Бюджеты ниже приведённых фильмов можно смело сравнивать с бюджетами некоторых африканских стран. Однако вместо колоссальных прибылей эти картины принесли гигантские убытки киностудиям, продюсерам, режиссёрам и актёрам. Часть из провалившихся в прокате картин даже вошла в учебники по производству «важнейшего из искусств». Каждый новоиспечённый работник Голливуда больше всего боится приложить руку к тому, что с треском провалилось в прокате и было раздавлено едкими рецензиями кинокритиков. Попробуем установить причины коммерческого краха двадцати популярных лент мирового (преимущественно американского) кинематографа.
Сахара (2005).
Бюджет - $160 млн.,
сборы - $67,8 млн.
Главная причина провала – режиссёр картины Брэк Эйснер, снимавший в своей жизни исключительно видеоклипы и эпизоды второсортных телесериалов. Голливудские продюсеры до сих пор ломают голову, как бюджет в $160 мог попасть в руки человека, понятия не имеющего о большом кинематографе. Как и следовало ожидать, фильм получился отвратительным. Причём отвратительно в нём абсолютно всё: от актёрской игры Пенелопы Круз и Мэтью Макконахи до операторской работы и саундтрека.
Александр (2004).
Бюджет - $155 млн.,
сборы $ 34,3 млн.
Когда в прессе появилась информация, что легендарный Оливер Стоун собирается снимать историческую сагу об Александре Македонском, у кинокритиков отвалились челюсти. Все они задавались одним вопросом: зачем Стоуну это надо? Всем хорошо известно, что его фирменный подчерк – это жестокие и психологические фильмы, вроде «Взвода», «Прирождённых убийц» и «Рождённого четвёртого июля». Стоун в качестве режиссёра «Александра» выглядит так же неправдоподобно, как, например, Вуди Аллен в образе маньяка-убийцы Томаса Хьюитта из «Техасской резни бензопилой».
Недоверие кинозрителей и кинокритиков отразилось на кассовых сборах. После провала «Александра» Стоун вернулся к «своему делу», сняв политические драмы об 11 сентября и Джордже Буше-младшем.
Инчхон (1982).
Бюджет - $46 млн.,
сборы - 5,2 млн.
Совершенно уникальный случай в истории мирового кинематографа. Теренс Янг хотел снять грандиозный фильм о войне в Корее, введя в сюжетную линию банальную любовную историю. Ещё задолго до премьеры фильму пророчили всевозможные европейские и американские награды. Однако вместо «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» картина собрала почти все статуэтки «Золотой клюквы» - награды, присуждаемой худшим фильмам года.
Главная причина провала, по мнению кинокритиков, кроется в бездарной актёрской игре и плохо прописанных диалогах главных героев.
Посейдон (2006).
Бюджет - $160 млн.,
сборы - $ 60,7 млн.
Этот фильм подвела отвратительная рекламная компания. При колоссальном производственном бюджете создатели картины даже не удосужились пригласить на главные роли актёров класса «А». Их места заняли герои второсортных боевиков и туповатых комедий – Курт Рассел и Джош Лукас. При виде их не совсем приятных физиономий на рекламных плакатах, у зрителей заочно сложилось впечатление, что фильм «так себе» и смотреть его в кинотеатре нет никакого смысла...
Скорость 2 (1997 год).
Бюджет - $160 млн.,
сборы - $ 48,6 млн.
Повторить ошеломительный успех первой части «Скорости» не удалось ни режиссёру Яну Де Бонту, ни актёру Кину Ривзу. Во-первых, создателей подвёл написанный на скорую руку сценарий, где напрочь отсутствует «экшн» (за исключением последних сцен). Во-вторых, фильм выделяется довольно странной операторской работой и монтажом. У зрителей создалось впечатление, что они смотрят не полноценную художественную картину, а нарезку из каких-то не имеющих отношения друг к другу эпизодов.
От всего сердца (1982).
Бюджет - $25 миллионов, сборы - $636 тысяч.
