Премьеры США — 12 апреля
В США после долгого перерыва стартует пятая и, возможно, действительно заключительная часть саги «Очень страшное кино», лишившейся своей постоянной звезды Анны Фэрис. Конкурировать с этой картиной в широком прокате будет спортивная драма «42» Брайана Хелгеленда с Харрисоном Фордом в главной роли. Ограниченным релизом выходит новая работа классика мирового кино Терренса Малика «К чуду».
«ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ КИНО 5»
Джоди (Эшли Тисдейл) и Дэн (Саймон Рекс) счастливо женаты, но с появлением ребенка в их доме заводится еще и полтергейст. Попытки изгнать демона приводят к многочисленным визитам специалистов по сверхъестественному, каждый из которых доставляет не меньше хлопот, чем само привидение.
Появление пятого сегмента франшизы «Очень страшное кино» в данный момент выглядит, конечно, несколько запоздалым, ведь предыдущая серия вышла аж 7 лет назад. Когда-то первая пародия, сделанная под пристальным надзором братьев Уайанс, наделала немало шуму в мировом прокате. Во многом это объяснялось ее уместностью. В 1996 году вышел остроумный «Крик» Уэса Крэйвена, изгалявшийся над молодежными хоррорами и нарастивший популярность благодаря сиквелам, увы, при этом сумевшим превратить оригинальную издевку в самопародию. Успех «Крика» породил многочисленных последователей и возродил для публики поджанр слэшера. Бесчисленные «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Городские легенды» и примкнувший к ним возрожденный «Хэллоуин» буквально за пару лет успели набить оскомину, так что неожиданно появившийся антидот в лице пародийного «Очень страшного кино», не всегда блестяще, но довольно лихо высмеивающего многочисленные штампы фильмов ужасов последних лент, оказался своевременным. В результате студия Dimension Films, разрабатывающая обе франшизы, умудрилась дважды удачно сыграть на одной и той же теме, породив новый тренд и позднее высмеяв его.
Буквально через год после выхода «Очень страшного кино» Уайансы продолжили гнуть свою линию в сиквеле, несмотря на окупаемость в прокате, убедительно показавшем, что приличная идея явно погибла в зародыше. Продолжение растоптали критики, а его сборы были заметно ниже, чем у предшественника. Позднее реанимировать франшизу пригласили корифеев кинопародий Дэвида Цукера (создателя «Аэроплана» и «Голого пистолета») и Пэта Профта («Полицейская академия» и «Горячие головы»). Тональность повествования в триквеле немного сменилась, но суть осталась прежняя — высмеивание киноновинок сезона. Вновь «Очень страшному кино» сопутствовал успех, правда, через три года омраченный скудными показателями четвертого фильма, прервавшего успешную пародийную сагу на довольно длительный срок.
Для пятого «Страшного кино» продюсеры вновь совершили перестановку, впрочем, в этот раз весьма значительную: из франшизы ушла ее главная звезда Анна Фэрис. Дэвида Цукера же сменил не столь знатный Малкольм Д. Ли, специализирующий на комедиях, ориентированных на чернокожую аудиторию. С другой стороны, его вторым проектом был забавный пастиш на блэксплотейшн-фильмы «Тайный брат», хорошо принятый американскими обозревателями. Только, похоже, такая судьба не грозит новой работе режиссера, растоптанной критиками.
Не на руку ленте играет еще и тот факт, что Марлон Уайанс, бывшая звезда серии, незадолго до старта нового «Очень страшного кино» выступил с очень похожей, но собственной пародией на различные псевдодокументальные фильмы «Дом с паранормальными явлениями», неожиданно оказавшейся востребованной у американской публики. Так что теперь, скорее всего, творению студии Dimension Films предстоит сильнее рассчитывать на свое значение как дорогостоящей торговой марки.
«Очень многое о фильме говорит тот факт, что ровно половина имеющихся шуток здесь исходит от Чарли Шина и Линдси Лохан», — Дженни Касабланкас, FILMINK.
«Это первая лента из серии „Очень страшное кино“ за 7 лет, но формула осталась неизменной: хлипкая сюжетная линия связывает серию пародий голливудских хитов», — Джейк Уилсон, The Age.
«42»
Середина 1940-х. Талантливейший бейсболист Джеки Робинсон (Чэдвик Боузман) играет в нишевой лиге, но его спортивные результаты настолько феноменальны, что менеджер команды Brooklyn Dodgers Бранч Рики (Харрисон Форд) решает сделать ставку на столь многообещающего чернокожего игрока. Это будет первым шагом по восхождению спортсмена к вершинам Главной американской бейсбольной лиги и первой трещиной в фундаменте царившей тогда в стране расовой сегрегации.
Не так давно в США без особого успеха прошла бейсбольная лента «Крученый мяч», позиционировавшаяся как завершающая актерская работа в карьере Клинта Иствуда (подобным образом сделавшего одолжение своему постоянному продюсеру Роберту Лоренцу). Теперь студия Warner Bros. прокатывает тематически схожую картину своего постоянного автора Брайана Хелгеленда, числящегося в рядах наиболее изобретательных и разнообразных голливудских сценаристов. Только его фильм имеет под собой реальную подоплеку.
