Премьеры США — 8 июня
В американском прокате разворачивается битва между ярким и милым третьим «Мадагаскаром», а также мрачным и серьезным «Прометеем» Ридли Скотта, выросшим из идеи приквела канонического «Чужого». Вдобавок ограниченным релизом выходит один из фаворитов последнего Венецианского фестиваля «Киллер Джо» от легендарного американского классика Уильяма Фридкина.
«Прометей»
Будущее. Остров Скай, Шотландия. Двое археологов, Элизабет Шоу (Нуми Рапас) и Чарли Холлоуэй (Логан Маршалл-Грин), находят нацарапанные в древней пещере координаты, ведущие к отдаленной звездной системе. Ученые вместе со специальной командой отправляются в космическую экспедицию, профинансированную умирающим магнатом Питером Вэйландом. Корабль останавливается на нужной планете, где вроде как должны быть те, кого можно назвать создателями человечества. Но цивилизация оказывается будто бы вымершей. Однако это ненадолго, и лишь стоит ученым проникнуть в пещеры, как выясняется, что колыбель человечества далеко не замерла, а истина оказывается довольно неприятной, а для некоторых и болезненной.
За 30 лет Ридли Скотт из британского рекламщика превратился в одного из крупнейших голливудских мастеров, причем жанрово всеядного. Он снимал исторические драмы, научную фантастику, гангстерские ретродрамы, фэнтези, урбанистические триллеры, натуралистические ленты и многое другое. В «Совокупности лжи» он вовсе обратился к масштабному политическому триллеру. В «Робин Гуде» пытался привить историческому боевику более жесткую экшн-эстетику (в этом, кстати, Скотт и отличается от многих своих режиссеров-сверстников; в 74 года он действительно делает стилистически довольно аутентичные ленты). Только картина с Расселом Кроу оказалась, скорее, коммерческой неудачей. Во многом из-за своего монструозного бюджета в 200 миллионов долларов.
О своем желании вернуться к истории о Чужих Ридли Скотт объявил в 2009 году, когда был заявлена разработка приквела первой картины серии. В итоге проект изрядно мутировал, превратившись в нечто совсем иное. Правда, здесь есть своя тонкость: общих черт у новоявленного «Прометея» с «Чужим» оказалось очень много, что вполне позволяет его считать если уж не приквелом, то явно смежной историей. Но понятно, почему Скотт так поспешил отстраниться от Чужих: «Прометей» действует на схожей стилистической территории, а в плане запугивания часто обращается немного к другим средствам и выводам. По структуре новая картина мэтра и правда вполне традиционный научно-фантастический эпик, который Скотт вместе со сценаристом сериала «Остаться в живых» Дэймоном Линделофом умастили околорелигиозными смыслами.
Примечательно, что появление «Прометея» вызвало интерес Ридли к другому своему важному детищу, «Бегущему по лезвию». Для него режиссер теперь разрабатывает сиквел, и, учитывая ту сцену, что описал Скотт для будущего фильма, в нем будут использоваться наработки оригинала. Но ожидание от этого проекта напрямую зависит от успеха «Прометея», призванного, помимо прочего, продемонстрировать, насколько удачно именитый режиссер способен взаимодействовать со своим же наследием. Критики отнеслись к «Прометею» положительно, обозначив визуальное мастерство Скотта, но более снисходительно высказываясь в адрес сценаристов.
«Великолепный, эпичный, захватывающий, гротескный, великий», — Ричард Рупер, Richard Roeper.com.
«Это, несомненно, мастерская работа, но не шедевр», — Рик Гроен, Globe and Mail.
«Визуально настолько впечатляет, что затеняет недостатки сценария Дэймона Линделофа и Джона Спэйтса», — Боб Блум, Journal and Courier.
«Визуально захватывающий, но тематически скучный научно-фантастический триллер», — Эрик Ди Снайдер, EricDSnider.com.
«Нуми Рапас не будет больше ассоциироваться исключительно с „Девушкой с татуировкой дракона“ после этого фильма», — Дэвид Медскер, Bullz-Eye.com.
«„Прометею“ обеспечена долгая жизнь независимо от его кассовых результатов», — Роб Вокс, Mania.com.
«Мадагаскар 3»
Известные герои из мира животных решают все же вернуться в родной Нью-Йорк, от которого их так отдалила судьба. Только путь до США из Африки будет не столь прямым, а перевалочным пунктом ему послужит Европа, где друзьям придется влиться в цирковую труппу.
Анимационной франшизе «Мадагаскар» всего лишь семь лет, но за это время она стала по-настоящему народной, оба предыдущих раза перевалив за полумиллиардный рубеж сборов (второй фильм вовсе стал мощнейшим хитом в России, собрав более 40 миллионов долларов, что на тот момент было уникальным событием, особенно для мультфильма).
Рассказывает история о четырех зверях, покинувших уютный манхэттенский зоопарк и оказавшихся на Мадагаскаре, где им пришлось привыкать к совсем иному образу жизни. В сиквеле герои отправились в Африку, а теперь пытаются вернуться домой, то есть новая картина серии является ее логическим заключением (хотя, как известно, что мешало голливудским кинематографистам это правило нарушать).
