Премьеры США — 10 мая
В американском прокате равномерно движется парад первых крупных премьер сезона. После триумфа «Железного человека» попытает счастья несколько более рискованный проект — экранизация влиятельнейшего романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», выполненная Базом Лурманом. В ограниченном секторе стартует новая картина неординарного британца Бена Уитли «Раз! Два! Три! Умри!».
«ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
1920-е. Начинающий финансист Ник Каррауэй (Тоби Магуайр) снимает домик в престижном Уэст-Эгге по соседству с роскошной виллой загадочного мистера Гэтсби (Леонардо ДиКаприо). На другой стороне бухты проживает троюродная сестра Ника Дэзи Бьюкенен (Кэри Маллиган) со своим мужем Томом (Джоэл Эдгертон). Ник восстанавливает отношения с родственницей и пытается строить карьеру в Нью-Йорке, но таинственная фигура богача Гэтсби, чья персона уже обросла всевозможными легендами, еще вторгнется в его жизнь, чтобы изменить ее навсегда.
Незыблемой американской книге Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» всегда не везло с экранизациями (впрочем, если судить строго, очень малому числу образцов модернистской классики удалось получить хоть сколько-то пристойное воплощение, стоит вспомнить неудачные трактовки фолкнеровского «Шума и ярости» или джойсовского «Улисса»). Первая, немая, вышла через четыре года после публикации романа. Следующая, сделанная чуть ли не в нуарном ключе, появилась в кинотеатрах в 1949-м.
Самая известная версия, поставленная маститым британским режиссером Джеком Клейтоном по сценарию Френсиса Форда Копполы, стартовала в 1974-м, и главные роли в той картине играли Роберт Редфорд и Миа Фэрроу. Несмотря на внушительный коммерческий успех и два второстепенных «Оскара» (за костюмы и музыку) та адаптация была признана скорее неудачной, несопоставимой по уровню художественного мастерства с виртуозной прозой Фицджеральда.
За самую свежую версию взялся австралиец Баз Лурман, известный своей тягой к визуально избыточной стилистике. Однако Лурман давно доказал, что его повествовательная манера довольно интересно накладывается на старомодные сюжеты, что можно было наблюдать в хитовом мюзикле «Мулен Руж». Так что выбор режиссера для привнесения свежих нот в канонический текст сразу казался интригующим. Вдобавок кинематографист не занимался игровым кино с 2008 года, когда больших финансовых надежд не оправдала его обаятельная, но больно традиционная ностальгическая мелодрама «Австралия».
Лурман вместе со сценаристом Крэйгом Пирсом довольно рьяно взялся за перелопачивание литературной классики. Постановщику хотелось придать будущей картине такой же эффект, какой производил когда-то роман Фицджеральда, то есть сделать нечто, что подытоживает многие культурные детали своей эпохи. Для Фицджеральда одним из таких культурных маяков был джаз, для Лурмана — современная поп-музыка в ее самом широком понимании (трек Джей Зи можно слышать в трейлере, а среди тех людей, кто привнес свои песни в саундтрек, присутствует певица Лана Дель Рей).
Для того чтобы сохранить самое важное из первоисточника, австралийский кинематографист прибег к самому распространенному методу — разложил для себя всю структуру фицджеральдовского творения, пытаясь отсечь наименее важные эпизоды. Для себя он определил примерную продолжительность картины, будь она экранизирована в максимальном объеме — 7 часов. «Но у нас-то в распоряжении всего два», — отшучивается Лурман в интервью изданию Life+Times. Кроме того, режиссер пристально изучал архитектуру «ревущих двадцатых», постаравшись воспроизвести текст писателя в максимально аутентичном контексте.
Съемочный период картины был запущен осенью 2011 года, выход готового фильма студийные боссы сначала утвердили на декабрь 2012-го, но впоследствии Warner Bros. решила отложить дорогостоящую экранизацию (бюджет превышает 100 миллионов долларов) до весенне-летнего сезона, состоящего обычно из самых крупномасштабных проектов. На руку информационной шумихе вокруг ленты сыграл тот факт, что «Великий Гэтсби» стал фильмом открытия 66-го Каннского фестиваля. Впрочем, американская пресса отнеслась к картине неоднозначно, поэтому, похоже, полная репутационная победа очередной экранизации великого романа снова не грозит.
