Канн-2012: Победители крупным планом

Получив «Золотую пальмовую ветвь» за «Любовь», Михаэль Ханеке стал шестым режиссером, удостоившимся этой престижнейшей награды дважды. При этом Ханеке — первый постановщик, чьи «пальмы» разделяют всего три года. Жюри на пресс-конференции защищало свои решения, а председатель Нанни Моретти заявил, что три конкурсных фильма сильно раскололи их компанию.

Сразу оговоримся, что три фильма, о которых идет речь в предыдущем абзаце, — «Небесная механика» Леоса Каракса, «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса и «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля. Первый и последний вообще остались несолоно хлебавши. Как и говорили в кулуарах, Моретти был категорически против этих фильмов (особенно против Каракса), причем итальянский режиссер отметил, что в этом году многие его коллеги больше интересовались собственным стилем, чем персонажами.

Сам же председатель жюри больше тяготел к четким киновысказываниям, нежели к авторским изыскам. Но ему пришлось пойти на уступки. В частности, фильм «После мрака свет» особенно бурно защищала англичанка Андреа Арнольд. Постановщица «Грозового перевала» назвала ленту «смелым, нежным, исполненным любви фильмом, который не боится жизни и ее хрупкости». Бывший министр культуры Гаити, а ныне глава французской государственной киношколы La Femis Рауль Пек сказал: «Картина очень тронула меня — как интеллектуально, так и эмоционально. Мне редко доводилось видеть кадры, дышащие такой силой, такой свободой, такой искренностью. Режиссер привлекает наше внимание к сегодняшним проблемам, таким как отношения в паре, любовь, дети, невозможность коммуникации, а также классовая борьба, и он делает это с исключительной силой и невероятно поэтично».

http://spletnik.ru/img/2012/05/arina/20120516cannes_10.jpg

Премию за режиссуру мексиканцу Рейгадасу встречали с громким буканьем как в зале «Люмьер», где проходила церемония, так и в пресс-центре. Фильм был довольно негативно принят критикой, но это не смутило самого режиссера, пришедшего на пресс-конференцию со своей премией. «Меня спрашивали, не расстраивает ли меня то, что мой фильм многим не понравился. Понравиться — цель многих кинодеятелей, но не моя. Моя цель — свободно выразить то, что я хочу, и оставить что-то в ком-то», — сказал Рейгадас.

Юэн МакГрегор явно проникся работой Мадса Миккельсена в драме Томаса Винтерберга «Охота». Комментируя решение жюри вручить премию за лучшую мужскую роль датскому актеру, МакГрегор сказал: «Это очень тонкая и прекрасно сыгранная роль. Мадс потрясающе вжился в образ человека, попавшего в такую сложную ситуацию». Нанни Моретти отметил, что «тем напряжением, которое не отпускает зрителя на протяжении всего фильма, картина обязана как режиссуре, так и исполнителю главной роли». Он также добавил, что некоторые члены жюри предлагали присудить призы актерам, занятым в фильме  «Любовь», но согласно регламенту фестиваля приз за лучшее актерское исполнение не может быть отдан ленте, получившей одну из трех первых премий — «Золотую пальмовую ветвь», приз за режиссуру или Гран-при.

«Честно говоря, я удивлен, — признался Миккельсен. — Может быть, мои слова покажутся вам пустыми и фальшивыми, но мне известно, что в этом году здесь было много талантливых ролей. Я, конечно, был удивлен, но в большей степени тронут. Для меня это ненормальное состояние, я обычно очень спокойный человек, но тут с трудом выговаривал слова». Мадс уже уехал из Канна, но вечером 27 мая снова появился на красной дорожке — дирекция фестиваля завернула актера обратно, чтобы он представлял фильм на церемонии закрытия, поскольку режиссер не мог отойти от своей супруги, находившейся в роддоме. «Я говорил это уже прежде и повторю еще раз: нельзя сыграть хорошую роль в среднем фильме. Томас снял потрясающее кино», — поблагодарил Винтерберга Миккельсен, впервые работавший с соавтором манифеста «Догма».

Удалось ли лучшему актеру посмотреть хотя бы один фильм из программы? «Нет», — ответил датчанин, посетовав, что приходится прежде всего рекламировать фильм, с которым ты приехал. «Но вы зовите меня на будущий год в жюри — буду с удовольствием смотреть кино!»

http://svit24.net/images/stories/articles/2012/World/05-2012/5/00918-cannes-prem11.jpg.jpg

Если премия Миккельсена вызвала шквал одобрительных аплодисментов, то Гран-при фильму «Реальность» итальянца Маттео Гарроне рассматривается многими журналистами как любезность Моретти, оказанная соотечественнику. Журналисты делились сплетней, что председатель жюри поначалу хотел отдать актерский приз Аньелло Арене, сыгравшему неаполитанского торговца рыбой, стремящегося стать звездой реалити-шоу. Однако Арена отбывает пожизненный срок за убийство, а «ветки» Каннского фестиваля плохо смотрятся в тюремных камерах.

