Премьеры США — 12 октября
Нынешний уик-энд в США представляет зрителям трех фаворитов критиков (причем выходят жанрово разнородные фильмы). Среди полюбившихся прессе лент стартуют «Операция „Арго“» Бена Аффлека (потенциальный оскаровский фаворит), черная комедия «Семь психопатов» от создателя «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДоны и хоррор «Синистер» Скотта Дерриксона.
«ОПЕРАЦИЯ „АРГО“»
Конец 1970-х. Во время иранской революции военные захватывают посольство США в Тегеране. В заложниках находятся 52 американца. Шестерым удается вырваться и найти убежище в доме канадского посла. Однако их обнаружение, являющееся лишь делом времени, грозит опасностью не только беглецам, но и приютившему их послу. Канадские власти совместно с американскими спецслужбами решают начать специальную операцию по освобождению шестерых работников посольства, выдав их за участников съемочной группы несуществующего научно-фантастического фильма «Арго».
Перемещение актеров в режиссерскую профессию в мировом кино не такое уж редкое явление, хотя действительно выдающихся многостаночников здесь не очень много. Один из самых очевидных — Лоуренс Оливье, блестяще совместивший свои невероятные драматические способности с достаточно вычурной повествовательной манерой в «Гамлете» 1948 года (за что был по достоинству награжден двумя премиями «Оскар» — как актер и режиссер). Не так просто сказать, в какой из двух упомянутых ипостасей любим публикой Клинт Иствуд, икона нескольких поколений зрителей.
Когда-то малоизвестный актер, Бен Аффлек в первой половине 1990-х снял дебютную короткометражку. Само по себе ее название — это, похоже, отдельная история: «Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с „Диснеем“ на три фильма». В дальнейшем Аффлек долгое время играл в независимых проектах (в основном у Кевина Смита), пока вместе со своим другом Мэттом Дэймоном буквально не выстрадал сценарий драмы «Умница Уилл Хантинг» (дуэт долго и неоднократно переписывал текст, раз за разом меняя многочисленные подробности сюжета). За постановку его взялся Гас Ван Сент, в итоге получивший свой самый коммерчески успешный фильм. Меж тем Аффлеку с Дэймоном достался «Оскар» за работу над текстом. Таким образом, они перешли из статуса второразрядных независимых звезд в первые голливудские ряды. Карьера каждого из них развивалась успешно. Сам Аффлек снимался в крупномасштабных блокбастерах, политических триллерах, невыразимо провальных комедиях, боевиках и т. д. За всей этой безостановочной карьерной гонкой и гламурной поволокой уже стало и забываться то, с каких неординарных вещей Аффлек начинал.
Напомнил он об этом очень скоро, когда в 2007-м вышла его дебютная полнометражная лента — экранизация романа Дэнниса Лихейна «Прощай, детка, прощай». Хоть в коммерческом отношении проект не оправдал себя, но отзывы критиков и зрителей были сплошь восторженными. Следующий фильм Аффлека, «Город воров», вышел три года спустя, а в его основу был положен роман Чака Хогана (соавтора знаменитой серии «Штамм», которую он создавал вместе с режиссером Гильермо дель Торо). Снова Бену сопутствовал успех, на этот раз и кассовый. Правда, многие критики, в итоге оставшиеся довольными увиденным, все же упрекнули постановщика в том, что как актер он несколько проигрывал своим партнерам по «Городу», в частности Джереми Реннеру, отмеченному за свою действительно блистательную игру в картине номинацией на «Оскар».
Аффлековская третья режиссерская работа «Операция „Арго“», кажется, снова взяла джекпот. Критики от ленты в восторге, аналитики вовсю предрекают фильму оскаровские успехи. В этот раз Бен обратился к реальным событиям, произошедшим в 1979 году. Тогда в Тегеране террористического захвата смогли избежать шестеро американских дипломатов, чьей эвакуацией руководило ЦРУ. Для этого они решили организовать там фиктивные съемки научно-фантастического фильма. Помимо оперативников в команду спасения вошли настоящие киношники, самым известным из них был гример Джон Чемберс (в картине Аффлека его воплотил Джон Гудман). Он работал со многими голливудскими тяжеловесами, ну а самыми значительными его творениями стали грим в «Планете обезьян» и, как ни странно, уши Спока в оригинальном «Звездном пути».
«„Арго“ — первая из виденных мной картин этого года, у которой все основания взять „Оскар“ в номинации „Лучший фильм“», — Джулиан Роман, MovieWeb.
«Редкая картина, где абсолютно все сделано верно», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Аффлек больше не многообещающий режиссер — он состоялся. Данный фильм работает на каждом из уровней», — Нил Майноу, Beliefnet.
«Это вдохновляющая история о риске и героизме, но в то же время блестящее развлечение», — Моира МакДональд, Seattle Times.
«Впечатляющая смесь напряженного киноповествования с ироничным и легким юмором», — Колин Коверт, Minneapolis Star Tribune.
