Премьеры США — 19 октября
Среди крупных релизов в США присутствуют жанровые ленты, в том числе очередная часть франшизы «Паранормальное явление», а также новая версия остросюжетной истории про психолога Алекса Кросса, чей образ когда-то воплощал Морган Фриман, а теперь же этим занимается Тайлер Перри. В ограниченном прокате стартует драма «Суррогат». Критики от нее в восторге и вовсю предрекают оскаровские номинации.
«ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 4»
Очередная история о доме, обуреваемом полтергейстом, которого герои фиксируют на цифровые камеры.
Вряд ли кто мог знать, что стартовавшая всего лишь в 2009 году хоррор-франшиза «Паранормальное явление» по объемам производства и доходов затмит, пожалуй, любого из своих жанровых конкурентов, даже приснопамятную «Пилу», фактически изжившую себя. Причем лента бывшего программиста Орена Пели (снятая еще в 2007-м) не намного ушла от любого другого образчика стилистики псевдодокументального кино вроде «Ведьмы из Блэр».
Ведь когда прогресс привел к удешевлению и распространению цифровой техники, «Паранормальное явление» в самый нужный момент показало, что зрителям действительно до сих пор интересны картины, снятые будто бы при помощи современной бытовой видеоаппаратуры. Вдобавок таким образом удешевляется производство, не говоря о дополнительных художественных возможностях, позволяющих режиссерам сильнее воздействовать на зрителя. При прокате «Явления» также использовался и любопытный маркетинговый ход: зрителям сообщалось, сколь страшен этот фильм, но при этом рекомендовалось, если ленты нет в расписании местной кинотеатральной сети, оставлять заявки на сайте, чтобы кино можно было посмотреть на большом экране в своем городе.
Успех проекта был колоссальным, так что даже немалые маркетинговые затраты (при производственном бюджете в семь тысяч долларов) окупились многократно. Сиквел вышел уже в 2010-м. Его коммерческие показатели практически приблизились к предшественнику, однако фильм не смог преодолеть в США стомиллионный порог сборов и в целом продемонстрировал некоторое (хоть и не слишком существенное) падение популярности.
На следующий год стартовал третий сегмент саги, в этот раз представлявший собой приквел основной истории и позиционировавшийся как заключительный. Тем не менее возросший интерес к картине, по сборам обошедшей даже первую часть, явно подхлестнул желание продюсеров сделать очередную ленту (сам Пели за это время еще участвовал в производстве хита «Астрал» и менее популярной «Запретной зоны»). Критики к «Паранормальному явлению 4», ставили которое постановщики предыдущей серии Генри Джуст и Эриель Шульман, отнеслись прохладно.
«Разочаровывающее дополнение к франшизе», — Стив Ньювол, Flicks.co.nz.
«Унылая и дешевая копия оригинального фильма», — Брэд Миска, Bloody Disgusting.
«Быстро забывается, но качественно сделан, дает вам только то, чего вы от него и ожидаете, не больше», — Энтони О’Коннор, FILMINK.
«Очень жуткий и все еще очень эффектный», — Курт Лодер, Reason Online.
«Я, АЛЕКС КРОСС»
Известный и успешный психолог-криминалист Алекс Кросс (Тайлер Перри) втянут в серию расследований преступлений безжалостного киллера по прозвищу Пикассо (Мэттью Фокс).
Писатель Джеймс Паттерсон занимается литературой с середины 1970-х, но первых крупных коммерческих результатов добился лишь в 1990-х, когда взялся за серию приключений чернокожего психолога и детектива Алекса Кросса. В то десятилетие будучи еще популярным детективщиком, в новом веке Паттерсон неожиданно превратился чуть ли не в самого востребованного писателя планеты, сместив в рейтинге самых успешных писателей года Стивена Кинга. Во многом все это благодаря невероятной работоспособности Джеймса, пекущего новые остросюжетные истории по несколько штук в год, не говоря о совместных книгах, коих у него даже за отдельные короткие периоды набирается немалое количество.
Первые экранизации паттерсоновских творений пошли еще в те же 1990-е, когда роль Кросса в двух детективных лентах — «Целуя девушек» и «И пришел паук» — исполнял Морган Фриман, хорошо подошедший на образ умного и вдумчивого психолога-криминалиста. Так как теперь популярность Паттерсона достигла заоблачных высот, то решение перезапустить экранную версию его творений кажется вполне актуальным.
