Премьеры США — 5 октября
В США выходит продолжение хита «Заложница». Первый фильм собрал здесь четыре года назад 145 миллионов долларов. У сиквела бюджет побольше, а режиссера Пьера Морела сменил Оливье Мегатон. Кроме того, стартует новая картина Тима Бёртона, только теперь анимационная. Это «Франкенвини» — свежая и полнометражная версия старой короткометражки режиссера, снятой им в 1984 году. В ограниченном прокате покажет себя «Газетчик» Ли Дэниелса с Николь Кидман, Заком Эфроном, Мэттью МакКонахи и Джоном Кьюсаком в главных ролях.
«ЗАЛОЖНИЦА 2»
Спасший в прошлой серии собственную дочь Ким (Мэгги Грэйс), бывший спецагент, а ныне успешный телохранитель Брайан Миллс (Лиам Нисон) теперь живет в достатке и вовсю следит за успехами девушки, уже успевшей обзавестись бойфрендом, но с третьего раза не сумевшей сдать на права. Миллс приглашает Ким и бывшую жену Ленор (Фамке Янссен) в Стамбул, где у него командировка. Когда родственники собираются вместе в турецкой столице, на них нападают подельники той же албанской банды, с которой Миллс сражался в Париже. Возглавляет преступников отец одного из погибших тогда бандитов — Мурад (Раде Шербеджия).
Первая «Заложница», спродюсированная Люком Бессоном, стала хитом неожиданно. Больше всех, похоже, это удивило исполнителя главной роли Лиама Нисона. Значительный ирландский актер вовсе думал, что снимается в обычном среднем боевичке, которому не грозят высокие коммерческие показатели. Огромная популярность фильма действительно оказалась сюрпризом: сюжет достаточно стандартный для жанра, постановщик Пьер Морел до того снял занимательный «13-й район», который, тем не менее, трудно назвать реальной вехой в жанре, да и предыдущие продюсерские проекты Бессона чаще всего были неоднозначными (пусть и зрелищными, но уж очень бесхитростными). В «Заложнице» же все так удачно сошлось, что даже при простом сюжете, будто скопированном из кучи экшн-фильмов 1990-х годов, зрелище получилось увлекательное, особенно благодаря участию Лиама Нисона, привнесшего в сюжет долю драматической убедительности. Критики особого восторга от увиденного не испытали, но зрительское обожание было куда сильнее. Лента собрала в США более 145 миллионов долларов (при бюджете в 25 миллионов), отлично прошла в международном прокате и стала хитом на DVD. Казалось, это завершившаяся и цельная история успеха. Лиам Нисон продолжил сниматься в других проектах, часть из которых эксплуатировали новонайденный им образ энергичного ветерана спецслужб, как, например, достаточно динамичный «Неизвестный» Жауме Серра.
Однако Люк Бессон забрасывать удачную идею не собирался. Автор «Заложницы» Пьер Морел был занят лентой «Из Парижа с любовью», где примерно схожий с нисоновским, только более юморной и брутальный образ воплощал Джон Траволта. Поэтому с предложением о сиквеле «Заложницы» продюсер обратился к Оливье Мегатону, другому постоянному автору фильмов студии EuroCorp. Последний делал для Бессона третьего «Перевозчика» (после которого хотел завязать с сиквелами) и «Коломбиану». Перед съемками фильма с Зои Салданой Мегатона и навестил Бессон, в итоге уговорив своего протеже заняться сиквелом картины с Лиамом Нисоном. При всей схожести сюжета с приходом нового режиссера в продолжении хита 2008 года все же немного поменялась визуальная манера (причем это касается и эпизодов драк, которые в оригинальной картине были одним из ключевых элементов). Также слегка изменилась структура: в первой серии герой Нисона отыскивал дочь самостоятельно и на протяжении несколько дней, в сиквеле же (за исключением пролога и эпилога) действие разворачивается в течение одного дня, а героиня Мэгги Грэйс по мере сил помогает своему захваченному преступниками отцу.
