Премьеры США — 29 марта
В американском прокате сталкиваются сиквел боевика «Бросок кобры», основанный на популярнейшей игрушечной франшизе от Hasbro, и экранизация книги Стефани Майер «Гостья» с Сиршей Ронан в главной роли.
«БРОСОК КОБРЫ 2»
После событий первого фильма отряд G. I. Joe успешно продолжает свою деятельность, предотвращая мировые заговоры. В это время президента берут в заложники оставшиеся на свободе бойцы вражеского подразделения «Кобра», жаждущие свободы для своего лидера. Зартан (Арнольд Вослу) наномашинами воссоздает себе внешность главы государства (Джонатан Прайс), который отныне заточен в подвале Белого дома. Злодей приказывает уничтожить программу G. I. Joe и пытается подготовить все условия для будущего захвата мирового господства. Несколько членов разгромленного отряда все же выживают и решают выяснить, в чем причины столь жестокого и абсолютно неоправданного приказа. Поиски приводят их к сомнениям в настоящей личности президента, с которым им поможет разобраться старый вояка Джо Колтон (Брюс Уиллис).
В основе «Броска кобры 2» лежит одна из известнейших мировых кукольных серий (в США же G. I. Joe может посоперничать по узнаваемости разве что с Барби и Маппетами), запущенная в первой половине 1960-х компанией Hasbro, позже ответственной за Трансформеров. С годами франшиза обросла не только самими игрушками, но комиксами, видеоиграми и, конечно, мультсериалами. Фактически из простой забавы для детей G. I. Joe выработала собственную мифологию, в которой есть место закрученному сюжету и многообразию персонажей. Разговоры об экранизации в Голливуде велись довольно долго, но зазвучали громче в начале нового века. В 2007 году к разработке фильма по вселенной от Hasbro подключился большой профессионал зрелищного кино Стивен Соммерс, на чьем счету две «Мумии» и «Ван Хельсинг». Соммерс давно доказал, что способен эффективно оперировать большими бюджетами и делать максимально доступные и необременительные приключенческие истории. Таковым и был его «Бросок кобры», сделанный игрушечным гигантом совместно с Paramount. Увы, на заключительном этапе монтажа режиссер пошел на конфликт со студией, в результате чего был отстранен от работы над финальной версией (общественности этот конфликт официально не был оглашен, но он стал известен благодаря стараниям вездесущих инсайдеров издания Deadline).
Даже при вмешательстве продюсеров «Бросок» получился довольно типичным соммерсовским творением — энергичным, драматургически невзыскательным и полным зрелищных сцен. Основой для фильма послужили уже поздние комиксы и игрушки из серии G. I. Joe, что несколько рассредоточило американскую публику, для немалой части которой «Солдат Джо» — это в первую очередь куклы из 1960-х, ставшие иконическим элементом национальной популярной культуры. Лента продемонстрировала не самые дурные коммерческие показатели, однако явно не окупилась, лишь слегка перевалив за 300-миллионные сборы (при весьма внушительном бюджете в 175 миллионов). Тем не менее Лоренцо Ди Бонавентура решил продолжить сотрудничество с Hasbro и поправить некоторые ошибки первого фильма. Для написания сценария были привлечены авторы успешной постмодернистской комедии «Добро пожаловать в Zомбиленд» Ретт Риз и Пол Верник, поэтому новый «Бросок» оказался насыщен более удачным юмором, чем его предшественник, где всю комическую функцию брал на себя Марлон Уайанс.
Для продолжения был подряжен более актуальный, нежели Соммерс, режиссер Джон Чу, известный по работе над «Шагом вперед». В сиквеле он обратился к более смурной и напряженной манере повествования (несколько скрашивающей откровенно наивные сюжетные повороты), но главным своим достижением постановщик считает тот факт, что он попытался объединить разные поколения зрителей. Самому Чу понравился первый «Бросок», только в его понимании картина слишком уж отдалилась от изначальной эстетики кукольной франшизы, фактически пройдя мимо для старшей аудитории. Вместе с Лоренцо Ди Бонавентурой он решил, что нужен герой, способный сплотить разные эпохи оригинальной торговой марки. Таковым стал Брюс Уиллис, сыгравший генерала Джо Колтона, по сюжету являющегося создателем военной программы G. I. Joe (одноименная фигурка была выпущена в 1994 году, при этом она основывалась на самой первой игрушке серии).
