Премьеры США — 16 ноября
В США стартуют заключительные «Сумерки». На фоне этого молодежного феномена остальные зрители могут посмотреть потенциального оскаровского номинанта «Мой парень — псих» Дэвида О. Расселла, «Анну Каренину» Джо Райта и «Бэрримора» с Кристофером Пламмером в главной роли.
«СУМЕРКИ. САГА. РАССВЕТ: ЧАСТЬ 2»
Белла обращена в вампира и вместе с Эдвардом воспитывает дочь Ренесми. Именно ребенок станет камнем преткновения между главными героями и вампирским кланом Вольтури. Противостояние грозит обернуться решающей битвой.
Свою киношную одиссею «Гарри Поттер» (в последнем сегменте тоже разделенный на две части) завершил не так давно, а теперь пришла очередь основного его конкурента с американской стороны — франшизы «Сумерки». Одноименная книжная серия Стефани Майер, ставшая основой для фильмов, стартовала в середине 2000-х. Большая поклонница викторианских романов, Шекспира и научной фантастики, Майер сумела органично объединить в своем достаточно прямолинейном жанровом творчестве то, что обычно любит молодежная аудитория, — любовь и фантазию.
Ведь «Сумерки» — это, в сущности, привычная романтическая история, положенная на вампирскую тему. Однако именно Майер повезло настолько, что она стала в первый ряд мировой беллетристики, а ее книги за семь лет продались тиражом свыше ста миллионов копий (для сравнения: самые известные жанровые авторы продают две-три сотни миллионов своих творений за несколько десятилетий).
В кино «Сумерки» заявили о себе в 2008-м, с тех пор раз в год выходит новая часть. Критики обычно от данного сюжета воротят нос, зато поклонники голосуют деньгами столь рьяно, что каждый фильм франшизы собирает очень крупные деньги, сопоставимые с самыми передовыми голливудскими хитами. Примечательно, что и затраты на ленты серии куда ниже, чем на того же «Гарри Поттера», да и имена актерского состава на момент старта первой ленты мало что говорили широкому зрителю. Роберт Паттинсон был известен по четвертому «Поттеру», Кристен Стюарт в основном мелькала на вторых ролях, Тэйлор Лотнер из крупных проектов засветился лишь в уже почти забытом фиаско Роберта Родригеса «Приключения Шаркбоя и Лавы».
За прошедшие четыре года «Сумерки» окончательно стали коммерческим феноменом планетарного масштаба с многомиллионной армией поклонников. Количество романов Майер ограничивается четырьмя, так что конец саги был намечен на довольно скорое время. Последнюю серию, снятую Биллом Кондоном, разделили на две части, тем самым позволив вместить в экранное время большее количество событий первоисточника и, конечно, повысить коммерческий потенциал проекта. Удивительно, но всегда относившихся с презрением критиков гранд-финал известной саги сначала приятно поразил, настолько, что первые журналисты ставили ленте довольно высокие баллы. Тем не менее впоследствии пыл многих обозревателей угас, и общие рейтинги картины снизились до стандартных для серии средних отметок.
«Первый фильм серии, который заставит сердца фанатов биться, словно это в последний раз», — Рэфер Гузман, Newsday.
«Последняя лента восстанавливает порядок и равновесие, в то же время она прекрасно справляется с теми основными элементами, которые сделали серию такой исключительной», — Пол Бёрнс, Sydney Morning Herald.
«Лучший среди пяти эпизодов франшизы, но все еще недостаточно хороший фильм», — Фрэнк Свитек, One Guy’s Opinion.
«Поклонники серии, собравшей более двух миллиардов долларов по всему миру, несомненно, найдут все это ужасно романтичным и глубоко осмысленным. Остальное человечество останется равнодушным», — Клаудия Пьюг, USA Today.
«МОЙ ПАРЕНЬ — ПСИХ»
Пат (Брэдли Купер) практически разрушил собственную жизнь, оставшись без работы и разойдясь с женой. Итогом падения стало длительное лечение в клинике. Теперь психически нестабильный герой вынужден вернуться в дом к родителям (Роберт Де Ниро и Джеки Уивер). Попытки встроиться в обычную жизнь проходят с трудом, пока Пат не встречает Тиффани (Дженнифер Лоуренс) — не менее нестабильную, чем он сам, и тем вызывающую его симпатии.
Темная лошадка американского кинематографа 1990-х, Дэвид О. Расселл еще в то десятилетие демонстрировал наличие удивительного кинематографического таланта. После «Трех королей» о нем говорили вовсю, а знатные журналы ставили режиссера в списки лучших постановщиков современности. К сожалению, счастье не продлилось долго. Его следующий проект «Взломщики сердец» вышел только в 2004-м и не испытал особого всплеска интереса со стороны аудитории, тем более сам Расселл сильно испортил свою репутацию истериками на съемочной площадке, в основном направлявшимися в сторону актрисы Лили Томлин.
Последовали шесть лет забвения и поиска себя, за которые была сделана лишь документальная короткометражка «Солдатская награда», заимствовавшая название у дебютного романа Уильяма Фолкнера. Удивительно, но, кажется, пресловутая награда как раз героя все же настигла. В 2010-м выходит крепкая боксерская драма «Боец», ничего нового спортивному жанру не преподнесшая, зато представлявшая собой крепко сделанную и увлекательную историю. Коммерческий результат фильма оказался оглушительным, не говоря о двух актерских «Оскарах», один из которых достался Кристиану Бэйлу.
