Премьеры США — 31 мая

После череды сокрушительных хитов в США стартует еще один крупный проект, хоть и с несколько более туманными коммерческими перспективами — фантастическая приключенческая драма «После нашей эры» с Уиллом и Джейденом Смитами в главных ролях. Не столь масштабна, но тоже по-своему интересна аферистская лента Луи Летерье «Иллюзия обмана», располагающая внушительным актерским составом, который включает в себя Джесси Айзенберга, Вуди Харрельсона, Марка Руффало, Моргана Фримана, Майкла Кейна, Айлу Фишер и Мелани Лоран.

«ПОСЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ»

Далекое будущее, где человечество уже давно покинуло Землю и освоило жизнь на другой планете. Генерал Сайфер Рейдж (Уилл Смит) вместе с сыном Китаем (Джейден Смит) возвращается домой, но астероидный поток сшибает их космический корабль, падающий на третью планету от Солнца. Теперь Китаю придется без всякой помощи самому добраться до спасательного маяка, пока его отец ранен.

Карьера М. Найта Шьямалана буквально за несколько лет стала одним из самых странных случаев в современной голливудской хронике. Когда-то казавшийся уверенным ремесленником, а после ставший законодателем новых кинематографических мод, он быстро утерял кредит зрительского доверия. Вплоть до «Таинственного леса» его многозначительные и довольно изысканно снятые мистические ленты пользовались впечатляющим успехом (672 миллиона, заработанные «Шестым чувством» в 1999-м, кажутся сногсшибательной суммой даже в эпоху, когда благодаря инфляции миллиардная планка сборов покоряется блокбастерам все чаще и чаще). Вышедшая в 2006 году «Девушка из воды» обернулась внушительным провалом (итогом всех бед стало присуждение бывшему номинанту на «Оскар» двух наград уничижительной премии «Золотая малина»).

Редкие неудачи всегда понятны и простительны, но с релизом «Девушки» для Шьямалана катастрофы превратились в закономерность. По крайней мере в художественную. Более-менее успешно в прокате прошло растоптанное критиками «Явление». Чуть лучше обстояли финансовые дела у экранизации мультсериала «Аватар» — картины «Повелитель стихий», снятой довольно занятно (даже в эти не самые лучшие для себя времена определенную планку качества режиссер еще в силах держать), но в то же время настолько странной и неказистой, что критики на этот раз ополчились против постановщика во всю свою мощь.

Не отвернулся от когда-то популярного индуса Уилл Смит, первым предложивший Шьямалану заняться своим новым проектом «После нашей эры». Идея пришла к звезде «Людей в черном» во время просмотра документального фильма из цикла «Я не должен был выжить!». Лента могла стать традиционной историей о выживании а-ля «Последний дюйм», где бы самолет терпел крушение, а сын должен спасать раненого отца. Впоследствии сюжет приобрел научно-фантастический размах, добавивший фабуле большей привлекательности и одновременно увеличивший производственные затраты.

Сам Смит известен своим довольно тщательным выбором ролей (даже поначалу сомнительный триквел «Людей в черном» получился вполне качественным и своими мощными сборами подогрел желание студии Sony запустить в производство четвертую часть франшизы), поэтому потенциал у «После нашей эры» был серьезный, несмотря на тот факт, что режиссер картины в последнее время переживает регулярные провалы.

Критики отнеслись к картине негативно. По их словам, лента страдает всеми недугами, поразившими и некоторые предыдущие проекты Шьямалана, мол, мастерство формы в фильме хоть и ощущается (кое-кто из критиков даже сравнил «После нашей эры» с натуралистическими работами Вернера Херцога), но нивелируется оно неубедительным сценарием и сумбурностью повествования.

«Когда я снимаю фильм, я хочу, чтобы все зрители получили от него удовольствие. Конечно, мне важно, как мои фильмы воспринимаются. Но, как я уже сказал, процесс работы над фильмом все-таки глубоко личный, открывающий мне новые грани меня самого. Если я могу удержаться в этом состоянии, то это оказывает положительное влияние на меня и мое внутреннее состояние. Любому художнику важна внутренняя гармония. Ты прислушиваешься к себе, улавливаешь перемены и переносишь их в историю. Твои чувства — это то, что объединяет тебя со зрителями, то, с чем они ощущают связь. Это твое чувство страха или ненависти, любви или печали заставляют их сопереживать, сочувствовать и сострадать», — поведал М. Найт Шьямалан в интервью КиноПоиску.

«ИЛЛЮЗИЯ ОБМАНА»

Группа фокусников, называющаяся себя «Четыре всадника», славится своими эффектными шоу. Публика поразилась бы еще сильнее, зная, что в их силах не только развлекать зрительный зал, но и одновременно проворачивать ограбления. По следу хитроумных иллюзионистов идет настойчивый агент ФБР.

Француз Луи Летерье начинал с сотрудничества с Люком Бессоном, вылившегося в три успешные картины. Именно Летерье когда-то запустил «Перевозчика», переформатировавшего британского актера Джейсона Стэйтема в звезду экшн-жанра, а после пытался вытянуть драматические способности из Джета Ли в ленте «Дэнни — цепной пес». Удачливого жанрового постановщика с распростертыми объятиями принял Голливуд, впрочем, лишь для того, чтобы, как и в случае со многими режиссерами-иностранцами, сжать их покрепче и сделать кинематографиста раболепски послушным.

Первой крупной задачей для Летерье в США стали съемки марвеловского «Невероятного Халка», стартовавшие без сценария. Лента слабо прошла в прокате, но критики отнеслись к ней с симпатией, да и на дальнейшей работе студии над созданием собственной художественной вселенной это, кажется, не сказалось. Со следующей картиной Летерье повезло меньше. К ремейку «Битвы титанов» тоже не был заготовлен сценарий, да еще Warner Bros. решила на волне популярности «Аватара» конвертировать фильм в трехмерный формат. В тот момент намерение студии откровенно нажиться на бесполезном приделывании актуальной технической штуки изрядно возмутило критиков и публику. Тем не менее сборы «Битвы» оказались значительными.

От руководства сиквелом «Битвы» Луи отказался, дабы не наступать на те же грабли, вместо этого предпочтя авантюристский триллер «Иллюзия обмана» (контракт с французом был заключен в феврале 2011-го), сценарий к которому писали Эд Соломон («Люди в черном», «Невероятные приключения Билла и Теда») и Боаз Якин («Принц Персии»). Критики к ленте отнеслись равнодушно, уверяя, что Летерье все же не достает кинематографической ловкости, чтобы сделать из имеющегося материала выдающийся образец жанра.

«Глупый, но во многом приятный», — Мэтт Сингер, ScreenCrush.

«Здесь есть великолепный актерский состав и впечатляющий масштаб, но в конечном счете фильм распадается почти полностью», — Стивен Сильвер, EntertainmentTell.

«Масштабный, шумный, ловкий и пустой», — Марк Фини, Boston Globe.

«Остроумная и оригинальная „Иллюзия обмана“ совершает увлекательный переворот в классической схеме фильмов-ограблений», — Лиза Элин, We Got This Covered.

На следующей неделе в США стартуют ленты «Кадры», «Судная ночь» и другие.