Премьеры США — 9 ноября
В разных секторах проката США стартуют два мастодонта: франшизный и индивидуальный. Речь об очередном сегменте бондианы «007: Координаты „Скайфолл“», поставленном Сэмом Мендесом (и уже признанном новой страницей в истории этой серии), а также о свежем проекте Стивена Спилберга «Линкольн». Оба фильма привели в восторге американских критиков. Вдобавок выходит тоже полюбившаяся обозревателям независимая лента «Комедия».
«007: КООРДИНАТЫ „СКАЙФОЛЛ“»
Украден список реальных имен агентов МИ-6. Бонд пытается остановить неприятеля, но терпит неудачу, упав с моста из-за выстрела своей напарницы (Наоми Харрис). Пока знаменитого шпиона считают погибшим, в самой британской разведке грядут неприятности. Премьер-министр страшно недоволен работой руководителя разведслужбы — М (Джуди Денч). Ситуация усугубляется тем, что в здании МИ-6 происходит взрыв, уносящий жизнь нескольких человек. За этим стоит некий могущественный хакер, имя которого остается неизвестным. Скоро начальнице Бонда грозит трибунал, но сам агент, узнавший о диверсии, возвращается на службу, правда, не столь лощеный как раньше. Лицо Бонда покрыто щетиной, руки с трудом держат пистолет, но теперь он — единственная надежда британской разведки на спасение от таинственного злодея.
Самая известная и популярная киносерия в мире в 2012 году отпраздновала 50-летний юбилей. Дата знатная, ни одна франшиза еще столько не выдерживала, причем, хоть бондиана переживала разные этапы популярности, все же осталась на плаву и до сих пор привлекает толпы зрителей. Секрет во многом в эластичности внутреннего мира самой истории. Суперагент Джеймс Бонд регулярно меняет личины, сражается с мегаломаньяками, пользуется суперсовременными гаджетами и всегда находится в окружении красоток, однако при том все его приключения подаются с неприкрытой долей иронии. Бондиана — это чисто жанровая история, одновременно красивая, жесткая, смешная и всегда увлекательная сказка. Такой вот внешне простой рецепт позволяет саге столько десятилетий держаться на переднем плане индустрии.
Правда, пара периодов заставила публику всерьез поволноваться за известную серию. Каждое десятилетие Бонду приходится полностью перестраивать себя под новую эпоху и публику. Если первые 20 лет эта проблема обходила создателей стороной, то уже в 1980-е стагнация обозначилась очень отчетливо. Постаревшего Роджера Мура сменили на Тимоти Далтона, тем не менее данный актер пробыл в роли агента 007 всего две картины, а после наступило длительное шестилетнее затишье. Перезапускать франшизу для новых зрителей, чтобы она не ассоциировалась у них исключительно с ретро и представляла собой актуальное зрелище, взялся Мартин Кэмпбелл, до того второразрядный жанровый постановщик, вместе с бондовским «Золотым глазом» ворвавшийся в высшую лигу. Звездой стал и очередной исполнитель образа британского шпиона Пирс Броснан, пробовавшийся на роль у продюсера Альберта Брокколи еще в начале 1980-х.
Впрочем, еще через десять лет грянула очередная встряска бренда, выполненная все тем же Кэмпбеллом и с не меньшим успехом. Первая полноценная каноническая версия дебютного романа Яна Флеминга «Казино Рояль» (до того был лишь телевизионный эпизод из сериала «Кульминация», а также пародийная версия 1967 года) представила миру нового Бонда — актера Дэниэла Крэйга. Причем сам персонаж не только в очередной раз поменял внешность, но и характер. Теперь Бонд мог допускать совсем уж досадные ошибки, открыто не слушался руководства и вообще вел себя довольно жестко. Лента стала хитом, покорила критиков и дала новый приток сил увядавшей саге. Последовавший через два года «Квант милосердия» Марка Форстера был короче, местами тяготел к гротеску и хоть был довольно зрелищным, все же не смог произвести столь мощное впечатление на публику, зато сборы оказались не менее значительными, чем у «Казино».
К 23-й официальной картине о Джеймсе Бонде продюсеры Барбара Брокколи и Майкл Дж. Уилсон подошли с особым тщанием. Впервые был нанят не просто титулованный режиссер, а очень серьезный и уважаемый постановщик — Сэм Мендес, человек, отлично знакомый с британской театральной средой, чей каждый проект становится большим событием. Сложная финансовая ситуация студии MGM, владеющей правами, помогла киношникам лучше выверить сценарий, за операторскую работу здесь отвечал большой мастер Роджер Дикинс, да и способности Мендеса вряд ли у кого-то вызовут сомнения — так что еще до старта ленты в мировом прокате (а в США он проходит несколько позднее международного рынка) создатели серьезно заявляли о столь высоком качестве своего проекта, что, по их мнению, фильм наверняка войдет в число лучших образцов бондианы.
Критики, как ни странно, с такими громкими заявлениями согласны. По их мнению, кино получилось красивое, лихое, в меру наивное и самоироничное, а Хавьер Бардем легко влился в ряды самых запоминающихся злодеев бондианы.
«Бонд вернулся, и это приключение по высшему разряду», — Рекс Рид, New York Observer.
«Ясное и недвусмысленное улучшение по сравнению с достойным осуждения „Квантом милосердия“», — Дэвид Ньюсэйр, Reel Film Reviews.
«Это, возможно, визуально самый изощренный „Бонд“ во всей серии», — Ричард Рупер, Richard Roeper.com.