Лента «Я, Алекс Кросс», снятая автором «Форсажа» и третьей «Мумии» Робом Коэном, основана сразу на двух романах писателя, вышедших несколько лет назад, и рассказывает о более молодых годах следока, чем в версиях с Морганом Фриманом. Изначально роль предназначалась Идрису Эльбе, но в итоге ушла к одному из самых популярных чернокожих артистов Америки — Тайлеру Перри, здесь в кои-то веки предстающему в серьезном образе. Критики к новой версии истории Алекса Кросса отнеслись с явным негодованием.
«Детективные истории получше можно увидеть и в ночном телевизионном эфире, но актеры здесь стоят просмотра», — Крис Хьюит, St. Paul Pioneer Press.
«Запросто можно считать его самым смешным фильмом года, он настолько плох, что я всем рекомендую его посмотреть», — Уильям Биббиани, CraveOnline.
«Я читал несколько его книг и отлично знаю, что в этих историях нет героя, которого я играю в фильме. Но тут дело было в том, что Роб, когда позвонил и сказал, что пишет сценарий по мотивам романа Паттерсона, объяснил, что у него есть идея дать Алексу Кроссу друга детства, своего рода конфидента, человека, который знает Алекса очень давно и которому Алекс полностью доверяет. Роб упомянул, что ему хотелось бы знать не только мое профессиональное мнение о сценарии, но и добавить что-то от себя в палитру этого героя, помочь в разработке его характера», — рассказал в интервью КиноПоиску один из центральных актеров фильма — Эдвард Бёрнс.
«СУРРОГАТ»
36-летнего Марка (Джон Хоукс) полиомиелит привел к практически полному параличу, так что он теперь может передвигаться лишь на каталке, да и то при помощи сиделки. Он наконец решает, что пора ему расстаться с невинностью (для чего постоянно советуется с местным священником, которого играет Уильям Мэйси). А вот разобраться в новых переживаниях ему поможет специалист по сексуальным отношениям Шерил (Хелен Хант).
Лента опытного австрало-американского режиссера Бена Луина «Суррогат», похоже, готова принести ее создателю первую большую порцию зрительского внимания. На фестивале Sundance картина произвела очень хорошее впечатление на публику и получила приз зрительских симпатий. За основу фильма взята реальная история. Журналист Марк О’Брайен, находясь в достаточно зрелом возрасте, стал очень страдать от рецидива полиомиелита, который разбил его настолько, что мужчина совсем потерял способность ходьбы и в результате оказался у аппарата искусственного дыхания. Жизнь и страдания этого человека зафиксированы в короткометражном документальном фильме Джессики Ю «Уроки дыхания: Жизнь и работа Марка О’Брайена», получившем премию «Оскар». Сам герой данного фильма скончался еще в 1999 году.
Лента «Суррогат» останавливается на достаточно щекотливом периоде биографии журналиста. Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, всегда мешала отношениям О’Брайена с противоположным полом. Но теперь Марк решил больше не откладывать свое намерение потерять девственность, наняв специального секс-суррогата — человека, помогающего справляться со своими интимными проблемами, в том числе посредством практических упражнений. Полученный опыт Марк осмыслил в статье для издания The Sun. Эта колонка попала на глаза Бену Луину, когда-то тоже переболевшему полиомиелитом, поэтому способному понять изложенные в ней переживания. Кинематографисту подумалось, что такая история — превосходный материал для трагикомедии, из которой при умелой подаче может получиться что-то по-настоящему изумительное.
Владельцем мировых прав на ленту (стоимостью шесть миллионов долларов) стала компания Fox Searchlight Pictures, специализирующаяся на независимых хитах и почти всегда беспроигрышно угадывающая их заранее, как то было, например, с лентами «Парни не плачут», «Джуно» или «Миллионер из трущоб». Американские критики отнеслись к «Суррогату» крайне положительно, отмечая, что очень скользкая для спекулирования зрителем тема здесь подана максимально тактично и с умом.
«Наверное, самый беззаботный фильм о сексе и полиомиелите, который вы увидите в этом году», — Линда Холмс, NPR.
«Очаровательное и трогательное кино», — Эмма Симмондс, The List.
«Основная структура здесь традиционная, даже банальная. Отдельные моменты же беспредельно очаровательны», — Джордан Хофман, ScreenCrush.
Также в прокат выходят «Святые моторы» Леоса Каракса. В следующий уик-энд в США стартуют ленты «Облачный атлас», «Сайлент Хилл 2» и другие.