«СЕМЬ ПСИХОПАТОВ»
Сценарист Марти (Колин Фаррелл) пребывает в творческом кризисе. Новые впечатления, пригодные для их последующей переработки в текст, ему подсказывает сама жизнь, когда он ввязывается в странный, однако прибыльный бизнес по похищению собак, осуществляемый другом героя, Биллом (Сэм Рокуэлл). Только соучастники воруют не того пса, а похищенный домашний любимец принадлежит местному влиятельному мафиози (Вуди Харрельсон), очень почитающему своего зверька.
Британский драматург Мартин МакДона на кинематографическом поприще попробовал себя в середине 2000-х, причем с самого начала познав здесь немалый успех. Снятая им короткометражка «Шестизарядный» получила «Оскар» в соответствующей номинации. К полноценному дебюту МакДона подступился довольно скоро, доказав свою состоятельность и в более крупной форме. Его «Залечь на дно в Брюгге» стала одной из самых обсуждаемых лент 2007 года. В этом фильме британцу удалось соблюсти баланс изящного юмора и европейского колорита с брутальной криминальной основой.
Тем не менее при неплохих сборах «Брюгге» и прекрасной реакции критиков на второй фильм «Семь психопатов» МакДона с трудом смог найти финансирование (да и бюджет режиссерского дебюта его брата Джона «Однажды в Ирландии», который Мартин продюсировал, тоже не был велик), зато актерский состав здесь получился хоть куда (присутствуют снова работающий с постановщиком Колин Фаррелл, Сэм Рокуэлл, Кристофер Уокен).
Изначально к проекту был прикреплен еще и Микки Рурк, чья роль даже иронично обыгрывала его всамделишные симпатии к собакам. В итоге Рурк, известный еще и своим нетерпимым характером (например, все предложения Квентина Тарантино он когда-то отклонял по той причине, что ему просто не понравилось, как тот с ним разговаривал), просто рассорился с МакДоной, что привело к замене звезды «Рестлера», видимо, более склонным к компромиссам Вуди Харрельсоном.
Критики отнеслись к «Семи психопатам» с большим почтением.
«Лучшее кино о сценарном ремесле со времен „Бартона Финка“», — Боб Грим, Tucson Weekly.
«Последний фильм МакДоны — самая сумасшедшая штука, выходившая в Голливуде в этом году. В лучшем из всех смыслов», — Али Семигран, Hollywood.com.
«„Семь психопатов“ — попеременно веселящая и ужасающая комедия, вышедшая из-под ядовитого пера Мартина МакДоны», — Кевин Лэлли, Film Journal International.
«СИНИСТЕР»
Писатель Элиссон Освальт (Итан Хоук), в активе которого криминальные романы, основанные на реальных нераскрытых делах, приезжает с семьей в загородный дом. В этом жилище произошло массовое убийство, чьи подробности Элиссон намерен прояснить для своей книги. Впрочем, очередной роман дастся ему большей кровью, чем он предполагал.
Карьера Скотта Дерриксона продолжается более десяти лет, за которые он при явном тяготении к жанровым мистическим сюжетам сумел поработать на самых разных уровнях американского кинопроизводства. Начинал Дерриксон с одного из бесчисленных сиквелов «Восставшего из ада», предназначавшегося для выхода сразу на видео. Настоящий успех пришел к режиссеру пять лет спустя. Тогда в американском прокате немалый шум произвел хоррор «Шесть демонов Эмили Роуз» — очередная вариация на тему экзорцизма, в меру увлекательная и пугающая. Как всегда бывает на голливудской территории, подобная популярность не смогла ускользнуть от взора студийных боссов, предложивших постановщику снять ремейк канонической фантастики Роберта Уайза «День, когда Земля остановилась». Новая версия, увы, сильно проигрывала оригиналу, превосходя его лишь в техническом отношении, что, конечно, чисто формальное достоинство, учитывая прогресс специальных эффектов за последние пятьдесят лет. В Америке лента вовсе провалилась, но мировые сборы помогли ей принести создателям ощутимую прибыль. В «Синистере» Дерриксон вновь возвращается к малобюджетному формату и пытается осмыслить для себя основные каноны жанра, только эта история связана не с экзорцизмом, а с тематикой проклятых домов. Критики поначалу очень восторженно отнеслись к поставленной Скоттом ленте, называя ее чуть ли не лучшим хоррором года, хотя позднее их запальчивость несколько спала.
«Жуткий фильм, который понимает, что воображение — средоточие всех страхов», — Крис Хьют, St. Paul Pioneer Press.
«Один из самых страшных фильмов, которые я видел за долгое время», — Уильям Биббиани, CraveOnline.
«Эффектный интеллектуальный хоррор, который останется в вашей памяти», — Шон Манро, What Culture.
«Идея картины появилась благодаря ночному кошмару, который приснился моему другу. Как будто он забрался на чердак своего дома и обнаружил там семейную кинохронику. На первой пленке, которую он посмотрел, было запечатлено групповое убийство. С этой сцены, собственно, и начинается „Синистер“», — поведал во время своего московского визита в рамках рекламного тура ленты режиссер Скотт Дериксон.
Также в этот уик-энд в американском прокате стартуют ленты «Толстяк на ринге», «В хлам», «Гейби» и другие картины.