Премьеры США — 20 июля
Вряд ли что-то может соперничать с заключительной частью эпопеи Кристофера Нолана про Темного Рыцаря — лентой «Возрождение легенды», которая опять грозит сорвать серьезный коммерческий куш. Учитывая и без того немалый поток картин, остальные новинки в этот уик-энд в основном авторского плана и идут в ограниченном прокате.
«Темный рыцарь: Возрождение легенды»
После событий «Темного рыцаря» прошло несколько лет, в течение которых Брюс Уэйн (Кристиан Бэйл) окончательно погрузился в депрессию и не особенно заинтересован в финансовом состоянии своей корпорации. Скоро ему придется взять себя в руки, так как масштабное нападение на город готовит злодей Бэйн (Том Харди), планирующий создать настоящий хаос в Готэм-Сити.
Сейчас вряд ли можно назвать голливудского режиссера, способного владеть умами массовой аудитории так, как это делает Кристофер Нолан. Схожие возможности когда-то демонстрировал разве что Стивен Спилберг, сейчас сосредоточившийся в основном на прямолинейных, но мастеровитых жанровых историях. Причем такое обожание к Нолану пришло не сразу (да и удивительно, что его карьера-то началась всего лишь 15 лет назад). Были восхваляемые критиками «Преследование» и «Помни». Ремейк норвежского триллера «Бессонница». Не ставший кассовым чемпионом, зато оказавшийся зрительским феноменом «Престиж» по роману Кристофера Приста.
К истории Брюса Уэйна Нолан подступился в середине 2000-х. Самое удивительно, что довольно жесткая и минорная (по сравнению с предшествовавшими ей лентами Джоэла Шумахера, нанесшего франшизе такой удар, что оправилась она после этого почти через десять лет) картина «Бэтмен: Начало», несмотря на признание критиков и зрителей, в прокате оказалась в миллиметре от провала. При производственном бюджете в 150 миллионов долларов (а маркетинговые затраты, насколько известно, добавили к расходам еще одну сотню миллионов) фильм собрал в мировом прокате 370 миллионов. Так бы и остаться очередной вариации Бэтмена просто крепко слаженным кинокомиксом, однако Нолан снял еще два фильма, которые настолько возвысили его репутацию, что теперь любое очередное его киновысказывание держит планку ожидаемости на самом высоком уровне.
Все изменил «Темный рыцарь». В 2008-м это продолжение фильма «Бэтмен: Начало» продемонстрировало, что стилистика лучшего зрелищного кино неукротимо клонится к нечто более глобальному по своему художественному размаху. «Рыцарь» был серьезной и вдумчивой историей, где добро не было столь однозначно (а ошибки, сделанные героем Кристиана Бэйла, были фатальны для его супергеройского реноме), а зло фактически, несмотря на задержание, одерживало определенную победу: репутация протагониста в конце разбивалась в крошево.
При этом «Темный рыцарь» был захватывающей и энергичной картиной. Немалое обаяние в происходящее там привносил Хит Леджер в изматывающей роли Джокера, настолько отдавший всего себя взятому образу, что тот стал для него последним в жизни, кроме того, принесшим, увы, посмертную премию «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Художественный успех ленты Нолана был подкреплен и коммерческим, в результате чего фильм преодолел в прокате миллиардную планку. Но самым важным был зрительский отклик, совершенно грандиозный по своему размаху. Буквально в первые дни выхода восхитившиеся пользователя сайта imdb.com смогли своими голосами впихнуть фильм на самую вершину топ-250 лучших мировых картин.
Мало кто способен войти в одну реку дважды. Но ровно такая же ситуация произошла с нолановским триллером «Начало». Те же безумные восторги и впечатляющие сборы. Тут прецедент даже важнее. «Бэтмен» — это все-таки проверенная франшиза с более чем полувековой историей и огромной фанатской базой. «Начало» — исключительно оригинальная (во всех смыслах) задумка, изначально способная привлечь зрителей только участием Леонардо ДиКаприо, а также именем самого Нолана. Впрочем, и здесь режиссер смог выстроить сложно структурированный рассказ, совместив стилистику научно-фантастических лент, а также фильмов об ограблениях с их многоступенчатой подготовкой к операции и собственно кульминацией. Этот проект Нолана тоже был страшно захватывающим, с каждой минутой все туже скручиваясь в сюжетную спираль, чтобы в конце одним мигом раскрутиться в прямую.
Теперь же выходит наконец третья часть эпопеи о Темном Рыцаре, в русском прокате прозванная «Возрождением легенды». Этот эпизод для Нолана будет заключительным, так как он заявил, что никаких дел больше конкретно с Бэтменом точно иметь не будет (по его словам, «этот персонаж еще переживет всех нас»). Настроен режиссер серьезно и даже отклонил предложение студии заняться грядущей экранизацией «Лиги справедливости». Главным источником вдохновения Кристофер вместе с братом Джонатоном (соавтором сценария) взял один из главных диккенсовских шедевров, «Повесть о двух городах» (а не только комиксы, что по-своему примечательно). Диккенс применительно к трилогии действительно уместен. Ведь он умел строить закрученные сюжетные линии и при этом совладать со множеством персонажей, не утеряв из виду ни одного важного момента.
