Премьеры США — 30 ноября
Среди релизов широкого проката в США стартуют прекрасно принятый критиками участник Каннского фестиваля «Ограбление казино» с Брэдом Питтом (снимал ленту небезынтересный новозеландский режиссер Эндрю Доминик), а также сиквел хоррора «Коллекционер» Маркуса Данстэна. До ограниченного сектора добралась очередная часть франшизы «Универсальный солдат», как ни странно, произведшая благоприятное впечатление на американскую прессу.
«ОГРАБЛЕНИЕ КАЗИНО»
Владелец химчистки Джонни Амато (Винсент Куратола) решает нанять двух бывших зэков, чтобы те провернули для него одно прибыльное дельце. Ребятам нужно обчистить подпольное казино, управляемое Марки Траттманом (Рэй Лиотта). Когда-то Марки проделал схожую операцию, ограбив собственный притон, и несколько не по-умному рассказал о произошедшем за игорным столом. Тогда аферу замяли, но другой подобной выходки подпольному управленцу не простили бы. Именно на этом решил сыграть Джонни, поручив ограбление двум отсидевшим раздолбаям. Все проходит как по плану, но в маленький городок прибывает киллер Джеки (Брэд Питт), догадывающийся, что кто-то обвел криминальных авторитетов вокруг пальца.
Основой для картины «Ограбление казино» стал знаковый роман Джорджа Хиггинса, написанный в середине 1970-х. Стезя данного писателя — предельно жесткие, неспешные, психологически правдоподобные криминальные истории. Например, таковой была книга «Друзья Эдди Койла», изумительно экранизированная Питером Йетсом. За «Ограбление» же взялся новозеландец Эндрю Доминик, заявивший о себе около десяти лет назад, когда вышла лента «Взгляд изнутри», отлично принятая критиками. Куда большим художественным успехом признана картина «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», увы, не ставшая кассовым хитом и принесшая создателям (среди них Ридли Скотт и сыгравший главную роль Брэд Питт) убытки.
При поддержке компании Питта Plan B Доминик поставил и свою последнюю ленту. В стилистическом плане экранизирован роман Хиггинса обстоятельно, что даже осовремененные антуражи выглядят как нечто ностальгическое. Кроме того, криминальный сюжет здесь умащен социальными подколками: действие перенесено в момент предвыборной гонки за американское президентское кресло 2008 года, за кадром (при помощи СМИ) иногда комментируется текущее финансовое состояние страны, а по сюжету никчемные преступники берутся за грабеж в силу невыносимых для них экономических условий, когда предлагаемая им работа отбирает больше, чем дает. Критики отнеслись к фильму с исключительной симпатией. Из формальных достижений у картины имеется участие в основном конкурсе Каннского фестиваля, правда, успехом не увенчавшееся.
«Жесткий, напряженный, забавный, динамичный, один из лучших и печальных фильмов года», — Мэтт Глэсби, Flicks.co.nz.
«Поклонники старых лент Скорсезе, Тарантино и Гая Ричи должны оценить этот стильный и колоритный гангстерский триллер», — Эдвард Дуглас, ComingSoon.net.
«Один из десяти лучших фильмов 2012 года, хладнокровная сатира Эндрю Доминика, направленная на американскую корпоративную систему/политику/капитализм, рассекает свой предмет, как только что заостренное лезвие гильотины», — Коул Смайти, ColeSmithey.com.
«КОЛЛЕКЦИОНЕР 2»
Елена воспитывается богатым отцом, но из-за старой аварии стала хуже слышать. Вместе с друзьями она отправляется на вечеринку, где находит огромный красный сундук с заточенным в нем героем первого фильма, Аркином. Освободив мужчину, она запускает огромный режущий аппарат, постепенно выкашивающий всю публику, находившуюся в зале. Остальные тусовщики тоже гибнут, а саму Елену похищает маньяк по прозвищу Коллекционер. Аркину же удается сбежать. В больнице ему предлагают сделку, чтобы он помог найти девушку, так как этот покалеченный взломщик-профессионал был единственным, кто смог избежать гибели от рук Коллекционера. По шрамам на руке он помогает боевому отряду найти убежище маньяка, только у изобретательного убийцы в рукаве припрятано еще немало козырей.
Сценарист поздних лент франшизы «Пила» Маркус Данстэн задумывал первого «Коллекционера» как приквел своего центрального проекта, но впоследствии идея отпочковалась в отдельное кино, чисто сюжетное и не имеющее ничего общего с историей Конструктора. Правда, в плане эстетики картина во многом ей наследует. В «Коллекционере» Данстэн рассказывал о воре Аркине, планировавшем ограбить богача, которому он незадолго до этого установил охранную сигнализацию. Однако до него в здании уже обосновался маньяк, развлекающийся пытками и любящий повсюду устанавливать ловушки. Юркий и внимательный Аркин смог избежать большинства козней убийцы и даже спасти ребенка, тем не менее Коллекционер все равно его настигал по пути в больницу. События сиквела разворачиваются немного после, и, само собой, многие элементы здесь перетекли из предшественника. Впрочем, в отличие от первой картины, тут обходятся без длительных прелюдий: через 10 минут после начала кровь льется рекой, причем в куда больших масштабах, чем ранее. Впоследствии герои попадают в логово злодея, где, не считая неубиваемого маньяка, их поджидают прирученные им психопаты — полностью безмозглые, зато настроенные на уничтожение любого, кто попадется под руку.
Критики отнеслись к продолжению хоррора трехлетней давности положительно.
«Изобретательный, саркастичный и беззастенчиво избыточный», — Брайан Салисбери, Film School Rejects.
