Премьеры США — 17 мая

В американском прокате продолжается нашествие главных релизов года. После «Железного человека 3» и «Великого Гэтсби» взять свой кусок пирога попытается новый фильм из франшизы «Стартрек», снятый под чутким руководством Джей Джей Абрамса. Также стартует фаворит критиков «Фрэнсис Ха» Ноа Баумбаха.

«СТАРТРЕК: ВОЗМЕЗДИЕ»

Во время исследования очередной планеты команде «Энтерпрайза» удается спасти туземцев от извержения вулкана, но тем самым экипаж нарушает важную директиву, не позволяющую обнаруживать себя перед чужими цивилизациями. Из-за этого на корабле происходят серьезные перестановки. Тем не менее довольно скоро выдающимся представителям Звездного флота все равно придется объединиться перед крупной угрозой: в разных городах бесчинствует неуловимый террорист Джон Харрисон (Бенедикт Камбербэтч), в конце концов нападающий на Верховное командование. «Энтерпрайз», заряженный сверхновыми боеголовками, отправляется в путь за злодеем.

История одной из крупнейших научно-фантастических франшиз — «Стартрека» («Звездного пути») — тянется с середины 1960-х. Бывший пилот ВВС Джин Родденберри, отработавший несколько лет в полиции Лос-Анджелеса, зарабатывал себе на хлеб сочинительством сценариев к остросюжетным телеэпопеям. В разгар космической гонки между США и СССР ему пришла в голову идея о сериале, чье действие происходило бы в далеком будущем и в основном в межпланетных антуражах. Джину удалось уговорить на такой проект канал NBC, в 1966 году представивший широкой аудитории «Звездный путь».

В нем корабль «Энтерпрайз» бороздил просторы вселенной с исследовательскими намерениями, а двумя центральными персонажами были пытливый капитан Джеймс Кирк (Уильям Шетнер) и всегда хладнокровный коммандер Спок (Леонард Нимой). У игравших их актеров позднее сложились относительно успешные карьеры вне прославившей их истории (Нимой сконцентрировался на режиссуре, Шетнер продолжил работу на телевидении и даже получил «Золотой глобус»), но именно данные образы стали их визитными карточками, как, например, для Арнольда Шварценеггера таковым является Терминатор, а для Сталлоне — Рокки и Рэмбо.

В отличие от «Звездных войн», популяризация «Стартрека» шла гораздо медленнее, но след в американской культуре он оставил не менее значительный. Первоначально руководство канала хотело закрыть сериал, не дождавшись третьего сезона. Продлить жизнь шоу помогла настойчивость поклонников, организовавших целую кампанию в поддержку творения Родденберри. Позднее был запущен (впрочем, ненадолго) анимационный сериал с теми же Шетнером и Нимоем на озвучании.

Но новая, чуть ли не более значительная слава пришла к франшизе, когда сага перешла в кинематографический формат. Первый фильм, снятый голливудским мастодонтом Робертом Уайзом, вышел в 1979 году. Успех был грандиозный — в США ленту посмотрело почти 33 миллиона зрителей (с поправкой на инфляцию только на родине сборы картины превысили бы 200 миллионов долларов).

Сиквел «Гнев Хана», и поныне считающийся образцовой фантастикой, стартовал в 1982-м. Успех сопровождал и две последующие серии — «В поисках Спока» и «Дорога домой», на которых Нимой тренировался в режиссуре. Осечка случилась лишь тогда, когда постановку принял на себя одиозный и славящийся дурным характером Шетнер. Снятый им «Последний рубеж» находится в числе самых неудачных детищ франшизы. Довольно серьезным успехом пользовалась «Неоткрытая страна» — последняя серия, включающая в себя героев Шетнера и Нимоя.

Параллельно с упомянутыми фильмами развивалось другое важное ответвление «Звездного пути» — сериал «Следующее поколение», сделавший международной звездой британца Патрика Стюарта. В середине 1990-х этот спин-офф окончательно перехватил лидерство у постаревших Кирка и Спока, но, как ни странно, продержался на волне гораздо меньше. Уже вышедшая в 2002-м лента «Возмездие» продемонстрировала явный упадок интереса к франшизе (зато именно в том фильме можно наблюдать еще не столь грузного Тома Харди).

