«Остров проклятых»
«Остров проклятых», США, 2010
Парочка правительственных агентов Тедди Дэниэлс и Чак Оул (Леонардо ДиКаприо, «Титаник», и Марк Руффало, «Соучастник») в классических широкополых шляпах, мятых плащах и нелепых галстуках прибывают на остров Шаттер, что в нескольких милях от бостонского побережья. Остров — некогда неприступный военный форт, нынче — лечебница для особо буйных психов. Собственно, с миссией разыскать пропавшую пациентку — Рейчел Соланду (Эмили Мортимер, «Париж, я люблю тебя»), несколько лет тому назад утопившую троих своих детей, детективы и прибыли. На входе им пришлось сдать табельное оружие («Тут такие порядки, сэр») и представиться главврачу Коули, неприятному лысоватому типу («Господа, надеюсь, вам не придется у нас скучать»). Скучать им и правда не придется.
Возникнет слишком много вопросов, на которые необходимо будет как можно быстрее найти ответы. К примеру, как удалось Рейчел босой и без оружия испариться из закрытой комнаты самой охраняемой в мире психиатрической клиники США? Что означают таинственные цифры и знаки в бумагах, оставленных беглянкой? Что скрывают бездонные катакомбы под психушкой? Почему Тедди внезапно начинает видеть странные сны, в которых вымысел плотно сплетается с явью? И на самом ли деле является тем, за кого себя выдает, напарник Тедди? И самый главный вопрос: в своем ли уме Тедди, виновен ли он в гибели супруги и суждено ли ему остаться в живых...
Это уже четвертая совместная работа Мартина Скорсезе (режиссер) и Леонардо ДиКаприо. И лучшим доказательством того, что парочка сработалась на славу, является «Остров проклятых» — нестандартное, непопсовое, заставляющее пораскинуть мозгами, полное скрытых подсказок (фильм явно рассчитан не на один просмотр) кино. Сразу оговорюсь, примут «Остров» далеко не все. Кому-то он покажется слишком заумным, кому-то затянутым (хронометраж 138 минут). Кто-то потеряется в переплетениях сновидений и реальности... но в этом-то и вся соль картины. Зритель чуть ли не медитативно погружается в пучину мира психов и врачей, растворяется в волнах, набегающих на остров, проникается болью детектива Тедди... Не знаю, как Скорсезе это удалось (грамотно выстроенный кадр? лихо закрученный сюжет? четко выверенная доля саспенса, то есть нагнетания страха?), но постепенно всеми фибрами души начинаешь ощущать неотвратимое приближение кошмара... А это дорогого стоит.
Впрочем, во многом это и заслуга совершенно шикарной игры ДиКаприо. Кто бы мог подумать, что из смазливого пацана из «Титаника» со временем вырастет такой мощный и харизматичный драматический актер?! Что интересно, чем плотнее он работает с Мартином, тем больше напоминает по манере игры... Роберта Де Ниро («Такси») — еще одного скорсезевского любимчика.
Отдельная радость — оскароносный Бен Кингсли (доктор Коули) — актер, некогда блиставший в «Ганди» и «Списке Шиндлера», а теперь незаслуженно растрачивающий талант в дешевых поделках типа «И грянул гром» или «Бладрейн». Его спокойная и наглая игра выгодно подчеркивает рваную нервозность персонажа Лео.
Хороши и те малоизвестные лицедеи, кто примерил на себя личины многочисленных питомцев лечебницы. Как бы парадоксально это ни звучало, но в роли психов они смотрятся куда убедительнее, чем настоящие душевнобольные, игравшие в недавней картине Карена Шахназарова «Палата номер 6».