Первоначально лента должна была выйти к лету 2012-го. Перед тем студия ошарашила всех, когда пошла на рискованный шаг: фильм был перенесен на год вперед, что, учитывая затратную рекламную кампанию и уже доставленные во многие кинотеатры промоматериалы, выглядело безумием. Причиной, заставившей студийных управленцев перебросить проект настолько далеко вперед, будто бы стала необходимость оснастить ленту трехмерным форматом. Впрочем, авторитетное издание Deadline, чья информация редко когда вызывает сомнение у его читателей, в лице своего главного редактора Никки Финке настаивало на том, что в действительности Paramount заставило изменить дату выхода желание увеличить количество сцен с Ченнингом Татумом, сыгравшим основную роль в предыдущем фильме, зато в сиквеле, увы, довольно стремительно гибнущим от рук злодеев в первые 15 минут повествования. За полгода, предшествовавшие старту сиквела в мировом прокате, Татум неожиданно попал в ряды первых голливудских звезд благодаря внушительным сборам лент «Мачо и ботан», «Клятва» и «Супер-Майк», поэтому его участие в сиквеле приобрело дополнительный коммерческий вес.
Примечательно, что в обновленном и выпущенном с годовалым опозданием «Броске кобры 2» экранное время артиста все равно не так уж значительно, как могло бы показаться после столь внушительной переработки. Критики отнеслись к картине с ярко выраженным негодованием, отмечая в ней удачные моменты, но при этом считая, что за пределы стандартного боевика франшизе по-прежнему вырваться не удалось.
«На дверях каждого кинотеатра должна быть табличка с надписью „Строго для фанатов франшизы“», — Нил Гензлингер, New York Times.
«Масштабный и шумный, но одновременно и веселый», — Тим Эванс, Sky Movies.
«Не столько сиквел, сколько перезагрузка серии», — Шивон Синнот, Scotsman.
«ГОСТЬЯ»
Землю захватили инопланетяне, проникающие в людское сознание и тем самым как бы убивающие человеческие души. Противостоят узурпаторам немногочисленные повстанцы, среди которых Мелани (Сирша Ронан). Долгой жизни партизанки явно не быть: в нее тоже вселяют «гостью», в теории способную вытеснить разум девушки и заодно узнать местонахождение оставшихся сопротивленцев. Только Мелани не собирается легко сдавать позиции сознания и постепенно убеждает инородный разум перейти на ее сторону.
Обычная американская домохозяйка Стефани Майер в середине 2000-х стала завсегдатаем списков бестселлеров и главным беллетристом, ориентированным на американских подростков. Все благодаря книжной серии «Сумерки», вобравшей в себя четыре книги, смешивающие эстетику классических готических историй, викторианской классики и современной молодежной литературы. Без определенного везения здесь тоже не обошлось, учитывая загруженность данного сегмента книжного рынка, регулярно пополняющегося произведениями в жанре young adult.
Киноверсия «Сумерек» взяла резвый старт в прокате уже через три года после публикации первой книги, с каждой последующей картиной наращивая коммерческие показатели. После того как вышел последний сегмент франшизы, «Рассвет», и без того растягивавший прощание со зрителями благодаря делению на две части, продюсеры решили обратиться к «Гостье» — другому литературному творению Майер, ее первой пробе пера вне прославившей серии.
За сценарий и режиссуру экранизации взялся известный мастер антиутопий (что тематически близко роману) Эндрю Никкол, на тот момент завершивший работу над своей картиной «Время». Майер в этот раз отнеслась очень серьезно к адаптации своего текста и курировала съемочный процесс от первого дня до последнего, а также могла влиять на итоговый монтаж. Но писательница, являющаяся поклонницей дебютной картины Никкола «Гаттака», в итоге осталась довольна увиденным и полностью одобрила проект. Критики же отнеслись к фильму куда жестче.
«Затянутое, утомительное и часто непреднамеренно смешное кино», — Лу Луменик, New York Post.
«Сентиментальная и скучная мелодрама», — Майкл О’Салливан, Washington Post.
«Если создание адаптации Стефани Майер, гораздо меньше раздражающей, чем любой фильм „Сумерек“, способно помочь Эндрю Никколу запустить его следующий проект, то оно стоит того», — Дэниэл М. Киммел, Sci-Fi Movie Page.
«Мы многому учимся в подготовительном процессе, стараемся узнать больше о наших героях, изучаем какую-то необходимую литературу, если нужно. В „Гостье“ мне, к счастью, ничего этого не нужно было делать. Обе героини, которых я играла, не должны были делать что-то особенное, то, что я не знала и чему должна научиться. Эмоциональность, присущая им обеим, есть во мне самой. Роман Стефани и стал тем исследованием, о котором ты говоришь. Поскольку речь идет о незнакомом мне мире, чтение книги имело смысл. Она дала мне представление об этом мире и значительно облегчила в этом смысле мою актерскую задачу», — поведала в интервью КиноПоиску центральная актриса фильма Сирша Ронан.
Также в США стартуют ленты «Место под соснами», «Белоснежка», «Добро пожаловать в капкан» и т. д.