровыми проектами, достигнув успеха с фильмом «В лучах славы», в дальнейшем породившим целый сериал. Главный его суперхит «Хэнкок» — постмодернистская комедия на супергеройскую тему, где главный герой, несмотря на свои способности, был полным раздолбаем, в своем падении дошедшим до того, что ночевал на лавке, регулярно заправляясь спиртным.
Картина с Уиллом Смитом в главной роли собрала более 600 миллионов долларов, став одним из главных хитов 2008 года. Такой расклад дал Бергу возможность осуществить давно задуманный им морской проект, где действие бы обязательно происходило на воде. В разные годы он планировал обратиться к истории о знатном американском флотоводце Джоне Поле Джонсе (его именем и назван один из эсминцев в «Морском бое»; полноценное кино о нем перечеркнул «Хозяин морей» Питера Уира), к ленте о каннибалах (на такое невозможно было бы выбить серьезный бюджет), о затерявшихся в море (подобное кино на тот момент как раз вышло) и т.д.
Берг нашел решение в готовящейся экранизации настольной игры компании Hasbro «Морской бой» (основанной на том самом развлечении с бумажным листком, а также крестиками). Так как проект затевался дорогостоящий, то студия Universal как-то не особо рьяно занялась его разработкой, что в итоге фильм в какой-то момент оказался на грани закрытия. Пробуксовав, картина все же запустилась, хотя еще во время ее производства против подобной затеи выступил Джеймс Кэмерон, избравший будущую ленту объектом своей критики голливудских деятелей, по его словам, окончательно оскудевших на интересные идеи. А вот американская пресса к этому зрелищу отнеслась без особого скепсиса, но и особого радушия тоже проявлять не стала, отметив только высоко проработанную визуальную часть.
«Громкий, масштабный, глупый, а самая лучшая шутка в нем включает в себя куриный буритто», — Эми Бьянколи, San Francisco Chronicle.
«Энергетический взрыв кинематографического адреналина», — Майкл О’Салливан, Washington Post.
«Заставляет „Лучшего стрелка“ выглядеть фильмом Орсона Уэллса», — Кайл Смит, New York Post.
«Старомодный хороший летний блокбастер», — Нелл Майноу, Beliefnet.
«Чего ждать, когда ждешь ребенка»
Пять разных пар на пороге рождения ребенка.
Этот незатейливый альманах — четвертый фильм британца Кирка Джонса, когда-то начинавшего с довольно любопытной картины «Сюрприз старины Неда», ныне обретшей почти что культовый ореол. Вторую свою картину Джонс снял лишь через восемь лет, и это была английская семейная лента «Моя ужасная няня» (в прошлом году к ней вышел сиквел), снискавшая теплый прием публики. Спустя еще четыре года режиссер разродился семейной драмой «Всё путем» с Робертом Де Ниро и Сэмом Рокуэллом, представлявшей собой ремейк картины Джузеппе Торнаторе 19-летней давности, только там центральную роль исполнял Марчелло Мастроянни. Но американская версия никаких успехов не достигла. Только теперь разрыв между последующей работой Джонса оказался более кратким, но в этот раз он взялся за адаптацию одного из самых популярных в США руководств для беременных. Причем за последнее время это уже второй игровой проект, основанный на документальном тексте. Предыдущим был «Думай как мужчина» по книге Стива Харви, правда, ориентированный в основном на чернокожее население США, в то время как «Чего ждать, когда ждешь ребенка» блистает более разношерстным актерским составом, где есть Кэмерон Диаз, Деннис Куэйд, Крис Рок и другие звезды. Критики же к фильму отнеслись без расположения.
«Иногда фильм выглядит вялым ситкомом, а иногда становится вдумчивым взглядом на то, как людей беспокоит рождение ребенка», — Крис Хьюит, St. Paul Pioneer Press.
«Банальное кино, конвейерное, при этом есть смешные шутки и кое-какие неплохие моменты», — Майк ЛаСалль, San Francisco Chronicle.
«Елена»
Уже немолодые Владимир и Елена фактически живут не по любви, а неким супружеским симбиозом, где жена выполняет обслуживающую функцию для богатого мужа. В собственной семье Елены сплошные проблемы с уже взрослыми детьми, помочь деньгами способен лишь муж, который как раз это делать не желает. Драматическая ситуация приведет к довольно печальным последствиям.
Один из самых главных российских экспортных режиссеров (но исключительно в лучшем значении термина, определяемого здесь успешностью этого автора на западной стороне), Андрей Звягинцев выпустил третий триумфальный фильм подряд. Сначала было «Возвращение», взявшее «Золотого льва» Венеции, после — «Изгнание», на счету которого награда Каннского смотра. «Елена» же удостоилась внимания жюри секции «Особый взгляд» того же фестиваля. Но также картина продемонстрировала определенный коммерческий успех. Во Франции ее посмотрело более ста тысяч человек (что в пересчете на среднюю стоимость билета дает сумму почти в один миллион долларов), а теперь же ее ожидает американский ограниченный прокат. Западные критики к картине отнеслись с воодушевлением.
«Русская „новая волна“ в своем лучшем воплощении», — Луи Пройект, rec.arts.movies.reviews.
«Национальный российский триллер, где действие разворачивается в Москве, в которой разрыв между богатыми и бедными превратился в пропасть», — Фредерик и Мэри Энн Брюссо, Spirituality and Practice.
«По-настоящему страшный вопрос поставлен в этом тихом, чарующем и великолепном фильме: Боже, есть ли способ жить лучше?» — Эндрю О’Хейр, Salon.com.
Также в прокате США выходят ленты «Без истерики!», «Самаритянин», «Полисс» и другие.