Для Хелгеленда «42» — это первый постановочный проект после десятилетнего перерыва. Предыдущим был хоррор «Пожиратель грехов», удостоившийся негативного отклика американских критиков и провалившийся в прокате. До того многочисленные неприятности преследовали его «Расплату», чья авторская редакция увидела свет лишь недавно, а до того публика видела ленту, серьезно переделанную студийными ремесленниками. Правда, в случае «Расплаты» это оказалось скорее удачным (пусть и неприятным) стечением обстоятельств, так как прокатная и режиссерская версии вышли очень достойными и вполне дополняют друг друга. Кажется, единственной работой, обошедшейся без чрезвычайных ситуаций, для Хелгеленда стала успешная «История рыцаря». Помимо редкой постановочной деятельности, Брайан находится в числе главных голливудских виртуозов пера, он из тех, кто в экстренных случаях призывается на помощь крупными студиями. Наиболее выдающимся его творением стал текст к ностальгическому неонуару «Секреты Лос-Анджелеса», принесший своему сценаристу премию «Оскар».
Инициатором картины «42» стал продюсер Томас Тулл (среди его работ такие хиты, как фильмы Кристофера Нолана и трилогия «Мальчишник»), с малых лет являющийся фанатом бейсбола. Особенно его увлекала персона Джеки Робинсона — легендарной фигуры американского спорта, своей популярностью повлиявшей на многие социальные сдвиги. Хелгеленд с радостью откликнулся на предложение поработать над биографической картиной о великом бейсболисте и провел обширное исследование всех материалов, связанных со спортсменом, за которым был закреплен пресловутый 42-й номер. Критики итоговый результат оценили довольно положительно, отмечая великолепную старомодную стилизацию, но одновременно язвя по поводу некоторой осторожности авторов в описании событий более чем полувековой давности.
«Один из самых вдохновляющих спортивных фильмов, который вы когда-либо увидите», — Джеффри Лайлс, Lyles' Movie Files.
«Это величайшая бейсбольная история, и Хелгеланд рассказывает ее очень и очень хорошо», — Стивен Силвер, Entertainment Tell.
«История Джеки Робинсона для кино — это совершенный и почти гарантированный комок в вашем горле», — Крис Найт, National Post.
«К ЧУДУ»
Нил (Бен Аффлек) влюбляется в Марину (Ольга Куриленко). Их отношения зарождаются, развиваются с переездом в США и фактически гибнут, когда срок визы девушки истекает, а дочь, чей отец когда-то бросил Марину ради другой, просит мать вернуться в родную Францию. Сам же Нил встречает давнюю подругу Джейн (Рэйчел МакАдамс), с которой у него завязывается роман.
Священная корова мирового кино, режиссер Терренс Малик сверкнул молнией на голливудском горизонте начала 1970-х, написав сценарий к хитовому «Грязному Гарри» и поставив картину «Пустоши», ставшую незыблемым эталоном для всех последующих лент, рассказывавших о путешествующих криминальных парочках (а таких фильмов за последующие годы набралось не так уж мало). Вскоре после «Пустошей» Малик взялся за южноготическую драму «Дни жатвы», по степени визуальной насыщенности способную посоперничать с классикой американской живописи. Уже на той картине Малик начал проявлять свою жесткую авторскую позицию, в результате чего монтаж фильма затянулся на полтора года.
Последующие 15 лет он жил затворником, занимаясь написанием сценариев и поглощая книги по философии. Возвращение скрытного режиссера состоялось в 1998 году с масштабной многофигурной военной картиной «Тонкая красная линия», навевающей ассоциации с классическими голливудскими милитаристскими эпосами. Перерыв между третьей и четвертой картинами Малика был значительным, но не столь монументальным, как до «Тонкой красной линии». Через 7 лет на экранах стартует приключенческий «Новый Свет», переиначивающий каноническую историю о Покахонтас.
Премьера очередного монументального высказывания мастера «Древо жизни» состоялась на Каннском фестивале, завершившемся победой маликовской картины. Неоднозначная и одновременно грандиозная по замыслу лента словно катализировала творческие силы своего автора: его новые работы стали сыпаться с непривычной для этого кинематографиста скоростью. Осенью 2012-го на Венецианском фестивале была показана картина «К чуду» (до того называвшаяся «Погребение»), а теперь Терренс готовит к выходу еще две картины — «Вне закона» и «Рыцарь кубков» (не говоря о документальном придатке к «Древу жизни» — картине «Путешествие во времени»).
В отличие от «Древа жизни», на которое реакция критиков была положительной, «К чуду» — это, наверное, первое творение Малика, вызвавшее откровенно неоднозначный отклик. В данной кинематографической поэме он в полной мере проявил одну из своих главных привычек — рискованное жонглирование сюжетными элементами, состоящее в вырезании на монтаже целых героев и сюжетных линий из уже сложившегося повествования. Так, из фильма «К чуду» пропали актеры Майкл Шин, Аманда Пит, Рейчел Вайс и Барри Пеппер, а роль Хавьера Бардема была значительно сокращена.
«Это мир Малика, но в „К чуду“ он приглашает нас его посетить», — Эрик Кон, indieWIRE.
«Терренс Малик все еще не снял ни одного знакового фильма с 1978 года», — Коул Смити, ColeSmithey.com.
«Самый личный фильм Малика и в то же время самый трагичный», — Джош Ларсен, LarsenOnFilm.
«Некоторые зрители найдут это кино глубоким и полным смысла, другие останутся в недоумении», — Грэм Янг, Birmingham Mail.
«Смотрится как документальный фильм о природе с участием известных актеров, блуждающих в кадре время от времени», — Крис Стакман, Moviedex.
На следующей неделе в США стартуют ленты «Обливион», «В доме» и другие.