07.07.2009
Обзор бокс-офиса США (03.07-05.07)
Выпавший в этом году на субботу праздник Дня Независимости сделал отчётный уик-энд одним из самых необычных и непредсказуемых за последнее время, интрига сохранялась до самого конца, а победитель определился только в понедельник вместе с поступившими окончательными данными, когда в Москве была уже глубокая ночь.
С одной стороны выручка кинотеатров Северной Америки несколько возросла в будни и в пятницу, ставшую предпраздничным днём и полноценным выходным для большинства американцев, с другой в субботу активность зрителей резко пошла на убыль. Традиционные для 4 июля праздничные мероприятия, пикники и семейные выезды на природу, ярмарки, вечерние фейерверки, карнавалы, концерты и парады заметно уменьшили аудиторию кинотеатров в этот день, вызвав значительные падения сборов у большинства фильмов в прокате.
Невозможность оценить точные последствия вмешательства праздника в дела кинопроката, тем более что в последний раз День Независимости выпадал на субботу ещё в 1998 году, привела ещё к более неожиданным последствиям. Объявляя в воскресенье предварительные оценки сборов уик-энда, две киностудии независимо друг от друга выдали абсолютно одинаковые результаты уик-энда для своих проектов (42,5 млн. долларов), и определение окончательного победителя пришлось отложить до следующего дня. В последний раз такое условное двоевластие наблюдалось в марте 1998 года, когда рядом оказались рвущийся к новым вершинам «Титаник» и дебютировавший в прокате «Человек в железной маске». Финальные цифры отдали тогда предпочтение «Титанику», опустошившему кошельки зрителей на 17,6 млн. долларов против 17,3 млн. у основного конкурента.
Ситуация одиннадцатилетней давности повторилась вновь. Обнародованные днём позже окончательные данные оказались не в пользу новичка и вывели в победители сиквел «Трансформеров», собравший за выходные 42,3 млн. долларов при несколько большем, чем ожидалось, падении на 61%. Тем не менее, по итогам уик-энда общая касса «Мести падших» достигла огромной суммы в 293,4 млн. долларов, по-прежнему уступая одному лишь «Тёмному рыцарю», являющемуся обладателем практически всех подобных достижений. Для сравнения оригинальному фильму, который имел к тому же лишний день в прокате, за первые две недели удалось собрать 224,8 млн. долларов, а затем финишировать с 319,3 млн. в кармане.
Из всей кассы уик-энда 4,6 млн. долларов пришлось на поступления от сеансов на экранах IMAX при средней выручке в более чем 27000 долларов с кинозала. Общий же вклад этого формата составил 24 млн. долларов за двенадцать дней проката. В международном прокате «Трансформеры 2», столкнувшись с глобальным нашествием доисторических созданий из триквела «Ледникового периода», опустились на вторую строчку, заработав 53,5 млн. долларов за уик-энд. Суммарная выручка фильма Майкла Бэя на данную минуту достигла 300,6 млн. долларов международных сборов и 594 млн. общемировых.
Проигравший локальное сражение гигантским роботам «Ледниковый период 3» заработал 41,7 млн. долларов в 7100 кинозалах 4099 кинотеатров за выходные и 66,7 млн. за первые пять дней проката. Несмотря на полученные 1606 трёхмерных экранов, где, как известно, зрителям за билет приходится уплатить дополнительные два-три доллара, мультфильм не смог в достаточной мере повторить результаты своих предшественников. Поступления от трёхмерных экранов составили 55% от всей выручки, 55% зрителей зрителей пришлось на долю семейной аудитории.
Напомним, что в 2002 году оригинальный «Ледниковый период» собрал 46,3 млн. долларов за премьерный уик-энд и 176,4 млн. за всё время проката, четыре года спустя «Глобальное потепление» развило этот успех, заполучив 68 млн. на старте и 195,3 млн. по итогам выступлений. Не дотянул триквел и до результатов последних проектов конкурирующих между собой студий Pixar и DreamWorks Animation, правда, совсем нелишним будет упомянуть, что затраты на производство «Эры динозавров» составили довольно скромные по нынешним временам 90 млн. долларов. Напротив, «Монстры против пришельцев» и «Вверх» стоили своим создателям едва ли не вдвое большую сумму (175 млн.), так что для получения прибыли компании героев «Ледникового периода» придётся приложить несравнимо меньше усилий.