Более чем уверен, что режиссёр Фрэнсис Форд Коппола заранее знал, что музыкальная комедия «От всего сердца» провалится в прокате. В момент работы над фильмом он купался в лучах славы своего супер-хита «Апокалипсис сегодня», поэтому решил расслабиться и снять кино для души, пригласив на главные роли актёров, которых никто не знает и по сей день – Фредерика Форреста, Терри Гарр и Рауля Джулию.
Вся королевская рать (2006). Бюджет - $55 млн.,
сборы - $7,2 млн.
Экранизация популярного романа Роберта Пенна Уоррена и римейк одноимённого фильма 1949 года. Плохие кассовые сборы объясняются очень просто: картина вышло не в то время и не в том месте. Смотреть на политкорректность, олицетворением которой являются главные герои, и слушать бесконечные разговоры о судьбах бедняков из Луизианы (южный акцент главных героев временами совершенно непонятен) зрители не захотели. Оно и понятно...
Шанхайский сюрприз (1986). Бюджет - $17 млн.,
сборы - $ 2,3 млн.
Динамичный боевик с элементами комедии, в котором главные роли сыграли Шон Пенн и Мадонна (супруги на тот момент). Несмотря на большое количество каскадёрских трюков и спецэффектов, зрители не захотели смотреть фильм, потому что снят он был не в Соединённых Штатах, а в Гонконге. Как известно, иностранные картины никогда не собирали на территории Америки больших денег. Однако кассовый провал не помешал «Шанхайскому сюрпризу» попасть в список лучших мировых лент 80-х годов.
Основной инстинкт - 2 (2006). Бюджет - $70 млн.,
сборы - $6 млн.
В одном из многочисленных интервью перед премьерой исполнительница главной роли Шэрон Стоун сказала, что сиквел классического «Основного инстинкта» должен принести от $150 до $200 млн. прибыли. Известная актриса не учла одного: она уже давным-давно не является секс-символом, и смотреть эротический триллер с её участием захотят лишь мужчины в возрасте от 45 и выше... Собственно, эта категория зрителей и отдала в копилку картины скромные $6 млн.
И грянул гром (2002).
Бюджет - $80 млн.,
сборы - $1,9 млн.
Короткий философско-фантастический рассказ Рэя Брэдбери о знаменитой «теории хаоса» Голливуд умудрился превратить в полуторачасовой бред, сюжет которого описать весьма проблематично. После премьеры поклонники Брэдбери прокляли режиссёра Питера Хаймса, а фильм возглавил список худших экранизаций произведений великого фантаста.
Гудзонский ястреб (1991).
Бюджет $65 млн.,
сборы - $17,2 млн.
Данную картину можно охарактеризовать одним простым словом – чушь. В центре сюжета - артефакт Леонардо Да Винчи, за которым гоняются главные герои – гангстеры, бродяги, полицейские и ряд других непонятных личностей. Впервые в карьере Брюс Уиллис был втоптан в грязь кинокритиками. Последним не понравилось, что звезда «Крепкого орешка» отошёл от закрепившегося имиджа супергероя, сыграв обыкновенного простофилю.
Костёр тщеславий (1980).
Бюджет - $47 млн.,
сборы - $15,7 млн.
Объяснить провал этого фильма невероятно трудно. Режиссёр Брайан Де Пальма подобрал звёзд первой величины Тома Хэнкса, Меллани Гриффит и Моргана Фримена. Сценарист Майкл Кристофер великолепно адаптировал книгу Тома Вульфа. А комедийный актёр Алан Кинг написал несколько десятков оригинальных шуток, которые вошли в «Костёр тщеславий», превратив его в одну из лучших комедий 1980-го года.
Продюсеры считают, что маленькие кассовые сборы фильма объясняются большим успехом лент-конкурентов, которыми стали «Аэроплан», «Супермен - 2», «Голубая лагуна» и «Звёздные войны. Эпизод 5».
Женщина - кошка (2004).
Бюджет - $100 млн.,
сборы - $40,2 млн.