Вслед за таким успехом, конечно, репутация Расселла, до того долго перебиравшего для себя проекты, восстановилась. Еще более интересно, что, похоже, он опять способен повторить свой успех. Теперь с картиной «Мой парень — псих». Его новый фильм покорил американских критиков и выиграл приз зрительских симпатий в Торонто. Между прочим, недавним призером того же смотра был «Король говорит!», после этого быстро вклинившийся в оскаровскую гонку и ставший победителем. Продвигали его, само собой, те же братья Вайнштейн, стоящие и за новым проектом Расселла.
«Умный, милый, никогда не пропадет из вашей памяти», — Сэм Адамс, Los Angeles Times.
«Восхитительная романтическая комедия с непривычно мрачной фабулой», — Кевин Лэлли, Film Journal International.
«Игра этих актеров является достаточной причиной для просмотра», — Ричард Корлисс, TIME Magazine.
«АННА КАРЕНИНА»
Одна из главных романтико-трагических историй мировой культуры. Молодой офицер Вронский (Аарон Джонсон) влюбляется в Анну (Кира Найтли), жену высокопоставленного чиновника Каренина.
Роман Льва Толстого «Анна Каренина», часто называемый вершиной реалистической прозы, экранизировался бесчисленное количество раз. Ясная и четкая сюжетная коллизия здесь удобно кладется на разные эпохи и режиссерские манеры, позволяя кинематографистам постоянно трактовать старую историю в новой стилистике. Самые значительные версии книги — это, конечно, адаптации с участием Греты Гарбо («Любовь» 1927 года и «Анна Каренина» 1935-го, причем первая известна еще и своей альтернативной концовкой, где героиня выживает), французская постановка Жюльена Дювивье с Вивьен Ли, советская лента с Татьяной Самойловой (отобранная в конкурс Канн, но в тот год смотр не состоялся из-за студенческих волнений), а также одна из самых последних на данный момент интерпретаций, сделанная британцем Бернардом Роузом с Софи Марсо (этот постановщик вообще в последнее время занят осмыслением творчества упомянутого великого русского классика в современном ключе).
За новую «Анну Каренину», где главную роль играет Кира Найтли, тоже взялся британец — Джо Райт. Набивший руку на телевизионной поденщине, Райт выработал собственный выспренний визуальный стиль, кроме того, он один из немногих нынешних режиссеров, отдающих предпочтение длинным планам. Дебютной его киноработой стала экранизация другого значительного романа — книги «Гордость и предубеждение». После была адаптация бестселлера Иэна МакЮэна «Искупление», провальная драма «Солист» и нетривиальный боевик «Ханна». Американских критиков новая лощеная экранизация романа Толстого как-то не поразила, хотя за драматургическую часть здесь отвечал такой крупный литератор и кинематографист, как Том Стоппард.
«Режиссер Джо Райт и его любимая звезда Кира Найтли сделали восхитительную и очень театральную версию классики Льва Толстого», — Нелл Майноу, Beliefnet.
«Поклонники пышных исторических драм влюбятся в это кино», — Алекс Зэйн, Sun Online.
«Это полностью провальный эксперимент, Толстой в кукольном театре», — Дэвид Секстон, This is London.
«БЭРРИМОР»
Опустившийся, но все еще грандиозный актер Джон Бэрримор приходит в театр, чтобы подготовиться к воспроизведению в новой постановке когда-то сыгранной им роли Ричарда III.
Признанный одним из величайших актеров своего поколения, Джон Сидни Блайт, более известный как Джон Бэрримор (кстати, дед Дрю Бэрримор), при своей славе прожил довольно непростую судьбу, окончившуюся трагично (неумеренное пьянство исказило внешность звезды и серьезно влияло на его память и координацию). О последних месяцах существования артиста драматург Уильям Люче 16 лет назад написал монодраму. Именно адаптацией этого текста является лента Эрика Кануэля, снятая для канадского телевидения и пробившаяся в американский ограниченный прокат. Основная сложность здесь заключалась в подборе главной звезды, способной убедительно изобразить наиболее талантливого драматического актера того времени. Кануэль нашел, безусловно, самого достойного кандидата — Кристофера Пламмера, голливудского ветерана и самого старого победителя «Оскара» в истории (за роль в ленте «Начинающие»). Именно Пламмер играл роль Бэрримора в спектакле Джина Сакса в конце 1990-х, за что получил премию «Тони».
Сам Кануэль — известный телевизионный ремесленник, чьи работы популярны и в России. Например, благодаря сериалу «Мертвая зона» (по одноименному роману Стивена Кинга) или канадской версии «Быть человеком» (Эрик собирался взяться еще и за адаптацию рассказа Кинга «Кадиллак Долана», но в итоге ушел с того проекта). Наиболее важной работой режиссера можно назвать картину «Плохой хороший полицейский», являющуюся самой кассовой канадской лентой в национальном прокате.
Критики отнеслись к «Бэрримору» сдержанно, так как, по сути, это в большей степени действительно моноспектакль, чем полноценное традиционное кино.
«Как актерский мастер-класс кино получилось познавательное и захватывающее», — Джеймс Крут, Flicks.co.nz.
«При некоторых стилистических огрехах этот показательный образец триумфальной игры Пламмера поразит поклонников театра», — Джон ДиФор, The Hollywood Reporter.
На следующей неделе в американском прокате стартуют ленты «Хранители снов», «Жизнь Пи», «Хичкок», «Ржавчина и кость» и другие.