Понимая, что теперь их творению придётся столкнуться со значительно более высокой конкуренцией, чем первым двум частям весной, киностудия осталась довольна полученными сборами, объявив их новой крупной победой франчайза. Когда же стали приходить данные из-за рубежа, ликование официальных лиц и вовсе не знало границ. За дебютный уик-энд мультфильм заработал 151,7 млн. долларов в 11652 кинозалах в 68 территориях, установив абсолютный рекорд в анимационном жанре и показав шестой результат среди всех фильмов на экранах планеты.
При этом в запасе остались ещё премьеры в четырёх ведущих кинорынках: Японии, Южной Корее, Китае и Италии, что делает показанный результат ещё более впечатляющим. По словам руководства международного подразделения киностудии Fox International, если сравнить сборы фильмов за вычетом этих территорий, то окажется, что третий «Ледниковый период» опередил на 27,1 млн. долларов «Код да Винчи» и на 31,2 млн. вышедших неделю назад вторых «Трансформеров». По меньшей мере в 12 территориях не устояли рекорды кинопроката, причём особенно невероятный результат был зафиксирован в отечественном кинопрокате, где за первые пять дней «Эре динозавров» покорилась совершенно фантастическая сумма в 20,9 млн. долларов (652,7 млн. рублей).
Гангстерская драма «Джонни Д», не ставившая перед собой целью соревноваться с дуэтом лидером, оказалась весьма достойной альтернативой летним блокбастерам. Кинолента Майкла Манна заработала 25,3 млн. долларов за трёхдневку и 40,1 млн. за первые пять дней на 4900 экранах 3304 кинотеатров, показав один из лучших результатов для подобного рода картин и заодно лучший пятидневный старт в карьере известного режиссёра.
Удачно проведённая рекламная кампания приложила немалые усилия для того, чтобы заинтересовать зрителей не равнодушных к криминальным лентам, всегда жизненно необходимые для таких фильмов позитивные отклики критиков пришлись как нельзя кстати. Присутствие таких звёзд первой величины как Джонни Депп и Кристиан Бэйл послужило дополнительным катализатором интереса к картине, которая стала в тоже время серьёзным испытанием для обоих актёров, не всегда добивавшихся серьёзных успехов за рамками обеспечивших им славу франчайзов.
Всё же жаркие летние месяцы обычно считаются не самым лучшим временем для выхода на экраны крупных проектов для взрослой аудитории не комедийной направленности, что вызывало определённую озабоченность со стороны киностудии, не забывавшей о своих не самых удачных опытах прошлых лет. Учитывая это, полное удовлетворение первой отдачей от 100-миллионного проекта легко понятно.
«Каждый задавался вопросом, сможет ли этот фильм собрать хорошую кассу. Но это оказался потрясающий уик-энд для поклонников серьёзных фильмов для взрослой аудитории», — заявил глава отдела маркетинга и дистрибуции на Universal Pictures Адам Фогельсон. Опросы, проводимые по окончании сеансов, определили минимальный перевес зрителей сильного пола (53%) при равном представительстве публики старше и моложе 25 лет. В международном прокате «Джонни Д» дебютировал премьерами в 5 территориях, принёсшими 5,3 млн. долларов первых поступлений, на российских экранах фильм появится 23 июля.
Среди релизов общенационального проката с наименьшими потерями прошла отчетный уик-энд романтическая комедия «Предложение», продолжающая к тому же собирать отменную кассу в будни. Картина с Сандрой Буллок и Райаном Рейнольдсом в главных ролях заработала 12,9 млн. долларов при падении на 31% и находится теперь в одном шаге от вступления в элитный клуб «100 миллионов» (94,3 млн. после семнадцати дней). Нельзя исключать даже, что с такими темпами продвижения вперёд «Предложение» способно опередить триллер «Скорость», результат которого на протяжении многих лет остаётся лучшим в карьере популярной актрисы (121,2 млн. долларов).
Сотворивший колоссальную сенсацию «Мальчишник в Вегасе» близок к тому, чтобы стать самым успешным комедийным проектом с взрослым рейтингом R. Освоив 11,3 млн. долларов при 34%-ом падении, нежданный хит добрался до отметки в 205 млн. долларов, приближаясь к финальным сборам удерживающей лидерство в этой категории комедии «Незваные гости» (209,3 млн.). Одновременно «Мальчишник» пробился в топ-100 самых кассовых фильмов американского кинопроката (90-е место), а также в первую десятку картин с рейтингом R (9-е место).