Особенность ситуации с «Мадагаскаром» состояла в том, что, в отличие от другого хита компании DreamWorks Animation, «Шрека», на долю творения режиссера Эрика Дарнелла (кстати, одного из немногих аниматоров, который провел свое детище от первой серии до последней; обычно такая преемственность соблюдается редко, что, например, в «Истории игрушек», что в том же «Шреке») не выпал абсолютный критический успех. Обозреватели относились к очередным сериям франшизы без особого благоговения.
Зато зрительская любовь переборола все, что только можно было, поэтому сборы предыдущих фильмов действительно выглядят внушительно. К триквелу, премьера которого вовсе состоялась в рамках последнего Каннского фестиваля, критики отнеслись вполне добродушно. Одним из авторов сюжета к мультфильму стала звезда американского независимого кино Ноа Баумбах.
«Забавное и динамичное семейное развлечение», — Стивен Уитти, Newark Star-Ledger.
«Фильм такой смешной и милый, что заявляю официально: эта серия хорошеет с каждой лентой», — Грэй Дрейк, Movies.com.
«Влюбляет в себя детей и взрослых. Это означает, что „Мадагаскар 3D“ — проверенное семейное развлечение. Посмотрите его в трехмерном виде, и вы все будете счастливы», — Скотт Читвуд, ComingSoon.net.
«За семь своих минут дал мне сильнейшую головную боль со времен третьих „Трансформеров“», — Лу Луменик, New York Post.
«Отличным не назовешь, но на роль глупой летней забавы вполне пойдет», — Кевин Карр, 7M Pictures.
«Киллер Джо»
Молодой провинциал Крис Смит (Эмиль Хирш) при своем возрасте уже по горло в серьезных проблемах. С него требует 6000 долларов местный авторитет, а денег взять просто неоткуда. Решение приходит неожиданное. Мать Криса застраховала свою жизнь на 25 000 долларов. Чтобы умертвить родительницу и получить причитающиеся по закону деньги, Крис решает нанять продажного копа и по совместительству киллера Джо (Мэттью МакКонахи). Тот требует аванс и вместо залога решает взять на попечение юную сестру Криса. Ситуация осложняется тем, что авантюра со страховкой оказывается сложнее, чем представлялось изначально, а Джо хочет свои деньги. И сестра останется у него, пока не произойдет оплата. Да и продажный коп, кажется, вполне доволен таким развитием событий.
Выдающийся американский режиссер Уильям Фридкин начинал снимать еще в 1960-х, но главные успехи у него случились в 1970-х, когда вышли подряд два ныне выдающихся образчика мирового кинонаследия. Первым стал революционный «Французский связной», обозначивший окончательную победу американской «новой волны» над традиционными кинозубрами. Огромные кассовые сборы, пять «Оскаров», жесткая реалистичная манера повествования, постоянное использование естественного освещения, не говоря о выдающейся автомобильной погоне за надземным поездом — все это сделало ленту каноническим образцом полицейского детектива.
После вышел «Изгоняющий дьявола». Ему таких наград не досталось, но чисто финансово он стал одним из самых востребованных голливудских фильмов в истории и так же повлиял на эстетику жанра американского хоррора, придав ей психологической последовательности. Шутка ли, лента собрала только в национальных кинотеатрах более 110 миллионов зрителей. Для сравнения: «Аватару» удалось завлечь 99 миллионов.
Дважды войдя в одну реку, Фридкин в итоге несколько сменил стратегию, переквалифицировавшись скорее в такого важного независимого автора, чем жанровую звезду. Его следующий фильм «Колдун» был ремейком классики Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх», лента провалилась в прокате, но с годами приобрела поистине культовую славу полузабытой классики того десятилетия. Примерно такая же репутация ждала рискованного по тогдашним меркам «Разыскивающего».
В дальнейшем Фридкина ждали средние удачи и быстро забывавшиеся проекты. Одним из самых неоднозначных фильмов режиссера стал триллер «Глюки», выигравший приз ФИПРЕССИ в Канне. После постановщик не снимал шесть лет, однако, похоже, наконец вернулся с однозначным триумфом. Его «Киллер Джо» по пьесе Трэйси Леттс участвовал в основном конкурсе фестиваля в Венеции, ничего не получил, зато стал фаворитом критиков, считающих, что Фридкин сделал одну из лучших картин в своей карьере.
«Я снял извращенную историю любви. Практически „Золушку“, но только очень кровавую! Ну, сами знаете, как это бывает: все мы ищем Золушку или прекрасного принца. Вот и у меня героиня Джуно Темпл хочет большой любви, а та появляется в лице киллера», — заявил Уильям Фридкин на пресс-конференции во время Венецианского фестиваля.
«С этим черноюморным триллером, основанным на пьесе Трэйси Леттс, Фридкин, похоже, пытался воспроизвести свою энергию молодости», — Ли Маршал, This is London.
«Поклонники МакКонахи могут быть потрясены, увидев его в данной роли, и, наверное, предпочли бы пропустить такую возможность, но они должны дать этому перформансу шанс», — Ричард Корлисс, TIME Magazine.
«По сути, переснятая пьеса, но игра МакКонахи слишком хороша, чтобы ее упускать», — Крис Бамбрэй, JoBlo's Movie Emporium.
Также в американском прокате выходят ленты «Милый друг» с Робертом Паттинсоном, «Темная лошадка» Тодда Солондза, «Безопасность не гарантируется» Колина Треворроу, «Лола против» Дэрила Вейна и «Мир, любовь и недопонимание» Брюса Бересфорда.