«Данстэн и продюсер Патрик Мелтон сделали сиквел, расширяющий их темный и изощренный мир восхитительно жестоким образом», — Джимми О, JoBlo’s Movie Emporium.
«УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ 4»
Джона (Скотт Эдкинс) ночью будит дочь, сообщающая, что в дом проникли чудовища. Последовательно проверяя комнаты, мужчина натыкается на неизвестных людей в масках. На глазах Джона лысый мужчина (Жан-Клод Ван Дамм) убивает его родных. Очнуться от комы пострадавшему предстоит много месяцев спустя. Напавшие на него люди — участники секретной военной программы. Их предводитель Люк Деверо, ответственный за смерть семьи Джона, планирует собрать вокруг себя небольшую, зато крайне мощную сепаратистскую армию. Если, конечно, ему не помешают.
Лента Роланда Эммериха «Универсальный солдат», вышедшая в 1992 году, может, и не стала самым главным коммерческим успехом своих создателей, но окупилась благодаря международным сборам и задала тон полноценной франшизе. Первый фильм серии был одним из самых цельных и увлекательных творений с участием бельгийского кикбоксера Жан-Клода Ван Дамма. Довольно успешная карьера артиста к концу десятилетия начала постепенно стопориться, когда стали один за другим проваливаться его проекты, сделанные при участии способных гонконгских режиссеров («Максимальный риск», «Колония», «Взрыватель»). Последней попыткой спасти реноме экшн-звезды должен был стать сиквел «Универсального солдата», стоивший 45 миллионов долларов и в итоге обернувшийся завершающим гвоздем в крышку гроба. В дальнейшем Ван Дамму предстояло окучивать нишу второсортных фильмов, предназначенных для выхода сразу на видеоносителях. Некоторые его ленты все равно выходили в международный прокат, однако в США о герое боевиков стали забывать все, кроме любителей жанра и самых преданных поклонников.
Неожиданное возвращение состоялось в 2008-м с картиной «Ж. К. В. Д.». Этот убедительный, сложносочиненный (действие в ленте развивалось нелинейно), ироничный и в то же время драматичный постмодернистский фильм напомнил широкой аудитории о Ван Дамме, открыв в нем некоторые драматические способности. Его игра в ленте была крайне высоко оценена критиками. Например, журнал Empire назвал киноперформанс Жан-Клода одним из самых выдающихся в том году. Небывалое признание для человека, ругать актерские способности которого когда-то считалось хорошим тоном.
С этого момента карьера бывшей экшн-иконы пошла на поправку. Пусть он и отказался от участия в «Неудержимых» Сталлоне, зато вместе с режиссером Джоном Хайансом возродил «Универсального солдата» и озвучил мастера Крока в сиквеле «Кунг-фу Панды» (самый популярный фильм, в котором когда-либо бельгиец принимал участие). С отказом Сильвестру Сталлоне Ван Дамм, как позже выяснилось, не прогадал. Роль ему предлагалась несущественная (этот образ, судя по всему, достался Гэри Дэниелсу), а звезда «Патруля времени», несмотря на карьерные сложности, все же является фигурой в жанре значительной, так что и участие его должно было быть соразмерным статусу. В сиквеле этого хита 2010 года ему как раз достался центральный антагонист. С ролью Ван Дамм опять справился блестяще, он, по крайней мере, смотрелся не менее выгодно, чем другие важные участники картины. При американских сборах, оказавшихся ниже ожидаемых, вторым «Неудержимым» все равно сопутствовал успех, и фактически данная независимая продукция оказалась в числе крупнейших экшн-хитов года. Жан-Клод вполне настроен поучаствовать и в триквеле — в одном из интервью он обмолвился о роли брата погибшего злодея. Кроме того, впервые за много лет недюжинный интерес к актеру проявили крупные медийные издания. Артист даже появился на вечернем шоу Джея Лено, где компанию кумиру 1990-х составил Шайа ЛаБаф.
При таких очевидных успехах Ван Дамм продолжает заниматься нишевыми лентами. Впрочем, и тут кое-какие подвижки. Как и «Ж. К. В. Д.», боевик «Глаза дракона» вышел в ограниченный американский прокат (чего с картинами легенды экшн-жанра не случалось долгое время). Теперь в том же секторе стартует и четвертый «Универсальный солдат» — продолжение истории Люка Деверо, но в этот раз вступившего на отрицательную сторону. Лента Джона Хайамса неожиданно понравилась американским критикам, усмотревшим в структуре фильма явную параллель с «Сердцем тьмы» Джозефа Конрада. Также очевидно, что создатели вдохновлялись южнокорейскими боевиками и лентами вроде «Рейда» (кроме того, похоже, и компьютерными играми), поэтому зрелище получилось смурное, жестокое и местами изобретательное, хотя и не скрывающее свою «бэшную» сущность.
«Мускулистый, атмосферный и на удивление пугающий», — Мэтт Сингер, ScreenCrush.
«Фильм категории Б — часто кровавый, временами странный, но редко когда скучный», — Уильям Госс, Film.com.
«Невразумительный», — Коул Смайти, ColeSmithey.com.
«Кровавый беспредел, столь жестокий, что заставляет Сэма Пекинпу выглядеть Винни-Пухом», — Кэм Уильямс, AALBC.com.
«Соавтор сценария и режиссер Джон Хайамс бесстрашно направил франшизу в совершенно новом направлении и продолжает вести ее изумительно», — Чейз Уэйл, Film Threat.
«Один из лучших экшн-фильмов года. По той причине, что бьет по нужным точкам», — Эрик Кон, indieWIRE.
На следующей неделе в США стартуют ленты «Мужчина нарасхват», «Черный дрозд» и другие фильмы.