Премьеры США — 28 декабря

В канун новогодних праздников в США состязаются друг с другом новая работа Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» и мюзикл Тома Хупера «Отверженные», в котором заняты Хью Джекман, Рассел Кроу, Аманда Сайфред и Энн Хэтэуэй. В ограниченном прокате стартует одна из самых нетривиальных фестивальных лент года — «Табу» португальца Мигеля Гомеша.

«ДЖАНГО ОСВОБОЖДЕННЫЙ»

Доктор Кинг Шульц (Кристоф Вальц) занимается по найму убийством преступников. В помощники он берет раба Джанго (Джейми Фокс), предварительно застрелив его владельцев. Вместе они планируют найти и уничтожить братьев Бриттл, а также жестокого плантатора Кэлвина Кэнди (Леонардо ДиКаприо), у которого в подчинении находится жена Джанго.

Спагетти-вестерны всегда были одним из главных источников вдохновения Квентина Тарантино. Помимо обязательного в таких случаях Серджио Леоне, автор «Криминального чтива» еще уважает и другого важного мастера данного поджанра — постановщика Серджио Корбуччи. Его фильм 1966 года «Джанго» регулярно входит в постоянно мутирующие списки любимых картин Квентина (не говоря о том, что сцена с отрезанием уха в «Бешеных псах» явно вдохновлена эпизодом из этого канонического вестерна).

С самого начала свой карьеры Тарантино последовательно реконструирует любимые им направления. Сначала это было криминальное кино, после интересы режиссера сузились до обожаемых им блэксплотейшнов («Джеки Браун»), картин о боевых искусствах («Убить Билла»), военных экшнов («Бесславные ублюдки»). Причем непременна страсть Тарантино к кинематографу 1960-1970-х — времени становления звезды.

К любимым спагетти-вестернам же постановщик пытался подойти еще в своем продюсерском проекте «Сукияки-вестерн Джанго», снятом плодовитым японцем Такаси Миике, преданным поклонником чьего творчества является Квентин. Но все же фильм Миике — это не кино Тарантино (хоть и осуществленное при его участии), от которого обычно ждут остроумных диалогов, изящной операторской работы и мощных актерских перформансов, поэтому сам Квентин решился выступить на поле спагетти-вестерна попозже, уже после «Бесславных ублюдков» (тоже, кстати, вдохновленных итальянским жанровым кино) — первого его по-настоящему масштабного продукта, стоившего братьям Вайнштейн 70 миллионов долларов и своим успехом (300 миллионов долларов в прокате) фактически спасшего их студию от разорения.

Хоть и некоторые обозреватели тогда упрекали мастодонта независимого кино в том, что он несколько закостенел в своем стиле (вдобавок шквал неоднозначных отзывов обрушился на ленту после показа на Каннском смотре; Тарантино к рецензиям прислушался, поэтому кинотеатральный вариант фильма несколько отличался от фестивального), в целом реакция прессы и зрителей была очень воодушевляющей и ясно демонстрирующей то, что провал амбициозного «Грайндхауса» не угасил интерес аудитории к одному из тех людей, кто сформировал облик кинематографа последних двадцати лет.

Для собственного масштабного посвящения вестернам «Джанго освобожденный» Квентин снова скооперировался с Кристофом Вальцем (открытым им в «Ублюдках»), а также своим другом Сэмюэлем Л. Джексоном. Важные образы в ленте достались Джейми Фоксу (до него роль могла достаться Уиллу Смиту) и Леонардо ДиКаприо, в кои-то веки тут предстающему в злодейской ипостаси. Отдельное появление приготовлено и для Франко Неро, звезды оригинального «Джанго» (впрочем, не считая эстетики, разделяющего с потомком только название). На второстепенную роль в фильм звали Кевина Костнера, в итоге отказавшегося. После Квентин попробовал уговорить Курта Рассела, однако тот, почти отошедший от кино в последние годы, решил отстраниться от «Джанго», а его место занял Дон Джонсон (недавно появлявшийся в «Мачете» Роберта Родригеса). Еще до своего старта в прокате новое кино Квентина Тарантино попало под пристальное внимание прессы, пришедшей в такой восторг, что «Джанго освобожденный» сразу затесался в номинанты различных премий, в основном выделяющих в картине сценарий и игру Кристофа Вальца с Леонардо ДиКаприо.

«Все, что вы хотите от фильма Квентина Тарантино, но с несколькими нововведениями. Мощное, ослепительное и безумно интересное кино», — Майк МакГрэнэган, Aisle Seat.