«Захватывающий и в то же время меланхоличный боевик, который не боится углубиться в человека, окруженного мифом», — Джефф Мейерс, Orlando Weekly.
«Настолько хорош, что почти забываешь, что это фильм бондианы», — Джордан Хофман, Film.com.
«Самый клевый фильм франшизы с 1977 года», — Мэтт Глэсби, Flicks.co.nz.
«За все эти годы в фильмах про Бонда сформировался особенный архетип злодея. А ответственность, конечно, чувствуется. Так много хороших актеров и так много великих злодеев было в бондиане, что остается только восхищаться и не паниковать. Реакция у меня была к игре такая: не надо думать об этом. Очень важно было не возвращаться к некоторым фильмам, где я был более осведомлен о том, какого персонажа играть. Насчет „Скайфолла“ у меня были свои идеи, которые мы потом развивали вместе. На самом деле мы создаем оригинал, что в современном мире очень сложно. Все уже все видели и слышали, так что быть оригинальным практически невозможно. В лучшем случае вы можете более или менее заново сделать то, что кто-то уже сделал», — поведал в интервью КиноПоиску исполнитель главной злодейской роли в картине Хавьер Бардем.
«Сэм — великий актерский режиссер, вне сомнений. Но еще важна и та энергия, которую он излучает на площадке. Мы, актеры, все жутко ленивые. Извините, конечно, но это так. Здорово просто вот так прийти и поговорить с вами утром, но так-то мы здесь уже восемь месяцев. А энергия Сэма двигает нас вперед. Для нас в фильме важна история, но Сэм сделал героев настолько реальными и масштабными, насколько только возможно», — рассказал в беседе актер Дэниэл Крейг.
«ЛИНКОЛЬН»
Рассказ о последних месяцах жизни Авраама Линкольна.
Притчей во языцех стало частое совпадение проектов на голливудских студиях. Самым комичным примером стало противостояние Disney и DreamWorks в конце 1990-х, когда вышли тематически схожие фильмы-катастрофы «Армагеддон» и «Столкновение с бездной», а также мультфильмы «Приключения Флика» и «Муравей Анц». Вот и в начале очередного десятилетия на кинематографическом горизонте возникли сразу три картины об Аврааме Линкольне. Одну собирался поставить Роберт Редфорд, другую — Стивен Спилберг, третью — Тимур Бекмамбетов. Все три ленты вышли разными, хотя у первых двух режиссеров, конечно, стилистически схожими. Но Редфорд свою «Заговорщицу» косвенно снимал о Линкольне, рассказывая про тех, на чьих руках его смерть. Бекмамбетов же сделал несерьезную экранизацию романа Сета Грэм-Смита, динамичную и насыщенную действием. Причем у него речь шла о молодых годах выдающегося политика.
Спилберг же взял за основу документальную книгу писательницы Дорис Кернс Гудвин, вышедшую в 2005-м и повествующую о последних месяцах жизни американского президента. Изначально его роль должен был исполнить Лиам Нисон, слишком долго ждавший запуска проекта, так что летом 2010 года он просто заявил, что не может больше ждать, так как время идет, он не молодеет и упускает другие не менее любопытные роли (да и у Спилберга ирландец появлялся в «Списке Шиндлера»). Вместо Нисона в проекте появился, кажется, даже более оптимальный кандидат — Дэниэл Дэй-Льюис. В «Линкольне» великий голливудский мастер Спилберг вновь демонстрирует свои возможности владения «большим стилем», как и совсем недавно он делал то же самое в экранизации «Боевого коня». Критики от ленты в восторге, а еще до выхода в прокат фильму Спилберга предсказывали оскаровские амбиции.
«Этот Линкольн, потрясающе показанный Спилбергом и Дэй-Льюисом, объемен, правдоподобен и очень, очень крут», — Крис Пэкэм, Village Voice.
«Один из лучших американских фильмов года», — Алонсо Дюралд, The Wrap.
«Фильм, которым легче восхищаться, чем любить, он впечатляет, но точно не вдохновляет», — Кристи Лемир, Associated Press.
«КОМЕДИЯ»
Свонсон вместо того, чтобы строить жизнь, проводит время с компанией немолодых бруклинских хипстеров и вовсю предается деструкции и апатии, отчего даже серьезные вопросы интересуют героя в наименьшей степени.
Независимая лента с говорящим названием «Комедия» на самом деле скорее черноюморное произведение. Среди авторов проекта два культовых американских комика, не столь известных международной публике, как, допустим, Уилл Феррелл или Адам Сэндлер, но все же узнаваемых в США. Это Тим Хайдекер и Эрик Верхейм. Оба они работали со многими звездами американской юмористики вроде Джона Си Райли, Зака Галифианакиса или Сары Силверман. Два главных творения дуэта — это шоу «Не телевидение, а просто кошмар!» и знакомый российским зрителям мультсериал «Том идет к мэру». Теперь Хайдекер и Верхейм принялись за полный метр. Их «Комедия» была представлена в январе 2012-го на главном оплоте американской независимой кинематографии — фестивале Sundance, где получила одобрительные отклики зрителей. Критики тоже отнеслись к этой скромной и малозатратной ленте с большой симпатией.
«По сути, это как фильм „Артур“ встречает „Чудаков“», — Ричард Броди, New Yorker.
«Причудливо великолепный», — Аарон Хиллис, Village Voice.
«Непростой фильм, способный реально покоробить, но вызывающий уважение хотя бы чистотой своего видения», — Джордан Хофман, IFC.com.
На следующей неделе в прокате стартует заключительная часть «Сумерек», а также ленты «Мой парень — псих», «Анна Каренина» и другие картины.