«Клевый фильм и в хорошем, и в плохом смысле. Он может вас впечатлить, но не факт, что сможет вдохновить», — Том Лонг, Detroit News.
«Не является конфузом для своего автора, но и не представляет собой выдающееся произведение», — Нина Гарин, San Diego Union-Tribune.
«Красочный и энергичный, но не цепляющий эмоционально», — Ребекка Мюррей, About.com.
«Фицджеральд глазами колумниста из отдела светской хроники», — Марк Даджсик, Mark Reviews Movies.
«Фильм, который не станет по-настоящему великим, но, конечно, выделяется, как маяк в море глупых блокбастеров», — Лу Луменик, New York Post.
«РАЗ! ДВА! ТРИ! УМРИ!»
Тина (Элис Лоу) всю жизнь прожила с властолюбивой матерью, выучилась на ветеринара и как-то совершенно случайно загубила домашнего питомца. Но на ее горизонте появился бородач Крис (Стив Орам), позвавший 34-летнюю героиню в недельное путешествие на трейлере по историческим местам. Сначала почти идеальное времяпрепровождение оборачивается трагедией, когда Крис давит насмерть до того страшно разозлившего его мужчину. Впоследствии случайность оборачивается закономерностью: возлюбленный разбивает голову более успешному владельцу соседнего трейлера, завладев его фотоаппаратом и собакой, до боли похожей на ту, которая когда-то погибла по вине Тины. Узнав о том, на какие меры ее бойфренд пошел ради идеального отдыха, девушка не бежит в полицию, а быстро подхватывает эту кровавую игру.
Комедийный хоррор «Раз! Два! Три! Умри!» — очередное детище многообещающего британца Бена Уитли. Когда-то он плотно работал на телевидении, где режиссировал, например, ситком «Идеал». В свободное творческое плавание Уитли отправился в 2008-м, когда снял криминальную драму «Убийство — дело семейное». Но настоящий прорыв для постановщика состоялся в 2011 году, когда вышел «Список смертников» — пожалуй, самый странный британский фильм ужасов последнего десятилетия, атмосферное, ироничное и в то же время галлюциногенное кино, к концу действа превращающееся в абсолютно параноидальный кошмар (примечательно, что обе ленты кинематографиста демонстрировались в рамках московского «Бритфеста», который Уитли посетил лично).
«Список» был не то что однозначным хитом, зато привлек к Бену внимание широкой общественности и, само собой, критиков. Американская пресса высоко оценила и «Раз! Два! Три! Умри!». Данная лента получилась куда более легковесной, чем предыдущий опус режиссера. Здесь черный юмор соседствует с кровавыми убийствами и похотливостью главных героев, довольно непринужденно относящихся к творимому ими безумию. Благодаря цифровому оборудованию, Уитли умудрился отснять для картины больше 120 часов, из которых впоследствии оставил чуть меньше 90 минут. В каком-то смысле эту ленту можно считать передышкой перед новым фильмом постановщика «Поле в Англии» (по его же прошлогоднему заявлению, это будет «психоделический фильм о британской гражданской войне»), где он обещает снова сильно сгустить атмосферу.
«Последний фильм Бена Уитли пугает самыми неожиданными способами, но это было бы невозможно без мрачного и приятного сценария, а также восхитительно тревожной актерской игры Элис Лоу и Стива Орама», — Мэтт Донато, We Got This Covered.
«Очень британская смесь причудливой комедии характеров и убийственного насилия, имеющая все шансы стать культовой жанровой классикой», — Нил Янг, Hollywood Reporter.
«Изумительно смешной и возмутительный фильм», — Дэвид Секстон, This is London.
«Вытворяет с трейлерными поездками то же, что „Избавление“ сделало со сплавом на каноэ», — Адам Вудворд, Little White Lies.
Также в США стартуют продюсерский проект Тайлера Перри «Мы — семья Пиплз», «Истории, которые мы рассказываем» Сары Полли, «Эпоха алчности» Уве Болла и другие ленты.