Героиня женских комиксов Женщина - кошка появилась в конце 50-х годов ХХ века. Как ни старались художники придать этому образу мужественности и сексуальности, по популярности он заметно уступал и Спайдермэну, и Супермену, и Бэтману. Экранизация комикса в ХХI веке лишний раз подтвердила избитую истину – американцы не желают смотреть на супергероев-женщин.
Исполнительница главной роли Холли Берри была единолично признана худшей актрисой 2004 года. Обиженная чернокожая красотка клятвенно пообещала, что больше никогда не будет играть героев комиксов.
Поле битвы – Земля (2000).
Бюджет - $73 млн.,
сборы - $21,5 млн.
В основе этой картины лежит книга Рона Хаббарда – американского фантаста и основателя религиозно-философского течения саентологов. Задолго до премьеры христианские общины Соединённых Штатов призвали байкотировать картину и в день премьеры посетить любой фильм, который составит ей конкуренцию. Результат, как говорится, на лицо...
Водный мир (1995).
Бюджет - $175 млн.,
сборы - $88,2 млн.
С 1994 года в Голливуде действует проверенное правило, которым, к сожалению, пренебрегают многие режиссёры. Звучит оно так: «Если хочешь, чтобы фильм провалился – пригласи на главную роль Кевина Костнера». «Водный мир» стал третьим провальным фильмом в карьере Костнера после «Войны» и «Уайт Эрпа» (потом последовали ещё пятнадцать).
После просмотра «Водного мира» невольно задаёшься вопросом: куда были потрачены $175 миллионов? Ведь всё действие картины происходит в открытом океане, а костюмы главных героев напоминают одеяния бомжей...
Почтальон (1997).
Бюджет - $80 млн.,
сборы - $17,6 млн.
Спустя два года после провала «Водного мира» голливудские продюсеры решили наступить на грабли ещё раз. Костнера вновь пригласили на главную роль в ленте про «планету после апокалипсиса». На этот раз он передвигается по суше, но в тех же лохмотьях и на фоне тех же полуразрушенных декораций. Итог предсказуем: фильм не окупил себя даже на четверть.
Остров головорезов (1995).
Бюджет - $98 млн.,
сборы - $10 млн.
Возможно, эта картина заработала бы намного больше, если бы создатели не додумались выпустить её на большие экраны перед новым годом. Таким образом, картина о кровожадных пиратах не смогла составить достойной конкуренции многочисленным рождественским комедиям и мелодрамам. Вместо ожидаемых $200 млн., лента заработала ровно в 20 раз меньше.
Клеопатра (1963).
Бюджет - $44 млн.,
сборы - $26 млн.
Эта замечательная лента лишний раз подтверждает правило, что настоящее искусство элитарно и массовый зритель никогда его не поймёт. Несмотря на скромные кассовые сборы, картина завоевала четыре премии «Оскар», включая статуэтку за лучший фильм года. После премьеры весь мир узнал, кто такая Элизабет Тэйлор...
Врата рая (1980).
Бюджет - $44 млн.,
сборы - $3,5 млн.
Замечательную картину Майкла Чимино, посвящённую фермерской войне в штате Вайоминг, подвёл хронометраж. Поскольку действие ленты растянуто аж на 3 часа 40 минут, многие американские кинотеатры отказались её показывать.
Кстати, на видео «Врата рая» смотрятся на одном дыхании. Редкая возможность увидеть в одном фильме Микки Рурка, Джеффа Бриджеса, Кристофера Уокена, Уильяма Дефо и Криса Кристоферсона. На мой взгляд, это самый достойный фильм из всего нашего списка.
Приключения Плуто Нэша (2002). Бюджет - $100 млн.,
сборы - $4,4 млн.
Пользователи авторитетного интернет-ресурса International Movie Database (IMDb) оценили этот фильм в 3.7 баллов по 10-бальной системе. Такого рекордно низкого показателя не удостаиваются даже ленты класса «С» (выходят сразу на видео и в ограниченном прокате).
К провалу, безусловно, приложил руку исполнитель главной роли Эдди Мерфи, который после «Полицейского из Беверли-Хиллз» и «48 часов» превратился в предсказуемого и откровенно скучного актёра.