Вынужденный распрощаться с трёхмерными экранами мультфильм «Вверх» значительно сдал позиции, но всё же избежал губительного для себя обвала. Потеряв примерно половину от выручки предыдущего уик-энда, пиксаровская лента стала шестой с 6,52 млн. долларов, выйдя с общей кассой в 264,8 млн. на второе место среди десяти проектов анимационной студии. В среду позади осталась «Корпорация монстров» (255,9 млн.) и в субботу была повержена «Суперсемейка» (261,4 млн.).
Как и многие другие фильмы, рассчитанные в первую очередь на зрительниц прекрасного пола, драма «Мой ангел-хранитель» в будни держится даже лучше, чем в выходные. Именно по этой причине 53%-ое падение во второй прокатный уик-энд и сократившаяся до 5,79 млн. долларов выручка не стали большой трагедией для киноленты, которая с 26,5 млн. после двух недель нацелилась на финиш в районе 40-миллионной отметки. Результат, естественно, не выдающийся, но вполне приемлемый и служащий гарантией окупаемости проекта.
Триллер «Опасные пассажиры поезда 123» бесславно покидает прокатный репертуар американских кинотеатров, заработав за выходные 2,53 млн. долларов и снова не избежав серьёзных потерь. После четырёх недель проката в активе 100-миллионного фильма Тони Скотта лишь 58,5 млн. долларов, позволяющие смело говорить если не о полном провале, то об очевидной неудаче.
Комедия «Начало времён» ещё быстрее камнем идёт ко дну, опустившись после обвала в 61% на девятое место с 2,32 млн. долларов. На счету 60-миллионного проекта лишь 38,3 млн. долларов после трёх недель в прокате и весьма сомнительные перспективы поправить положение на международных экранах.
Не продемонстрировав ровным счётом ничего сверхъестественного, «Ночь в музее 2» с кассой уик-энда в 2,04 млн. долларов ещё на одну неделю продлила пребывание в десятке сильнейших. Всего в копилке комедийного сиквела после семи недель в прокате пребывает 167,7 млн. долларов. «Звёздный путь» пополнил свои сбережения на 1,77 млн. долларов, подобравшись вплотную к 250-миллионной отметке (249,8 млн. после девяти недель).
Несколько фильмов, идущих в ограниченном прокате, по-прежнему заставляют обращать на себя внимание своими достижениями. Картина Сэма Мендеса «Поехали» заработала 1,1 млн. долларов в 506 кинотеатрах, пробравшись на двенадцатую строчку (всего 6,089 млн. за пять недель). Комедия Вуди Аллена «Будь что будет» значительно расширила прокат с 35 до 355 заведений, получив за выходные 960 тыс. долларов (13-е место, всего 1,91 млн.). Военная драма Кэтрин Бигилоу «Повелитель бури» вторую неделю подряд смогла показать лучший результат по сборам с площадки, 131 тыс. долларов в 9 кинотеатрах (всего 370 тыс.).
Знакомая нашим любителям кино французская комедия «Девушка из Монако» стала одним из новичков праздничного уик-энда, завоевав на старте 83,8 тыс. долларов в 21 кинотеатре. Индийский комедийный боевик «Невероятная любовь» удостоился привычного для фильмов Болливуда релиза в 100 кинотеатрах, собрав в них за выходные 768,5 тыс. долларов (14-е место).
Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 152,6 млн., что на 2% больше, чем год назад, когда победу вырвал супергерой «Хэнкок» (62,6 млн.), но на 5% меньше, чем два года назад, когда на экранах впервые сражались «Трансформеры» (70,5 млн.).
Следующая неделя на американских экранах обещает стать особенно привлекательной для любителей комедийного жанра. Universal Pictures отправляет в плавание новую работу автора скандального «Бората» Саши Барона Коэна «Бруно» (2700 кинотеатров), которая имеет неплохие шансы на победу в борьбе со старожилами проката. Также на экранах США и Канады можно будет увидеть молодёжную комедию Криса Коламбуса «Ночь с Бет Купер», выходящую в 1900 кинотеатрах.