«Самое дикое кинематографическое приключение года», — Джулиан Роман, MovieWeb.

«Мощный заряд стильного и возмутительного развлечения», — Джон Уирт, Advocate.

«Наиболее цельный развлекательный фильм 2012 года», — Майк ЛаСалль, San Francisco Chronicle.

«ОТВЕРЖЕННЫЕ»

Каноническая история беглого каторжника Жана Вальжана, разворачивающаяся на пороге французской революции 1848 года.

Классический роман Виктора Гюго «Отверженные» много раз экранизировался, а также был основой для мюзикла, ставшего в 1980-е триумфатором премии «Тони» и успешно шедшего на бродвейских подмостках на протяжении четверти века. Именно в те годы к его возможной экранизации присматривался Алан Паркер, имеющий немалый опыт в жанре музыкального фильма (среди подобных его проектов «Слава» и «Стена»). Однако вплотную процесс разработки запустился лишь к 2010-му.

На следующий год взяться за старую историю согласился англичанин Том Хупер. После ряда телевизионных лент слава на родине к нему пришла с фильмом «Проклятый Юнайтед». В 2010-м режиссер внезапно попал в первые ряды мировых кинематографистов с картиной «Король говорит!». Сначала лента выиграла приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто, потом с успехом стартовала в американском ограниченном прокате, а главный триумф этой обаятельной разговорной драмы состоялся на «Оскаре», где был остановлен долгий перерыв, связанный с отсутствием побед британских лент в основных номинациях. Фильм «Король говорит!» доказал, что чистое драматическое кино с не самым захватывающим сюжетом (излечение действующего монарха от заикания) еще способно притягивать внимание самого разного зрителя (не в последнюю очередь благодаря игре центральных звезд и довольно живой визуальной манере).

«Отверженные» все же, учитывая размах первоисточника, затрагивавшего как индивидуальные, так и исторические сюжеты, гораздо масштабнее по затратам и амбициям. Вдобавок актерам на съемках нужно было петь вживую, что при создании мюзиклов совершенно уникальное явление. Да и жанр этот ныне пусть и популярен, но не всегда является стопроцентной гарантией успеха. И на триумф такой картины, как «Лак для волос», приходится громкий провал «Рока на века», а та же невероятно кассовая «Мамма MIA!» сыграла скорее на популярности группы ABBA, чьи песни (и мюзикл по которым) составили основу фильма.

Критики отнеслись к новым «Отверженным» положительно, отмечая мастерство режиссуры и актерские работы, но указывая на чрезмерную (хотя и свойственную жанру) претенциозность.

«Изумительная адаптация смелого и душераздирающего мюзикла», — С. Джоанна Робледо, Common Sense Media.

«Один из лучших фильмов 2012 года», — Джин Каплан, Kaplan vs. Kaplan.

«Увлекательная версия широкомасштабной, проверенной временем истории о романтике, самопожертвовании и героизме», — Кристина Долен, Miami Herald.

«ТАБУ»

Пилар смотрит фильм. Вне кинотеатра ее ждут обычные будничные дела, в том числе поездка в казино за проигравшейся пожилой соседкой Авророй, которая рассказывает Пилар сон про мужа-обезьяну. Но на самом деле история жизни эксцентричной старушки куда более удивительна и экзотична, чем может показаться по рассказанным ею нелепицам.

Бывший кинокритик Мигель Гомеш подступался к режиссуре еще в конце 1990-х, тем не менее первые его опыты не принесли внимания широкой публики. Более теплый прием ждал драму «Наш любимый месяц август», впрочем, эти достижения явно перекрываются фильмом «Табу» — редким ностальгическим киноманским экспериментом, впервые показанным в рамках Берлинского фестиваля 2012 года. Здесь соединяются актуальная повествовательная манера и ретростилизация, а сама история ломается на две составляющие — подробную бытовую летопись португалки Пилар и воспоминания об ушедшей любви (отсылающие к фильму Фридриха Вильгельма Мурнау 1931 года), снятые в разной манере, но одинаково изящно. На Берлинале картине достались два второстепенных приза и признание критиков, называющих «Табу» одной из самых любопытных лент года.

«Странное, загадочное, обаятельное и абсолютно необычное кино», — Скотт Тобиас, AV Club.

«Новый мастер рожден», — Дэвид Дженкинс, Little White Lies.

«Сложная, лиричная и неспешная картина. Терпеливые и интеллектуальные зрители будут в восторге», — Ави Оффер, NYC Movie Guru.

Также в американском прокате стартуют ленты «Родительский беспредел», «Земля обетованная» Гаса Ван Сента и другие картины.