Критики отнеслись к «Заложнице 2» крайне негативно, беспрестанно упрекая фильм Мегатона в копировании предшественника, при этом отмечая явную, по их мнению, утерю динамики. Впрочем, некоторые обозреватели все же остались довольны.
«Больше все того же Нисона, что необязательно плохо», — Скотт Колура, IGN Movies.
«Не просто легкомысленно жесток для фильма, предназначенного для 12-летних, но еще и непроходимо глуп. Хотя актеры снова придают ему немного качества», — Рич Клайн, Shadows on the Wall.
«Дорогой и унылый перефраз, который либо не понимает, что сделало его предшественника популярным, либо об этом не заботится», — Мартин Робертс, Fan The Fire.
«После просмотра второй „Заложницы“ вы будете чувствовать себя так, будто ваши время и деньги были похищены, накачаны наркотиками и силой отправлены в секс-рабство», — Блэйк Говард, 2UE That Movie Show.
«Возможность поработать с Лиамом Нисоном я рассматриваю практически как дар небес. Это профессионал с большой буквы. Он невероятно харизматичен. Он может перевоплотиться в кого угодно — от Оскара Шиндлера до Квай-Гона Джинна из „Звездных войн“. С ним очень комфортно на площадке. Он все так быстро схватывает, мгновенно входит в роль. И, что немаловажно, ему не нужно ничего объяснять! Зачастую актеры, особенно известные — народ капризный. С ними бывает непросто, приходится все разжевывать. Это нормально, если по ходу съемок возникают вопросы, даже у меня они есть, несмотря на то что вообще-то моя задача — отвечать на них. Но Лиам Нисон все делал сам, ничего лишнего не спрашивал. Он очень спокойный, очень щедрый», — рассказал в интервью КиноПоиску режиссер Оливье Мегатон.
«ФРАНКЕНВИНИ»
Мальчик Виктор очень дружен со своим псом Спарки. Но, когда животное погибает в результате несчастного случая, герой не может спокойно сидеть и оплакивать его, вместо этого решив вернуть любимца к жизни.
Мультфильм «Франкенвини» — редкий для Голливуда пример масштабного авторемейка, причем снятого одним из самых популярных американских постановщиков — Тимом Бёртоном. В последний раз что-то подобное было с Альфредом Хичкоком, переделавшим в 1956-м на «фабрике грез» своего «Человека, который слишком много знал» 1934 года. Обычно-то в США новые версии своих же творений ставят иностранные постановщики, как, например, Гела Баблуани, в 2010-м заново рассказавший картину «Тринадцать».
С Бёртоном случай особый. «Франкенвини», не считая домашних киноопытов, был его второй большой короткометражкой и первой неанимационной. Фильм был создан по заказу студии Walt Disney для демонстрации в кинотеатрах вкупе с отреставрированной версией «Пиноккио». Главная ирония заключается в том, что компания, посчитав ленту слишком мрачной для детской аудитории, запретила проект, кроме того, уволив его постановщика из своих рядов. Теперь же, спустя более четверти века, под эгидой Disney с помпой выходит полнометражная версия старой истории, когда-то возмутившей заказчика. Фильм 1984 года был игровым, во второй ипостаси «Франкенвини» уже сделан методом кукольной анимации, страстно любимой Бёртоном.
Изначальный сюжет заново перелицовывал «Франкенштейна» Джеймса Уэйла. У мальчика Виктора Франкенштейна (Баррет Оливер) погибал под колесами автомобиля любимый пес Спарки. Родители (Шелли Дюваль и Дэниел Стерн) не в силах утешить чадо. Однако смышленый паренек лично воскрешал домашнего любимца. Оживший пес стал более резвым, чем раньше, и привлекает тем самым внимание соседей. В ремейке, воспроизводящем фабулу и эстетику оригинала, история расширена и обрастает дополнительными подробностями. И, кажется, новый «Франкенвини» несколько реабилитировал режиссера перед критиками, очень прохладно отнесшимися к его невероятной успешной интерпретации «Алисы в Стране чудес» и менее востребованным «Мрачным теням». Их реакция на мультфильм близка к восторженной.