Критики к фильму отнеслись очень положительно, хотя американская пресса тут впервые наткнулась на довольно удивительный казус. Авторы и без того немногочисленных негативных статей вдруг оказались объектом массированной атаки поклонников картины, буквально заспамивших соответствующие страницы агрегатора рецензий Rottentomatoes, в результате чего руководству сайта, не справлявшемуся с народным гневом, просто пришлось частично отключить комментирование.
«Столь же жесткий и мрачный, как и первые два», — Сэнди Ангуло Чен, Common Sense Media.
«Достойное окончание франшизы», — Элисон Джонс, Birmingham Post.
«Без сомнения, обязательный летний блокбастер этого года», — Аллан Хантер, Daily Express.
«Наверное, самый грандиозное, мрачное, захватывающее, волнующее и невероятное в своей полномасштабности зрелище, когда-либо созданное на большом экране», — Эндрю О’Хехир, Salon.com.
«Кристофер Нолан завершил трилогию одним из лучших фильмов года», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Мастерское завершение по-настоящему мастерской трилогии», — Билл Гайброн, PopMatters.
«Завершение одной из самых лучших трилогий в массовом кино», — Кирк Ханикат, honeycuttshollywood.com.
«Напряженный, великолепный и триумфальный — лучшее экшн-развлечение лета», — Сьюзан Грейнджер, SSG Syndicate.
«Эмоциональный, масштабный и увлекательный. Тот конец, которого вы так долго ждали», — Джеймс Мотрэм, The List.
«Нолан — британец, сделавший кинокомикс, который раздваивается еще и на высказывание о современном американском обществе», — Марк Савлов, Austin Chronicle.
«Харакири 3D»
Самурай приходит во владения крупного землевладельца с просьбой совершить там харакири. Но это родовое поместье знает уже не первый подобный случай, окончившийся трагически и имеющий под собою весьма глубокую подоплеку.
Годы плодотворной работы принесли японскому постановщику Такаси Миике культовую славу, правда, дополненную званием трэш-деятеля и графомана. Долгое время режиссер действительно выдавал по несколько жанровых (и стилистически очень разнузданных) картин за короткий период. Впрочем, сейчас все складывается несколько иначе. Миике наконец-то обрел формальное признание. Всё благодаря его обращению к национальной классике, которую он сейчас своеобразно пересказывает в новых кинематографических условиях (хотя для халтуры тоже оставляет место; среди таковой его семейная лента «Дети-ниндзя», к чьему ремейку присматривается Голливуд). Сначала Миике очень удачно переработал малоизвестную картину Эйчи Кудо «13 убийц» 48-летней давности. В прошлом году Такаси попробовал заново рассказать признанный шедевр японского кино «Харакири» Масаки Кобаяси и сделать это в трехмерном формате. Лента вошла в основной конкурс Каннского фестиваля, а также заслужила похвалу критиков.
«Потрясное кино от начала до конца», — Коул Смайти, ColeSmithey.com.
«Лучше вместо этого поищите потрясающий оригинал Кобаяси», — Адам Вудворд, Little White Lies.
«Возможно, лучший фильм Миике», — Майкл Аткинсон, Village Voice.
«Протест»
С большим опозданием, но в достаточно точный момент (к запуску очередных Олимпийских игр) в американском ограниченном прокате стартует лента австралийского производства, но посвященная важному моменту в социокультурной истории США. Картина «Протест» сконцентрирована вокруг событий Олимпиады 1968 года. Во время восхождения на пьедестал трех призеров-бегунов неожиданно произошло следующее: в момент исполнения национального гимна чернокожие спортсмены Томми Смитт и Джон Карлос неожиданно опустили головы и вскинули вверх по одной руке с зажатым кулаком, тем самым выразив протест против тогда вновь запылавших расистских настроений в американском обществе. Поступок стоил мужчинам исключения из команды, но и застолбил за ними место в истории. Такое волеизъявление пришлось неожиданно к месту в волне бунтарских настроений конца десятилетия. Фотография спортменов стала иконической и достаточно узнаваемой у широкой публики, большая часть которой, возможно, даже не знакома с инцидентом.
Лента австралийца Мэтта Нормана (племянника Питера Нормана — третьего, белого, участника событий, поддержавшего чернокожих коллег) рассматривает произошедшее спустя сорок лет и, само собой, снова предлагает участникам протеста оценить поступок сквозь призму прожитых лет. В австралийском прокате фильм имел неплохой успех (документальная картина про важный момент для чужой страны преодолела планку в 230 тысяч долларов). Сейчас Норман пишет сценарий для игровой версии «Протеста». Критики отнеслись к документальному высказыванию австралийца крайне положительно.
«Трогательная и стоящая история», — Эшли Кларк, Little White Lies.
«Очаровательное, отлично выстроенное и очень трогательное кино», — Дженнифер Тэйт, ViewLondon.
«Замечательная гуманистическая история (особенно актуальная в преддверии Олимпийских игр в Пекине), достойная документального фильма, и даже немного странно, что подобного не сняли раньше, пока Питер Норман был еще жив», — Urban Cinefile.
Также в американском прокате стартуют ленты «Королева Версаля», «Дочь землекопа» Даниэля Отоя и «30 ударов».