Возрождать эту дорогостоящую торговую марку довелось человеку, которому когда-то покровительствовал сам Стивен Спилберг, а именно Джей Джей Абрамсу. Опытный сценарист и продюсер, Абрамс рьяно взялся за дело, устроив до того очень уж классичной фантастической эпопее мощную встряску. Его версия «Звездного пути», рассказывавшая о событиях, предшествовавших основной сюжетной линии, умащена очень подвижной операторской работой (конечно, изобилующей столь любимыми кинематографистом регулярными засветами), напряженным сюжетом, отличными визуальными эффектами и неординарным подбором актеров.

В сиквеле, вышедшем четыре года спустя, Абрамс решил не менять ничего в выработанной формуле. Фактически «Стартрек: Возмездие» представляет собой ровно то же, что было в прошлый раз (вплоть до того, что некоторые вступительные сцены фактически копируют эпизоды из первого фильма, но, надо отметить, происходит это не без определенной иронии), только в еще больших масштабах. Критики восторженно отнеслись к обеим лентам режиссера, хотя и в случае сиквела многие приметили, что Абрамс повторяется, пусть и делает это с непринужденным изяществом.

«Один из самых веселых фильмов во всей серии», — Мик Ла Салль, Hearst Newspapers.

«Джей Джей Абрамс не только сделал реанимацию франшизы. Он улучшил ее», — Джош Ларсен, LarsenOnFilm.

«Достойное дополнение к стартрековскому канону», — Чарльз Коплински, Illinois Times.

«Приветствую режиссера Джей Джей Абрамса! Он снова попал в десятку», — Уилли Вафл, WaffleMovies.com.

«На мой взгляд, Джон Харрисон — террорист. Он подобен человеку с невероятно серьезными намерениями, причем довольно благородными, но его поступки в этом направлении вызывают по меньшей мере сомнения, я бы сказал. Все это он делает не без причины. Его уверенность в себе безгранична, он воин сверхъестественной силы. Причем, когда я говорю «сверхъестественной», я не употребляю это слово в буквальном значении. Он просто невероятно силен», — поведал в интервью КиноПоиску сыгравший злодея актер Бенедикт Камбербэтч.

«Мы пытались понять, что кажется нам достоверным. Консультировались с футурологами, заказывали концепт-арт у художников. Учитывая, что у нас масштабный приключенческий фильм, снятый в IMAX, все в кадре должно было выглядеть максимально реалистичным. Вместе с тем мы старались брать знакомые всем вещи и показывать их в 3D так, как никто этого пока не делал», — рассказал о некоторых подробностях разработки картины режиссер и продюсер Джей Джей Абрамс.

«ФРЭНСИС ХА»

27-летняя Фрэнсис мечтает стать знаменитой современной танцовщицей и снимает вместе с подругой квартиру в Бруклине. Так уж получается, что соседка решает переехать к новому бойфренду. Квартирная плата для девушки теперь неподъемна, поэтому Фрэнсис вынуждена начать вести более насыщенный образ жизни, включающий в себя ночевки у друзей и поездку в Париж.

Видный независимый кинематографист Ноа Баумбах, как и многие его соратники, начинал еще в 1990-е. Его дебютная лента «Пинайся и кричи» привлекла внимание критиков (а в середине следующего десятилетия даже была переиздана на видео под эгидой престижного бренда The Criterion Collection), но не принесла ему крупной популярности. Более обширного внимания Баумбаху удалось добиться с картиной «Кальмар и кит», номинированной на «Оскар». Тогда же он удачно подвизался на сценаристской ниве, обеспечивая текстами как друзей (среди них Уэс Андерсон), так и крупные компании.

В 2010-м вышел «Гринберг» — очередная баумбаховская история на его излюбленную тему о невозможности легкой социальной адаптации для людей, слишком засидевшихся в собственных неврозах и комплексах. Серьезное соучастие в создании той картины приняла актриса Грета Гервиг, ставшая немного позднее спутницей режиссера. В новом фильме постановщика «Фрэнсис Ха» влияние Гервиг было определяющим. Она здесь соавтор сценария и исполнительница главной роли. Премьера черно-белой лирической комедии состоялась на фестивале Торонто, а позднее она была показана вне конкурса на очередном Берлинале. Критики раздают фильму сплошь восторженные характеристики.

«Это как сериал „Девчонки“, но без мрачных моментов», — Кайл Смит, New York Post.

«Остроумный и эмоционально резонирующий портрет взросления, сохраняющий восторженность молодости», — Клаудия Пуиг, USA Today.

«Отличный фильм, абсолютно точно ухватывающий дух Нью-Йорка», — Роберт Левин, amNewYork.

На следующей неделе в США стартуют ленты «Форсаж 6», «Мальчишник: Часть III», «Эпик», «Перед полуночью» и другие.