Премьеры США — 26 октября
В американском прокате стартует масштабная экранизация романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас», созданная силами Энди и Ланы Вачовски, а также Тома Тыквера. Кроме того, выходит сиквел хоррора «Сайлент Хилл», снятый Майклом Дж. Бассеттом. В ограниченном секторе стартует ремейк культовой ленты Николаса Виндинга Рефна «Дилер», выполненный британскими кинематографистами совместно с автором оригинала.
«ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС»
Шесть различных историй, сплетающихся между собой и рассказывающих о разных воплощениях одних и тех же людей.
После удачного дебютного нео-нуара «Связь» и баснословного успеха научно-фантастической трилогии «Матрица» бывшие братья Вачовски (неожиданно для всех переквалифицировавшиеся в брата и сестру — Ларри сменил пол и стал Ланой) оказались на перепутье. Их следующий проект «Спиди Гонщик» был одновременно данью собственному детству и обкаткой новых визионерских приемов, нащупанных режиссерским дуэтом. Но довольно стандартный сюжет и показная инфантильность немного исказили восприятие фильма широкой публикой, так что визуальную изобретательность картины (вылившуюся в невероятные эпизоды с наслоениями изображения и красочные сцены гонок) и ее искреннее ностальгирование многие критики и зрители, похоже, не заметили. В коммерческом отношении лента стала провалом.
Тем не менее такие мощные и технически подкованные режиссеры смогли для следующего и еще более амбициозного проекта «Облачный атлас» найти даже больший бюджет в сто миллионов долларов. Эта цифра делает ленту одним из самых дорогих независимых фильмов в истории. Основой здесь стал постмодернистский бестселлер Дэвида Митчелла, изданный в 2004 году. Мультинарративный и непростой роман британца режиссеры адаптировали с размахом. Так как в книге сразу шесть историй, происходящих в разных эпохах, то за эту затею они взялись с максимумом сил, скооперировавшись с немецким постановщиком Томом Тыквером, который изначально собирался ставить кино в одиночестве. Вместе они работали над сценарием и снимали разные сегменты, в итоге смонтированные в единое целое (что, на самом деле, не такое уж и невиданное дело, ведь на крупных проектах всегда работают режиссеры второй группы, ставящие какие-нибудь массовые эпизоды, но здесь же столкнулись авторы с ярко выраженным индивидуальным художественным видением).
Инициатором проекта стала, как ни странно, немецкая сторона. Треть всех денег продюсерам удалось получить через немецкие фонды. Премьера «Атласа» состоялась на фестивале в Торонто, где по окончании сеанса зрители устроили десятиминутную стоячую овацию. Поначалу критики отнеслись к амбициозному совместному фильму Тыквера и Вачовски с одобрением, но позже хор положительных откликов стал разбавляться смешанными отзывами.
«Ошеломляющая симфоническая печать на кинематографе», — Дастин Путман, DustinPutman.com.
«Результатом тут служит большое количество шума и ярости, выражающих мысль, которую можно сунуть в печенье с предсказанием», — Перри Сейберт, TV Guide"s Movie Guide.
«Часть зрителей будет очарованы невероятным размахом повествования и сложными деталями. Остальные будут отвлекаться на протезирование, парики и грим», — Нелл Майноу, Beliefnet.
«Наша компания очень маленькая. У нас немного сотрудников, мы не выпускаем по 20 фильмов в год, как большие студии. Каждый фильм должен нас действительно привлекать, потому что объем работы очень большой. Если бы мы хотели только деньги зарабатывать, мы бы чем-нибудь другим занимались, это точно. Снимали бы какие-нибудь боевики. А так нам приходится очень четко понимать, что интересует нас и при этом может заинтересовать и аудиторию тоже», — рассказал в интервью КиноПоиску один из продюсеров проекта Штефан Арндт, объяснивший, почему он со своей фирмой решил взяться за этот фильм.
«САЙЛЕНТ ХИЛЛ 2»
Хизер мучается кошмарами, зовущими ее в городок Сайлент Хилл. Уже долгие годы она с отцом бежит от преследования, отчего они постоянно срываются с места и находятся в безденежье. На пороге ее 18-летия возникает очередной город и школа. Здесь она знакомится с другим новичком Винсентом, явно заинтересованным в Хизер. В первый же день спасаясь от погони, девушка обнаруживает, что отца похитили, так что теперь поездка в Сайлент Хилл будет неизбежной.
Первый «Сайлент Хилл» снимал большой поклонник одноименной игровой серии Кристоф Ганс, режиссер-визионер, до того снявший две эффектные полнометражные ленты: экранизацию манги «Плачущий убийца» и крупный французский хит «Братство волка» (также он участвовал в альманахе «Книга мертвых»). Сама же игровая франшиза Silent Hill зародилась в Японии еще в 1990-е годы, вместе с Resident Evil развив жанр survival-хоррора. Многослойная и располагавшая потрясающим игровым дизайном, серия Silent Hill тогда выгодно отличалась от большинства конкурентов своей сюжетной сложностью и стилистической нестандартностью (что с переменным успехом позволяет ей развиваться до сих пор).