«Я разговаривал с Аньелло до своего отъезда в Канн, и он был очень рад тому, что фильм выбрали в основной конкурс, — сказал Гарроне. — Сейчас он временно на свободе. Позвоню ему попозже, расскажу про награду — он обрадуется. И я очень надеюсь, что жизнь „Реальности“ продолжится и дальше. Награда наверняка поможет прокатной судьбе фильма». Отметим, что «Гоморра» Гарроне также принесла режиссеру Гран-при Каннского фестиваля, так что дальше уже только «Пальмовая ветвь», как пожелал Маттео модератор пресс-конференции.


Журналисты тепло принимали решение отдать приз жюри британцу Кену Лоучу, снявшему комедию «Доля ангелов» про шотландских гопников, задумавших украсть дорогой виски. «У героев моего фильма нет работы, — сказал Лоуч. — И мир говорит им, что они ничего из себя не представляют. Но, надеюсь, из нашего фильма станет понятно, что они имеют огромную ценность! Все это напоминает нам сегодняшнюю ситуацию в Европе, когда безработным говорят, что они должны оставаться без работы, без надежды и без будущего. А я хочу сказать, что иной мир возможен. И он неизбежен».

Когда Алек Болдуин вышел на сцену зала «Люмьер» вручать награду за лучшую женскую роль, по двум свиткам в руках актера стало понятно, что премия разделена пополам. Но мало кто предполагал, что жюри отдаст обе «Серебряные ветви» румынским актрисам из драмы Кристиана Мунджиу «За холмами». Космина Стратан и Кристина Флутур всего два месяца назад закончили съемки, а сегодня уже принимали награду из рук американской звезды.

Оказалось, что фотографию театральной актрисы Кристины Флутур режиссер увидел в интернете и решил позвать ее в свою картину, ну а Космина некоторое время назад работала журналисткой и брала интервью у Мунджиу. Девушка поразила режиссера, и он решил обязательно снять ее в кино. «Я очень рад этой премии, рад и удивлен, потому что мой фильм — самый длинный из всех картин конкурса. Я постоянно менял диалоги, актрисы мне очень помогали в этом, мы стремились придать фильму неразрывный, постоянный характер», — сказал Кристиан.

«За холмами» — история двух подруг, которых жизнь развела в противоположные стороны. Алина уехала в Германию, а Войчита ушла в монастырь. Спустя некоторое время Алина возвращается домой, чтобы снова возобновить отношения с Войчитой. Пока бывшая подруга помогает ей с документами, Алина живет в монастыре и буквально пытается навязать в нем свои правила, заставляя монахинь прибегнуть к крайне нелицеприятным мерам. Фильм с самого первого дня показа находился среди фаворитов критиков.

Принимая главную награду Каннского фестиваля за свою «Любовь», Михаэль Ханеке отметил, что сюжет фильма основан на обещании, «которое мы дали себе с моей женой, — не бросать друг друга в ситуации, показанной в фильме». «В современном мире мы наблюдаем такое повсюду, это распространенная проблема. Я пережил такую ситуацию в своей семье, она глубоко затронула меня и вдохновила на создание этого фильма», — сказал режиссер.

«Да у вас, оказывается, есть романтическая жилка!» — заявила Ханеке одна журналистка. «Не буду вам возражать, — улыбнулся режиссер. — Журналисты постоянно пытаются налепить на режиссеров ярлыки: этот специалист в такой-то области, тот — в другой. Долгое время я значился экспертом по насилию. Но что касается романтики, это скорее вопрос не обо мне, а о теме фильма».

Что же случилось с героем Жан-Луи Трентиньяна в финале? На этот вопрос британского корреспондента Ханеке улыбнулся и сказал, что отвечать не собирается. «Мои фильмы сняты в простой для интерпретации манере. Каждый зритель может трактовать их для себя по-разному. И если я буду представлять собственную трактовку, то ограничу зрительское воображение».

На вопрос о том, почему американские фильмы, столь щедро представленные в конкурсе, остались без основных наград (только Бен Зайтлин был отмечен «Золотой камерой» за лучший дебютный фильм «Звери дикого Юга»), отвечал режиссер Александр Пэйн: «Это кинофестиваль, и речь не идет о том, чтобы награждать ту или иную страну. Мы должны выбирать среди представленных фильмов. Делать общие выводы на основании этого выбора некорректно».

Пресс-конференция жюри была недолгой, но не обошлась без конфуза. Просьба болгарского журналиста к Жан-Полю Готье назвать фильм с лучшими костюмами вызывала бурю возмущения Андреа Арнольд: «Зачем вы задаете такой глупый вопрос? Жан-Поль — очень умный человек, и он очень любит кино. За последние две недели я убедилась в том, что он безумно увлечен кинематографом, так что хватит спрашивать его про костюмы... Простите, я немного пьяна, так что резко говорю, но этот вопрос меня просто выбесил!» «Уж такова Андреа», — развел руками Моретти.