«28 лет спустя от первой короткометражки „Франкенвини“ приходит в себя иронично реанимированным из мертвых и превращенным в великолепный трехмерный кукольный мультфильм», — Кимберли Гадет, Doddle.
«Необычная и чудесная анимационная комедия», — Сьюзан Грейнджер, SSG Syndicate.
«Хоть жанр детского хоррора и ломится от фильмов вроде „Паранормана“, „Дома-монстра“ и „Коралины в Стране кошмаров“, новый „Франкенвини“ оригинален», — Дуэйн Дьюдек, Milwaukee Journal Sentinel.
«ГАЗЕТЧИК»
Репортеры Уорд Дженсен (Мэттью МакКонахи) и Ярдли Эйкман (Дэвид Ойелоуо) приезжают в маленький флоридский городок, где знакомятся с местной жительницей Шарлоттой (Николь Кидман), считающей, что смертник Хиллари ван Веттер, с которым она ведет переписку, на самом деле невиновен. Этого мужчину обвиняют в жестоком убийстве местного шерифа. В журналистском расследовании помощь оказывает и младший брат Уорда, Джек (Зак Эфрон).
Ничего не предвещало того, как круто повернется режиссерская карьера Ли Дэниелса. Начинал он с продюсирования удачных независимых драм «Бал монстров» и «Дровосек». Его постановочный дебют «Война теней», увы, не показал какой-то бурной реакции зрителей, пройдя незамеченным. В 2009 году Дэниелс неожиданно пулей влетел в когорту виднейших американских постановщиков. Драма «Сокровище» (экранизация романа культовой афроамериканской поэтессы Сапфир) обрела достаточно уверенный кассовый успех, закрепив свою художественную репутацию двумя премиями «Оскар» за лучшую женскую роль и лучший адаптированный сценарий. Внешне «Сокровище» — это достаточно стандартная социальная драма об униженных и оскорбленных жителях американских трущоб, располагающая сопутствующими теме жестокостью и отчаянием. Однако Дэниелс смог преподнести эту историю с удивительным и искренним соучастием к своим неприкаянным персонажам, вдобавок разбавив такой жесткий сюжет трогательными мечтательными вставками главной героини.
Новый режиссерский проект «Газетчик» Дэниелс ставил по роману Питера Декстера, лично переработав книгу в сценарий. Первоначально постановщик занимался разработкой фильма «Селена», посвященного Мартину Лютеру Кингу. Но в столь амбициозный замысел вмешались финансовые трудности, поэтому создатель «Сокровища» сосредоточился на менее затратном (бюджет составил чуть больше 12 миллионов долларов) и столь же старомодном «Газетчике». Когда-то правами на экранизацию романа Декстера владел Педро Альмодовар, но его нерасторопность позволила истечь сроку их владения, поэтому сейчас юридические вопросы были решены в пользу американского режиссера. Однако нужно отметить, что к самым ранним версиям сценария испанский классик все же приложил руку.
«Газетчик» участвовал в основной конкурсной программе Каннского смотра, впрочем, призов не получил. Реакция критиков тоже оказалась скорее смешанной, зато все обозреватели сходятся в том, что Николь Кидман здесь, судя по всему, сыграла одну из лучших ролей за последние годы.
«Скучать не дает», — Глен Кенни, MSN Movies.
«Мрачный, проникновенный и непохожий ни на что, что я видел ранее», — Джон Фрош, The Atlantic.
«Натуральная ахинея», — Майк ЛаСаль, San Francisco Chronicle.
«Ли Дэниелс посредством стилистики Теннесси Уильямса, смешанной с Рассом Майером, добивается художественного успеха в этой броской ностальгической маргинальной опере. Южноготический нуар», — Стэйси Лэйн Уилсон, Yahoo! Movies.
Также в американском прокате выходят ленты «Как по маслу», «ЗЛО», «Грозовой перевал» и другие.