Экранизация вышла 2006-м и вызвала неоднозначные отклики, но фактически «Сайлент Хилл» открыто признается многими зрителями и критиками единственным действительно уважительным примером экранизации видеоигры. Потому что опыты других подобных адаптации чаще всего получались неудачными, и даже коммерческий успех, например, той же «Лары Крофт» не помог ей избежать негативной реакции критиков и провального продолжения. Фильм Ганса получился одновременно самодостаточным (различия с сюжетом оригинала были серьезными), но в то же время прекрасно передавал атмосферу и ужас событий первоисточника. Меж тем сборы картины оказались не столь убедительными, но при этом позволили фильму окупиться, поэтому вопрос о сиквеле здесь выглядит достаточно закономерным.
Продолжение могло запуститься гораздо раньше, так как сценарий студия снова заказала проверенному автору Роджеру Эвери (помимо своих любопытных независимых лент еще и одного из центральных создателей «Криминального чтива», за которое он удостоился «Оскара»). Но Эвери, случайно убивший в автоаварии человека, попал в тюрьму на год. Студия Davis Films не стала останавливать разработку, доверив ее автору «Соломона Кейна» Майклу Дж. Бассету. Сам Эвери планировал работать с сюжетом, мало имеющим общего с оригинальной игрой. Бассет же взял за основу третий сегмент саги, где главной героиней выступает девушка Хизер Мэйсон. В итоге получилось, что разрыв между двумя фильмами составляет достаточно солидные шесть лет, так что в сиквеле создателям приходится второпях объяснять многие подробности происходящего (авторы пятой части конкурентной франшизы «Обитель зла» решили эту проблему проще, просто пустив перед основным действием разъясняющий пролог с участием Миллы Йовович).
Бюджет продолжения меньше вдвое, так что с окупаемостью в этот раз, возможно, проблем будет меньше. Впрочем, критики снова высказали очередному «Сайлент Хиллу» свое пренебрежение, отмечая неплохую визуальную сторону, но ставя низкую оценку сценарным качествам картины.
«Здорово стилизованный, местами красивый, но в плане истории никакой. Поклонники игры и предыдущего фильма должны полюбить и продолжение. Харингтон и Клемонс будущие звезды», — Мишель Александрия, Eclipse Magazine.
«Это как будто смотреть запись, как кто-то играет в видеоигру», — Дэниэл М. Киммел, Sci-Fi Movie Page.
«Голливуд, хорошего тут недостаточно. Франшиза заслужила лучшего, зрители заслужили лучшего, видеоигры заслужили лучшего, и, честно, киноиндустрия заслужила лучшего», — Уильям Биббиани, CraveOnline.
«ДИЛЕР»
Наркодилер Франк долгое время удачно приторговывал на улицах, пока не влип в проблему. Большой мафиозный босс требует от него расплатиться с долгами за слитый товар. Для этого Франку придется глубже погрязнуть в криминальных интригах.
В середине 1990-х в датском кино появился подающий надежды режиссер Николас Виндинг Рефн. Его первой работой стала криминальная драма «Пушер» — жесткая, реалистичная и довольно захватывающая история наркодилера Франка, попавшего в переплет и пытающегося изо всех сил выкарабкаться из ситуации, грозящей ему потерей здоровья, а то и смертью. Друга главного героя там играл Мадс Миккельсен. После Рефн с теми же актерами снимет странную и бескомпромиссную драму «Истекающий кровью», во многом наследующую эстетике «Пушера». В 2002-м на экраны выходит фильм «Страх Икс» с Джоном Туртурро, поставленный по сценарию одного из любимых писателей Рефна Хьюберта Селби (его имя поминается и в том же «Истекающем кровью»). Проект постигает сокрушительный провал, практический оставивший своего режиссера по уши в долгах. Чтобы расплатиться с кредиторами датчанину приходится взяться за продолжение старого сюжета о наркодилерах. Второй и третий «Пушеры», вопреки сиквельным традициям, получаются не хуже своего предшественника и восстанавливают репутацию режиссера.
В дальнейшем Рефн переезжает в Британию, где ставит телевизионный фильм про мисс Марпл, а также тюремную драму «Бронсон» с Томом Харди и исторический триллер «Вальгалла», где вновь сотрудничает со своим старым приятелем Мадсом Миккельсеном, превратившимся в звезду немалого масштаба благодаря участию в очередной серии бондианы. Слава самого режиссера потихоньку возрастает. В 2011-м, спустя 15 лет от дебютной картины, к датскому кинематографисту приходит международный успех. Его «Драйв» становится хитом проката, получает приз Каннского фестиваля и мгновенно дает Николасу великолепные перспективы дальнейшего развития карьеры. В 2012-м году в Британии выходит англоязычный ремейк «Пушера» — «Дилер» (за режиссуру здесь отвечал автор хита «Я тебя хочу» Луис Прието), спродюсированный самим Рефном. Помимо сюжета в новую версию перекочевал и актер Златко Бурич, игравший во всей трилогии. Критики к английскому варианту датской истории отнеслись равнодушно, зато без откровенного презрения.
«Сделан в целом неплохо, однако сюжет уж очень банальный», — Филип Френч, Observer.
«Смотрибельный, но лишний ремейк (где действие происходит в Лондоне) культового криминального триллера, снятого датчанином Николасом Виндингом Рефном в 1996 году», — Генри Фицгерберт, Daily Express.
«Очередной низкопробный и отталкивающий лондонский гангстерский фильм», — Кэт Кларк, Time Out.
На следующей неделе в США стартуют ленты «Ральф», «Экипаж», «Человек с железными кулаками» и другие картины.